Выживая – выигрываем битву. Умирая – войну
Несмотря на официальные данные о росте качества жизни в Казахстане стремительно растет количество больных ВИЧ и туберкулезом. При этом их жертвами все чаще становятся «нормальные» люди.
В конце года все подводят итоги. Не исключением стали и медики. Общество Красного Полумесяца Республики Казахстан, совместно с Европейским Союзом и Британским Красным Крестом представили общественности результаты программы «Профилактика туберкулеза и ВИЧ в Казахстане». Программа была реализована в период с января 2012 г. по декабрь 2013 года, финансировалась она Европейским Союзом и Британским Красным Крестом, ее бюджет составлял 300 000 евро.
Целью программы являлось достижение соблюдения режима лечения туберкулеза и ВИЧ-инфекции, а также повышение возможностей для восстановления здоровья и профилактики этих заболеваний среди групп повышенного риска.
Как сообщил Марат Мельдеханов, директор Департамента медицинских и социальных программ Общества Красного Полумесяца РК, в ходе реализации программы Обществом Красного Полумесяца РК в городах Алматы, Кызылорда, Караганда, Темиртау и Усть-Каменогорск были созданы мультидисциплинарные команды для оказания психосоциальной помощи и поддержки больным туберкулезом, людям, живущим с ВИЧ (ЛЖВ), включая бывших заключенных. В состав команд вошли социальный работник, психолог и юрист. Непосредственными партнерами программы являлись областные и городские Центры по профилактике и борьбе со СПИД, противотуберкулезные диспансеры, НПО и местные органы правоохранительной власти. Кроме того, активное участие в реализации приняли волонтеры – представители целевой группы программы. Для этого прошли обучение 67 специалистов, включая сотрудников программы, волонтеров и работников партнерских организаций.
— В ходе программы в течение 2012-2013 гг. было охвачено 1564 больных ТБ и ВИЧ, из них 792 человека, освободившихся из мест лишения свободы. – рассказал Марат Мельдеханов. — Специалистами мультидисциплинарной команды было предоставлено 1152 услуги психологической помощи, 860 юридических консультаций, и было сделано 1230 перенаправлении в партнерские медицинские организации для получения качественного медицинского обследования и лечения. Наиболее нуждающимся больным была оказана социальная поддержка в виде продуктовых наборов на общую сумму в 5 600 000 тенге.
По результатам программы 704 больных туберкулезом безотрывно продолжали противотуберкулезное лечение, и 433 ЛЖВ получают антиретровирусную терапию.
Вмешательство Европейского Союза и Британского Красного Креста было очень своевременно, с учетом того, что в Европе разработаны достаточно эффективные методы борьбы и сосуществования с этими болезнями, а в Казахстане стратегия борьбы с ними, откровенно говоря, обанкротилась. ВИЧ-эпидемия, как и эпидемия туберкулеза в стране продолжаются. Их недаром все чаще упоминают «в паре» — туберкулез считается индикаторной болезнью последней, терминальной стадии ВИЧ – СПИДА.
Считается, что треть человеческой популяции являются носителями латентного туберкулеза. Но большинство людей никогда не заболеют туберкулезом, потому что их иммунная система препятствует размножению его бактерий. Но ВИЧ разрушает клетки иммунной системы и открывает ворота болезни. Последние годы врачи все чаще с тревогой констатируют, что эти два тяжелых заболевания все чаще встречаются вместе и усугубляют одно другое. В развитых странах среди больных СПИДом туберкулез встречается в 10-15 процентах, а смертность от него достигает 43-89 процентов.
— Особую опасность представляют собой новые, устойчивые к лекарством формы туберкулеза — говорит Ляйла Аманжолова, представитель Национального Центра Проблем Туберкулеза. – И они в Казахстане встречаются все чаще. Она также рассказала, что в последние несколько лет в стране немного сократилась смертность от туберкулеза, но проблемы по-прежнему велики. Многие больные этой болезнью, в том числе и бывшие заключенные, часто прерывают лечение, что ведет к усугублению общей ситуации. Поэтому реализованная программа помогла несколько улучшить ситуацию – людей убедили лечиться и дали им для этого возможности. Такого же мнения придерживается и Малика Абдумананова — представитель ГКП «Центр по профилактике и борьбе со СПИД Алматы.
-Люди стали более ответственно подходить к вопросам профилактики, лечения, мы смогли помочь в решении их юридических, психологических, а порой – и финансовых проблем – сообщила она.
Однако Малика Абдумананова была вынуждена признать, что ситуация с ВИЧ в стране весьма тяжелая. Продолжается рост новых случаев заражений ВИЧ. В отличие от прежних лет, все большую роль играет половой путь распространения вируса иммунодефицита человека. Сегодня в стране, по ее оценкам, примерно 22-23 тысячи ЛЖВ – людей, живущих с ВИЧ. И если программа, инициированная ЕС и британцами, выполнена успешно, то об общей программе борьбы с ВИЧ такого сказать никак нельзя.
Осознание тяжести сложившегося положения постепенно доходит и до властей, политического истеблишмента. Недавно с депутатским запросом к Премьер-министру РК Серику Ахметову обратился депутат Парламента Турсунбек Омурзаков. В ней приводится убийственная статистика:
в 2000 году ВИЧ – инфицированных в Казахстане было 1347 человек, в 2005 году было их было зарегистрировано 5 666 человек, в 2012 году общее количество ВИЧ-инфицированных превысило отметку в 19 748 человек. Только по итогам 2012 года были выявлены более 2 000 новых случаев ВИЧ-инфекции. За 13 лет количество вновь зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции увеличилось в 6 раз, с 347 в 2000 году до 2015 случаев в 2012 году. Согласно докладу ООН о Глобальной Эпидемии СПИДа Казахстан включен в число 9 стран мира, где в период с 2001 по 2011 годы наблюдался наибольший рост числа людей, заразившихся ВИЧ (более 25%). В то же время, по данным ООН в мире с 2001 года число новых заражений сократилось на 33%.
Высокий уровень риска появления вторичных заболеваний у людей с ВИЧ-инфекцией, в особенности, различных форм туберкулеза, обуславливающих высокую смертность, подчеркивает мажилисмен. С 2000 года в Казахстане от СПИДа умерли около 1200 человек.
При этом, как показывает статистика, в последние годы наблюдается тенденция роста случаев заражения ВИЧ у работающих людей, ведущих нормальный образ жизни и не употребляющих наркотики. Распределение ВИЧ-инфекции по полу демонстрирует стабильное увеличение доли женщин – 42% (25% в 2006 году) относительно мужчин 58% (75% в 2006 году). Наблюдается также уверенный рост числа ВИЧ-инфицированных беременных женщин и детей, рожденных от них. Так, если в 2000 году количество беременностей с ВИЧ-инфекцией и детей, рожденных от них, составляло соответственно 96 и 44, то в 2012 году эти значения равны 342 и 311 соответственно. Доля молодых людей в возрасте 15-29 лет, зараженных ВИЧ-инфекцией от общего числа зараженных составляет 34,3%.
Из бюджета на борьбу со СПИДом и ВИЧ — инфекцией выделяют значительные средства, в 2011 году – более 800 млн. тенге, в 2012 году – один млрд. тенге, в 2013 году — более четырех миллиардов тенге.
Вместе с тем до сих пор очевидна низкая осведомленность широких масс населения в отношении ВИЧ/СПИДа, а именно об истинных путях передачи ВИЧ и реальных мерах защиты от заражения, значительная часть казахстанцев не имеют представления о различиях между ВИЧ и СПИД. Социальные ролики по борьбе с болезнью стали редкостью, при этом имеющиеся ролики не способны привлечь внимание, апеллировать к его чувствам и эмоциям.
Программы по обучению молодежи в образовательных учреждениях защите от СПИДа работают неэффективно, носят фрагментарный, бессистемный характер. Зачастую они проводятся на факультативных занятиях, формально, без учета интересов современных молодых людей и без сопровождения примеров из реальной жизни людей, страдающих ВИЧ/СПИД. Как результат молодежь имеет весьма разрозненное представление о ВИЧ-инфекции, сформированное обрывками из занятий по биологии и информации, полученной с экрана телевизора.
Турсунбек Омурзаков – один из немногих, кто решился поднять этот острейший вопрос. Сформировавшаяся в обществе позиция «это меня не касается», разбивается о реалии жизни и мировой тенденции, показывающей активное заражение инфекцией трудоспособными людьми, ведущими нормальный образ жизни. Вирус поражает не только группы повышенного риска, но и выходит в широкие слои населения. Все сегодня находятся под угрозой заражения и болезни.
Ситуация осложняет еще то обстоятельство, что реальное количество ВИЧ-инфицированных в стране точно никому неизвестно. Врачи признают, что многие люди даже не представляют, что они заражены этим вирусом, потому что никаких клинических проявлений у них нет и они чувствуют себя хорошо. Но они, несмотря на неведение, уже больны и могут распространять вирус дальше по цепочке. Впрочем, такое положение сегодня не только в Казахстане – во всем мире. Правительства всех стран ссылаются на права человека, когда речь заходит о поголовной проверке населения на ВИЧ-инфекцию. Но, по сути, это страх узнать реальную ситуацию, которая может оказаться просто катастрофической. В прошлом году Вадим Покровский, академик РАМН, руководитель российского Федерального центра по профилактике и борьбе со СПИДом, заявил: «За последние 5 лет число ВИЧ-инфицированных в России увеличилось в 2 раза. Но многие люди могут и не знать, что болеют. По разным методам оценки, реальное количество ВИЧ-инфицированных может составлять от 950 тыс. до 1 млн. 300 тыс. человек.» Тогда в России официально насчитывалось 720 тысяч инфицированных людей. Вряд ли ситуация в Казахстане лучше – с чего бы это? Таким образом, можно с большой долей вероятности предполагать, что в стране не 22-23 тысячи инфицированных ВИЧ, а, как минимум, в два раз больше.
Многие, очень многие казахстанцы имеют самые смутные представления о ВИЧ, не знают мер профилактики от этой болезни, а если даже знают – относятся к ним легкомысленно. Хотя профилактика является на сегодняшний день практически единственным реальным методом борьбы с этой инфекцией. Надежда на целительную вакцину сегодня практически исчезла, хотя ученые изучили этот вирус, как ни один другой и предприняли титанические усилия, чтобы создать эффективное лекарство. ВИЧ интегрирует свою ДНК-копию (провирус) с геномом хозяина в единую молекулу ДНК. После этого извлечь вирус из нее не представляется возможным – таковы законы природы. Самый показательный факт: крупнейшие фармацевтические концерны прекратили работу над созданием вакцины от ВИЧ еще в 90-х годах прошлого века. Невыгодно вкладывать миллиарды в заведомо провальное дело. Они сосредоточились на выпуске препаратов, подавляющих развитие болезни – и только. Все дело в том, что ВИЧ избрал особую стратегию паразитизма в клетках человеческого организма. Это совершенно новое явление, с которым в таком масштабе человечество столкнулось впервые. Классические представления эпидемиологии, на которых до сих пор базируется стратегия борьбы с ВИЧ таких организаций, как ВОЗ, не работают. Одной из причин поражения ученых и врачей в борьбе с этой инфекцией известный российский эпидемиолог Михаил Супотницкий назвал стереотипы в понимании роли иммунной системы человека в развитии ВИЧ/СПИД-пандемии. «Они берутся из учебников для второго курса медицинских ВУЗов. – пишет он. — Распространенная среди врачей точка зрения на иммунитет при ВИЧ-инфекции следует от изначального смысла латинского слова immunitas — освобождение, избавление от чего-либо. Выработка специфических к вирусу антител в представлениях многих врачей означает формирование иммунитета. В реальной, а не придуманной иммунологии ВИЧ-инфекции активность иммунной системы человека способствует размножению, дивергенции и увеличению разнообразия ВИЧ, появлению наиболее опасных Т-тропных вариантов вируса, после чего болезнь входит в стадию СПИДа. Специфические к ВИЧ антитела усиливают инфекционный процесс, а не блокируют его. К тому же эволюционными биологами установлено, что активность ретровирусов лежит в основе создания иммунной системы многоклеточных организмов и ее функционирования. Например, процесс реорганизации V-, D-, J-генных сегментов иммуноглобулинов и Т-клеточных рецепторов осуществляется с помощью ретровирусных рекомбиназ RAG-1 и RAG-2. Эволюционное прошлое иммунной системы многоклеточных организмов свидетельствует о закреплении за ней естественным отбором резервуарной роли по отношению к ретровирусам. Благодаря клеткам иммунной системы происходит размножение и накопление в популяции вида экзогенных ретровирусов до какой-то критической массы, которая позволяет некоторым из них эндогенизироваться в зародышевой линии отдельных особей инфицированного вида, и в дальнейшем передаваться вертикально, меняя его эволюционную траекторию в течение миллионов лет. Этот процесс приобрел глобальный характер среди нашего вида под маской ВИЧ/СПИД-пандемии.»
В этой ситуации необходимо вырабатывать новую стратегию борьбы с ВИЧ. Если его нельзя победить – нужно научиться жить с ним, и жить рядом с ВИЧ-инфицированными людьми. Продляя им жизнь с помощью антиретровирусной терапии, общество поступает правильно и гуманно, но и оно, и сами эти люди должны осознавать: скрывающаяся в них ВИЧ – инфекция при определенных обстоятельствах может быть опасна для других, не заразившихся людей. Смертность от СПИДА стопроцентная, но люди с ВИЧ, если вовремя начнут лечение, могут прожить вполне нормально и даже долго. Это большая победа, но противоречивая в своей основе. Продляя таким людям жизнь, общество в целом не избавляется от опасности. Выигрывая битву, оно проигрывает войну с ВИЧ-инфекцией. Но что делать? Ведь невозможно же, в самом деле, изолировать, отвезти на необитаемый остров сотни миллионов ВИЧ-инфицированных людей, которые живут в мире! Они должны прожить свою жизнь среди других людей, и, если придется – умереть, как и все другие люди. Вирус погибнет вмести с ними. Надежда общества – что они примут свою трагическую судьбу достойно. Фатальной ошибкой было бы делать из них париев, создавать атмосферу стигмы и нетерпимости. Напротив, все такие люди должны ощутить реальное сочувствие окружающих, внимание, заботу и помощь общества. Только тогда ограничения, которые неизбежно будет накладывать их новый статус, будут признаны ими справедливыми. Поэтому выход видится только один: все общество должно серьезно пересмотреть нормы поведения, особенно в сфере половых отношений. Незащищенный случайный половой контакт должен быть исключен. Массированная пропаганда этого, в общем-то, небольшого нововведения в Западной Европе и США, на протяжении многих лет, разъяснение опасности других форм «рискованного поведения» — все это позволило значительно сократить уровень первичного заражения ВИЧ, спасло миллионы жизней. А это уже огромное достижение! Такая же политика, такая же массированная, всесторонняя пропаганда знаний о профилактике ВИЧ нужна и в Казахстане. Сегодня ее нет, а то, что есть, представляет жалкое зрелище, о чем вполне закономерно говорил в своем тревожном запросе премьеру Турсунбек Омурзаков. Политика «отталкивания» от себя неприятной информации, политика страуса, засовывающего от проблем голову в песок, властными кругами может длиться долго. Но она не может длиться бесконечно. ВИЧ, сопутствующий ему туберкулез и другие тяжелые болезни, которым ВИЧ «открывает ворота», не дадут и правительству, и обществу «дремать», как сейчас. Лишь бы было не слишком поздно.
Комментариев пока нет