Готовится ли Казахстан к войне, чтобы сохранить мир? - Exclusive
Поддержать

Готовится ли Казахстан к войне, чтобы сохранить мир?

Мир замер в предчувствии третьей мировой войны. Дипломатия сдает позиции. В этих условиях любое государство, даже пока не вовлеченное в вооруженные конфликты, вынуждено думать о своей обороноспособности. Но у Казахстана в этом смысле очень узкое поле для маневра.

Торговля оружием всегда была высокорентабельным бизнесом. А теперь эта отрасль живет в предвкушении взрывного роста доходов. Общие мировые военные расходы в 2022 году увеличились на 3,7% в реальном выражении, достигнув нового максимума в 2 240 млрд долларов. Впервые за последние 30 лет вооружается даже Европа. Только одна Франция вдвое увеличила свой военный бюджет.

По последним данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI), в 2022 году в первой тройке по военным расходам были США, Китай и Россия: на их долю выпало 56% от общемирового объема.

Казахстан движется в противоположном тренде, снизив импорт оружия с 2018 по 2022 годы на 22%. По данным Бюро нацстатистики РК, за 2022 год Казахстан импортировал порядка 550 тонн оружия и боеприпасов на сумму более 1 млн долларов. При этом более 72% объема занимает импорт из стран СНГ, в основном из России. В целом, этот показатель снизился с 85% и можно предположить, что мы сейчас в поиске других поставщиков, но выбор не велик. Планы по диверсификации импорта за счет Турции пока только в стартовой позиции.

Тем временем, обстановка в регионе достаточна тревожная и многовекторность перестает быть эффективной. В рейтинге стран по уровню военной мощи Global Firepower Казахстан оказался на 63-м месте из 145. Индекс страны составил 1,0873 – довольно скромный показатель. Действительно, военные ресурсы Казахстана более, чем скромны: в авиации РК числится 237 летательных аппаратов – 75 боевых вертолетов, 39 самолетов-штурмовиков, 81 истребитель, 17 транспортных и 25 учебных самолетов; в сухопутных войсках – 300 танков, 5,2 тыс. боевых бронированных машин, 246 самоходных артиллерийских установок, 456 единиц буксируемой артиллерии и 407 реактивных систем залпового огня.

Наша оборонка стала заложником накопившихся за десятки лет проблем. Одна из ключевых – запрет на финансирование оборонной промышленности. Как следствие, отрасль практически полностью зависит от импорта и, в основном, российского. Но даже если закрыть глаза на политическую составляющую, в условиях российско-украинского конфликта Кремль уже не может обеспечить нужное количество бронетехники несмотря на серьезный рост военных расходов при всем своем желании.

Военные расходы России в 2022 году составили 86,4 млрд долл. США, что в 10 раз меньше, чем у США — 876,9 млрд долл. США. Расходы Китая на армию составили 292 млрд долл. США. Стоит отметить, что несмотря на и без того внушительные суммы, все три страны увеличили расходы на армию: США и Китай — на 8,8% и 2,1% соответственно, а Россия — сразу почти на треть.

Отметим, что военные расходы Украины за 2022 год составили по данным SIRPI 44 млрд долл. США, что сразу в 7,4 раза больше, чем в 2021 году.

Ситуация для Казахстана сложилась непростая – в условиях роста вооруженных конфликтов может получиться так, что оружие покупать будет не у кого, а своего ВПК практически нет. Такие страны всегда становятся желанной добычей.

Токаев это понимает и поэтому в своем сентябрьском Послании поставил задачу создания «цикла производства с высокой долей локализации, позволяющей снизить зависимость от импортных поставок… Механизмом прямой финансовой поддержки отечественных предприятий станет специальный Фонд развития оборонно-промышленного комплекса».

Напомним, что идея эта далеко не свежа и создать его поручал еще Назарбаев в 2019 году. Но, как это часто бывает, за четыре года не было сделано ровным счетом ничего.

В октябре правительство выпустило постановление о его создании со стопроцентным участием государства в его уставном капитале в размере 265 722 000 тенге. Право владения и пользования государственным пакетом акций АО передадут министерству промышленности и строительства РК. 

Но дело в том, что практически аналогичное постановление было и в конце 2022 года, но в ведении министерства индустрии и инфраструктурного развития. Будем надеяться, что в этот раз Фонд все же начнет свою работу. Хотя, как пошутил один из наших собеседников, никто в правительстве не знает, что делать, кроме как принять постановление.

Авторы считают, что «создаваемый фонд поможет с финансированием проектов отечественных предприятий на льготных основаниях и даст толчок развитию национальных производителей и снижению зависимости от импорта. Также появится шанс на формирование экспортных возможностей для Казахстана с учетом колоссального спроса на военную продукцию в мире, который будет явно сохраняться длительное время».

Но похоже, как это будет выглядеть на практике, все имеют довольно смутное представление. Пока же четыре госпредприятия оборонно-промышленного комплекса в Казахстане исключены из плана приватизации на 2021-2025 гг.: АО «Семипалатинский машиностроительный завод», АО «Семей инжиниринг», ТОО «Казахстанская авиационная индустрия», ТОО «Steel manufacturing».

Тем временем, по результатам исследования News & World Report, по силе армии Казахстан расположился на 19-м месте среди 87 стран, между Узбекистаном (18-е место) и ОАЭ (20-е место). Это промежуточное место между Беларусью (12-е место) и Азербайджаном (24-е место).

Страной с самой сильной армией в мире остаётся Россия, следом идёт США, а замыкает тройку лидеров Китай. Следует отметить, что Израиль расположился на 4-м месте, а Украина — на 6-м. Кроме них в топ-10 стран мира с самой сильной армией входят Южная Корея, Иран, Великобритания, Германия и Турция.

Казахстан впервые за последние годы уступил Узбекистану по силе армии на 0,2 балла — 16 баллов против 15,8 балла соответственно. До сих пор мы опережали по силе армии своего соседа два года подряд: в 2021 году — 25,6 против 21,5 балла, в 2022 году — 12,6 против 10,8 балла. При этом, по данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), у Казахстана самый высокий военный бюджет среди стран ЦА, предоставивших информацию. Так, в 2022 году он составил 1,1 млрд долл. США, в то время как у Кыргызстана и Таджикистана показатели составили 149,8 млн и 103,5 млн долл. США соответственно.

При этом, по данным inbusiness.kz, Казахстан планирует значительно увеличить расходы на военные нужды — до 1,2 трлн тг (около 2,4 млрд долл. США по текущему курсу). В то же время, согласно всё тем же данным SIPRI, военный бюджет Казахстана сократился сразу на 30%, в то время как у соседей он показал рост — на 26,6% у Таджикистан и на 12,3% у Кыргызстана. По Узбекистану актуальные данные по расходам на военные нужды отсутствуют, но, если сравнивать показатели за 2018 год, когда данные ещё имелись, военный бюджет РУ составлял 1,4 млрд долл. США, что было по тем временам на 3,9% ниже, чем у РК.

За январь–август текущего года затраты государственного бюджета РК на оборону достигли 715,7 млрд тг, а уровень исполнения составил 57,6% от скорректированного бюджета сектора на 2023-й. По сравнению с январём–августом 2022 года затраты бюджета на оборону выросли на 6,8%. В целом на 2023 год военный бюджет запланирован на сумму более 1,2 трлн тг — на 11,6% больше по сравнению с затратами на оборону в 2022-м, – пишет Finprom.kz. 

По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), за 2022 год затраты военного бюджета РК составили лишь 0,5% от ВВП, что значительно меньше, чем у других стран ЦА. Так, расходы на оборону от ВВП у Кыргызстана составили 1,5%, а у Таджикистана — 1%. По Узбекистану и Туркменистану данные отсутствуют.

Доля трёх стран с наибольшими военными расходами составила 56% от всех военных затрат в мире. Так, военный бюджет США, являющийся самым большим в мире, достигает 3,5% от ВВП. У Китая показатель составил лишь 1,6%, а у России — 4,1%.

Что же касается инвестиций, в Казахстане капвложения в сфере государственного управления и обороны, а также обязательного социального обеспечения за январь–сентябрь 2023 года достигли 98,8 млрд тг — сразу на 21,9% больше в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В реальном выражении рост составил 15%.

Как уже писал, если до сих пор наша армия защищала власть от народа, то в новой реальности высока вероятность того, что ей придется выполнять свои классические функции – защитить народ от внешней угрозы. Но отвечает ли новая военная доктрина на вопрос о том, КАК это сделать?




2 Комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *