Путин и Токаев обменялись любезностями и намеками - Exclusive
Поддержать

Путин и Токаев обменялись любезностями и намеками

Похоже, предстоящий визит президента России в Казахстан станет знаковым. Накануне Путин и Токаев обменялись пространными интервью, заголовки которых дают понять, что дружба между двумя странами будет не только сохраняться, но и развиваться «по восходящей». Судя по всему, тексты интервью готовились в тесной координации пресс-служб обоих президентов. Их содержание практически аналогично, но есть интересные нюансы.

Накануне визита Путин в интервью, в котором он с особым иезуитством начал с того, что «партнерство России и Казахстана носит особо привилегированный характер и активно развивается. Оно базируется на принципах взаимного уважения, признания суверенитета, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела». В тот же день Токаев дал пространное интервью, в котором также подтвердил, что у отношений между странами «блестящее будущее».

Сколько России в Казахстане?

Оба президента порадовались росту взаимного товарооборота, который вырос до «рекордных» 18,9 миллиарда долларов в этом году, а «Россия является одним из крупнейших инвесторов в казахстанскую экономику. Накопленные российские инвестиции в Казахстане составляют порядка 17 миллиардов долларов. В республике действуют около 6 тысяч предприятий с российским участием». А Токаев добавил, что субъекты бизнеса двух стран реализуют 143 совместных проекта на сумму $33,5 млрд. Успешно претворены в жизнь 30 знаковых проектов на сумму порядка $3,2 млрд. В настоящее время в таких ключевых для экономики отраслях, как машиностроение, металлургия и химическая промышленность, реализуется 40 проектов на сумму $16,6 млрд с созданием более 15 тыс. рабочих мест.»

Путин считает, «что казахстанская молодежь проявляет заинтересованность в изучении русского языка, получении российского образования» и всячески это поддерживает. В 2022 году в российских вузах, в том числе в их зарубежных филиалах, обучались более 60 тысяч студентов из Казахстана. «В 2023⁄2024 учебном году мы увеличили на 200 единиц количество мест для обучения по правительственной квоте».

Оба совпали в своих оценках начала поставок российского природного газа в Узбекистан через территорию Казахстана. Проект подается как некое спасение для всей Центральной Азии. Правда, Путин дал понять, что будет настойчиво рекомендовать подключиться к нему Туркменистан. Токаев пошел еще дальше, сказав, что готов «к дальнейшему увеличению объемов транспортировки российского газа», напомнив о Соглашении между правительством РК и «Газпромом» на ближайшие 15 лет. К слову, российские нефтяники начали активно заходить и в казахстанский сектор Каспийского моря.

В неустанной заботе о Казахстане Россия готова помочь в газификации его северных и восточных районов, не упустив возможность напомнить о том, что КТК «обеспечивает транспортировку нефти на мировые рынки наиболее надежным и экономически выгодным способом». Не менее настойчиво Путин дал понять, что АЭС все же лучше строить с «Росатом». Токаев это предложение высоко оценил, но напомнил, что окончательное решение будет принято после референдума.

В ответ российский президент рекомендует Центральной Азии лучше дружить под заботливым оком Кремля. Но «создание широкого интеграционного контура – Большого евразийского партнерства» должно опираться на ЕАЭС и ШОС.

Если с ЕАЭС все понятно, то по мнению Кремля, ШОС «выгодно отличает нашу организацию от продвигаемых Западом «узкоблоковых конструкций» с ограниченным, селективным составом участников». Также деликатно, но негативно отозвался об «узкоблоковых конструкциях» и Токаев. К слову, на СНГ и ОДКБ у обоих все еще большие надежды. Путин напомнил, что тот же ОДКБ «внесла значимый вклад в поддержание внутриполитической стабильности в Казахстане» в январе 2022 года.

Симптоматично, что оба лидера синхронно вспомнили о соблюдении принципов Устава ООН. Правда, Токаев добавил, что организацию нужно модернизировать. Как минимум – за счет расширения состава Совета Безопасности.

Оба президента упомянули «Русские сезоны» как яркое свидетельство культурного и гуманитарного сотрудничества. Более того, «учитывая растущую потребность в изучении русского языка в Республике Казахстан» Россия намерена масштабировать в Казахстане «наработанный опыт по строительству школ и развитию других видов образовательной деятельности». Путин процитировал Абая, который называл русский язык и русскую культуру» «ключом к жизни». Он не преминул еще раз поблагодарить Токаева за инициативу создания Международной организации по русскому языку. Судя по всему, гордится своей идеей и наш президент. Правда, Токаев особо отметил, что «идея учреждения международной организации по русскому языку не направлена на создание альтернативы государственной языковой политике стран СНГ, в том числе Казахстана».

Касым-Жомарт Келемелевич попытался сохранить баланс, согласившись с тем, что на юге Казахстана нужны совместные казахстанско-российские школы, но они должны быть открыты и в приграничных с Казахстаном российских регионах.

Дипломатические танцы Токаева

Примечательно, что накануне консервативный не без иронии назвал Токаева политиком, который превратил нейтралитет в искусство.

Автор считает, что «Касым-Жомарт Токаев переосмысливает «Большую игру» как оппортунистическую полосу препятствий, проверяя свои собственные навыки выживания, чтобы защитить свою страну от присоединения к Украине в качестве жертвы ирредентистских побуждений России… …Токаев возвел прагматичный нейтралитет в ранг искусства, и до сих пор все остаются довольны — до тех пор, пока не читают то, что написано мелким шрифтом».

В то же время, трудно отрицать, что в течение первого года войны в Казахстане было создано не менее 4000 новых фирм по данным Eurasia Review. К тому же, несмотря на всплеск торговли между ЕС и Казахстаном, экспорт из Казахстана в Россию также показал существенный рост в 2022 году, увеличившись на 25 процентов до 8,8 миллиарда долларов несмотря на широкомасштабные санкции ЕС.

Несмотря на то, что Токаев встречается с Путиным, который является персоной нон грата на Западе, события на Ближнем Востоке еще больше усилили интерес к нашему региону.

Foreign Policy отмечает, что Токаев смог найти баланс между необходимостью России поддерживать свою экономику, и необходимостью одновременно соблюдать санкции, введенные против Москвы США и ЕС.

Foreign Policy резюмирует: «До сих пор неодобрение Москвы ограничивалось только словами, и Токаев до сих пор уверенно держится на ногах».

Теперь вопрос только в том, как долго ему удастся это делать.




4 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *