ЕВРОПЕЙСКАЯ КОММУНАЛКА
Поддержать

ЕВРОПЕЙСКАЯ КОММУНАЛКА

Абу Алиев


Совсем недавно понятие «Европа» рассматривалось в тесной привязке к термину «западный мир», в который вкладывался образ гомогенного и цельного ядра. Но последние события в мире, в частности глобальный финансовый кризис и война на Кавказе, возможно, обнаружили в нем серьезные трещины.


Ключевую роль в зарождении евроатлантического альянса после Второй мировой войны сыграли два фактора: геополитическое противостояние коммунизма и империализма, а также «план Маршалла», накрепко сковавший Западную Европу и Штаты. Хотя в Старом Свете уже тогда звучали призывы пойти по иному пути. Так, президент Франции Шарль де Голль предостерегал, что целью США с 1945 года является контроль над всей Евразией. Вашингтон стратегически стремился к разделению Европы, которая, по мнению де Голля, простиралась от Атлантики до Урала, включая Советскую Россию. В противовес атлантизму, продвигаемому Вашингтоном, этот выдающийся француз рисовал в своем воображении контр-стратегию, основывающуюся на франко-германском согласии и создании неамериканской Европы, отторгающей троянского коня атлантизма  Великобританию. У Европы был путь к сотрудничеству с Советской Россией. Сотрудничая и двигаясь вместе, три больших европейских народа – французы, немцы и русские – могли бы положить конец американскому проекту мирового господства. Но последующий ход событий – конец голлизма, принятие Великобритании в Европейский союз, европейская экспансия на Восток, крушение СССР — в совокупности привели к упадку европейского проекта из-за его растворения в неолиберальной экономической глобализации и политическом равнении на Вашингтон.
С наступлением XXI века евро-атлантическая идиллия «дышит на ладан». США и ЕС по-разному начинают смотреть на происходящее в мире, преследовать отличные цели. При этом флагманы Старого Света стремятся к роли самостоятельного лидера, тем более что, во-первых, объединяя 25 стран с населением почти в 450 миллионов человек, четвертью мирового валового внутреннего продукта, Европейский союз с полным основанием может быть причислен к кругу глобальных экономик.
Во-вторых, наряду с экономическим фундаментом важным элементом лидерского потенциала Евросоюза является культурно-политическое влияние. Его масштабы сохраняют общемировой характер. Привлекательность европейских ценностей, например, «сработала» при формировании внешнеполитических воззрений первого и последнего президента СССР Михаила Горбачёва. Стремясь строить «общеевропейский дом» на основе одинаковой безопасности и при соблюдении политических прав граждан, Горбачёв фактически согласился с правом сателлитов СССР выбирать альянсы по своему усмотрению, а затем – после Венской встречи СБСЕ – признал примат международного права над внутренним. Это, в свою очередь, позволило политическим объединениям в государствах Варшавского договора требовать прямого применения положений международных документов. Европейские гуманистические ценности сыграли, таким образом, важнейшую роль в легитимизации антикоммунистической оппозиции в бывших социалистических странах, ускорив трансформацию последних и их бегство от Москвы.
Признанием высокого авторитета именно европейской традиции морали и борьбы за справедливость оказался факт размещения в Старом Свете международных судебных органов и трибуналов – Международного суда ООН, Международного трибунала ООН по бывшей Югославии, Международного уголовного суда, Европейского суда по правам человека и других. Эти инстанции хотя и остро ощущают зависимость от США, тем не менее проявляют способность даже к нетривиальным акциям. Так, в апреле 2004 года в Международном суде ООН возоб-новилось судебное разбирательство по иску Сербии и Черногории против США в связи с актами военного вторжения НАТО на территорию бывшей Югославии и ущерба, нанесенного ей американскими военными.
Немаловажным инструментом культурно-интеллектуального воздействия стал в целом удачный интеграционный опыт ЕС. Именно он обусловил популярность интеграционных рецептов для многих неевропейских стран. Не секрет, что некоторая часть «европейского банка интеграционных идей» привлекает и лидеров СНГ.
Обратимся, в-третьих, к военно-политическому потенциалу ЕС. Он имеет сложную структуру, существуя сразу в трех «ипостасях»: национальных государств, собственно Европейского союза и военно-политического блока НАТО. Великобритания и Франция обладают ограниченным, но действенным потенциалом ядерного сдерживания. Германия наряду с двумя упомянутыми державами, а также Италией и Испанией располагает достаточно крупными и эффективными обычными вооруженными силами. Целый ряд средних и малых членов ЕС имеют компактные, но весьма хорошо оснащенные армии. Эти силы способны самостоятельно обеспечивать оборону национальной территории соответствующих стран и при необходимости вливаться в состав международных контингентов для решения миротворческих и полицейских задач среднего уровня интенсивности. При этом наличный потенциал вооруженных сил не позволяет ни одной из европейских держав претендовать на глобальное лидерство.
Вывод об относительной слабости военно-политического потенциала применим и в отношении Европейского союза в целом, о чем можно более или менее адекватно судить, сложив военные показатели государств ЕС.
Вот почему наиболее ощутимое военно-политическое влияние в мире Евросоюз способен оказывать посредством НАТО, куда с мая 2004 года входят 19 из 25 членов ЕС. Но использование  ресурсов альянса подразумевает одобрение главной инстанции США,  поэтому, подкрепленный американскими ресурсами, ЕС внешне может выглядеть более убедительной военно-политической единицей – однако в той мере и до той поры, пока его внешнеполитический курс не будет расходиться со взглядами Вашингтона.
В-четвертых, ЕС эффективно использует на международной арене свой организационный ресурс путем участия в многочисленных  общемировых и региональных организациях, режимах, диалогах, форумах и т.д. Успевшему вырасти и приобрести опыт аппарату чиновников Евросоюза близка логика многостороннего взаимодействия, подготовки и выработки решений на их основе. Чиновники ЕС способны более умело использовать оргресурс, чем функционеры правительств крупных национальных государств, склонные к чересчур «прямолинейным» методам отстаивания своих позиций.
Сложилась и устойчивая практика регулярных встреч между высшими должностными лицами Евросоюза и правительствами ведущих держав – США, России, Китая, Канады, Японии и Индии. Они, как водится, проходят по протоколу встреч на высшем уровне, что постепенно выводит руководителей ЕС к высшему международно-политическому статусу, приравниваемому к статусу глав суверенных государств.
Опираясь на наличный оргресурс, ЕС напористо приспосабливает условия сотрудничества со странами-партнерами к особенностям собственного законодательства, деловой практики и политических ценностей. Тем более что как у крупнейшего в мире торгового блока в руках Евросоюза мощный рычаг влияния, сразу 25 голосов в ВТО, соответственно, огромные переговорные преимущества. Он может легко добиваться выгодных ему уступок от государств, претендующих на членство в организации.
Наконец, в распоряжении Европы набор гораздо более гибких инструментариев, чем практикуемая США «грубо-прямолинейная» проекция военной силы. В этом состоит еще одно важное отличие характерной для ЕС «стратегии мягкого лидерства».
И, тем не менее, ориентируясь на лидерское положение в мире, ЕС с каждым годом испытывает все большие трудности в координации и действенном использовании имеющегося потенциала. Глубокие разногласия в связи с политикой США и Британии в отношении Ирака в 2003—2004 годы в очередной раз показали ограниченность возможностей ЕС действовать на международной арене в качестве цельного организма.
В отличие от механизмов в национальных государствах, институты ЕС не могут в достаточной степени легко и быстро обеспечивать концентрацию ресурсов на нужных направлениях внешнеполитической деятельности. С данной точки зрения основная проблема исходит из рутинного процесса принятия решений, в ходе которого приходится согласовывать мнения 25 (!) входящих в Евросоюз национальных государств. Управляют этим объединением как межгосударственные институты (Европейский совет и Совет министров ЕС), так и наднациональные органы (главный из них – Европейская комиссия). Загвоздка в том, что с момента рождения они обрели собственные интересы, зачастую противоречащие устремлениям самых крупных и влиятельных государств-членов. Большой помехой на пути принятия согласованного внешнеполитического курса ЕС стало осторожное отношение национальных правительств к передаче своих полномочий наднациональным органам, а с другой стороны – расхождения между партнерами по Евросоюзу во внешней политике, подходах к конкретным международным вопросам.
Так, Франция и Германия – основоположники европейской интеграции – являются наиболее активными сторонниками координации международной деятельности Союза. В отличие от них, скажем, Великобритания, Дания и Нидерланды выказывают сдержанность, опасаясь противопоставить политику объединения США. Еще более настороженно эти государства, а также нейтральные Ирландия, Австрия, Швеция, Финляндия воспринимают проекты относительной «автономии» ЕС в области обороны и безопасности. По их мнению, подобные проекты способны нанести ущерб «трансатлантической солидарности».
Разнобой в подходах еще более усилился после приема в 2004 году в состав Евросоюза десяти новых членов. Многие из них в своей политике безопасности стали ориентироваться на Вашингтон сильнее, чем на Париж или Берлин.  К тому же в деле военного строительства страны Центральной и Восточной Европы гораздо больше ориентированы на сотрудничество в рамках НАТО, нежели с ЕС.
Таким образом, гигантский потенциал, с одной стороны, и внутренняя рыхлость, неповоротливость в действиях — с другой, предопределяют уязвимость Союза.
Да, в Старом Свете все настойчивее ведутся разговоры о необходимости выхода из тени заокеанского куратора. Теперь она ратует за многополярный мир. Именно это имел в виду когда-то президент Франции Жак Ширак, характеризуя США как «гипердержаву». Аналогичные настроения сильны в Германии и Испании. Не случайно с начала 2000-х европейские столицы прилагают акцентированные усилия по изменению баланса сил внутри ОБСЕ и НАТО в свою пользу. С пробуксовкой, но крепнут позиции ЕС как наднационального органа. Помимо стабильных взаимоотношений с Россией укрепление институтов европейской безопасности в Кавказском и Центрально-Азиатском регионах призвано стать одним из ключевых пунктов. В практической плоскости это означает превращение южных частей СНГ в своеобразный «пояс стабильности», отделяющий благополучную Европу от потенциальных угроз со стороны мусульманского мира. Примечательно, что сами европейские аналитики уже указывают на регионы, где назревает столкновение интересов с США. Это франкоговорящая Африка, Юго-Восточная Азия, Средний Восток, Центральная Америка, Каспийский регион.
Пока же серьезной помехой в деле выработки европейского стратегического единства выступает «размытость» векторов внешнеполитических интересов стран ЕС.  Так, например, в Северной Европе — Швеции, Дании и Голландии — уже давно отвыкли мыслить глобальными категориями, ставя во главу угла приоритеты узконационального профиля. Утраченное ощущение причастности к большой политике наряду с другими факторами даже обусловили рост ксенофобии и неофашизма.
Большие проблемы между тем наблюдаются и на юге континента. В Испании, в частности, превалирует мировоззрение, в корне отличающееся от остальной Европы: вне европейского материка на испанском языке говорят 400 миллионов людей, и для Мадрида Латинская Америка – район приложения главных своих усилий, традиционной экспансии испанской цивилизации. Расхожей позиции придерживаются также в Риме, извлекая дивиденды из партнерства со Штатами, хотя географическое положение Апеннинского полуострова диктует целесообразность поддержания по меньшей мере стабильных отношений с мусульманским миром. Активное участие Рима в агрессии против Ирака, вопреки очевидным национальным интересам, означает отсутствие у Рима автономности на международной арене. Что касается стран Восточной Европы, то их приобщение к западноевропейским стандартам потребует значительных времени и дотаций, также не предрасполагая к скорой самостоятельности. Наконец, вступление Турции в ЕС может подавно привести к триумфу центробежной тенденции, вплоть до крушения Союза.
Понятно, что сплоченная, а главное — самодостаточная Европа – последнее, чего желают за Атлантикой. В той же войне в Ираке в 2003 году Штатам не удалось бы заручиться общественным мнением даже среди американцев, выступи Европа против единым фронтом. В недавней войне на Северном Кавказе в стремлении приструнить Россию Вашингтон также был вынужден постоянно апеллировать  к мнению европейских партнеров. Поэтому консервация дезинтеграции в Старом Свете обещает оставаться на обозримую перспективу краеугольным камнем в политике Белого дома. В этом неоценимую услугу может оказать Лондон – главный блюститель англо-саксонских интересов в Европе, плюс новоиспеченные члены ЕС в Восточной Европе, также как Польша, Румыния и республики Прибалтики, которые сильно преданы дяде Сэму.
Получается, что под единой Европой можно подразумевать сегодня только Францию и Германию, у остальных просто отсутствуют воля и интерес к осуществлению альтернативного миропорядка. Европейская интеграция продвигается со скрипом. Кризис, разразившийся в 2005 году вокруг принятия единой конституции ЕС, выплеснул наружу целый ворох проблем. Принципиальная среди них — неготовность рядовых европейцев делегировать всю полноту власти чиновничьему аппарату в Брюсселе. Как и при любой из форм многосторонней интеграции, каждый из участников ЕС стремится получить больше льгот и привилегий, не поступившись национальным. 
В иерархии долгосрочных стратегических интересов Парижа и Берлина Евразия и, особенно, близлежащее пространство СНГ имеют непреходящую ценность. Речь идет не столько о сырьевом и энергетическом компонентах, аспектах, связанных с обеспечением безопасности. Постсоветские страны потенциально способны превратиться в связующее звено между консолидирующейся Европой и динамично развивающейся Азией.
И здесь Россия — особая величина. Европейцы в лице ее флагманов – Берлина и Парижа — питают большие надежды на кооперацию. В Кремле лишь приветствуют этот процесс. Ставшие с приходом Владимира Путина регулярными саммиты «Россия-Германия-Франция» есть наглядное тому подтверждение. С другой стороны, в своем привычном сознании европейцы пока продолжают воспринимать Россию с определенной долей опаски. И это не просто наследие «холодной войны», но и элементы русофобии, котоая началась с Наполеона, продолжалась сторонниками либерализма и марксизма, развивалась при Гитлере и заканчивалась Ватиканом. Это и влияние могущественного проамериканского лобби в Старом Свете. В случае смычки интересов между полюсами крупнейшего континента США рискуют оказаться в роли «третьего лишнего». Россия гораздо ближе к Европе, чем Америка, теснее связана историческими, культурными и мировоззренческими категориями. От того, насколько Москва сможет вписаться в общеевропейский вектор развития, будет зависеть действительно многое.
На данный же момент политику Евросоюза начала 2000-х можно охарактеризовать как «протостратегию». Старый Свет далек от той степени кондиции, чтобы эффективно распоряжаться внушительными ресурсами. Соответственно, ему придется соизмерять свои шаги прежде всего с США, а также Россией, иными центрами влияния. А учитывая неутешительные итоги референдумов по конституции ЕС, рассчитывать на скорое появление Соединенных Штатов Европы вряд ли имеет смысл.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *