Национальные компании в бизнесе: чужие среди своих?
Большинство бизнесменов воспринимает участие национальной компаниив бизнесе, в качестве партнеров, без особых симпатий. К самому увеличению доли квазигосударственного сектора в экономике, через доступ к бюджетным средствам и административному ресурсу,- как к фактору, мешающему развитию частного бизнеса. Более того, в Законе «О конкуренции» предусмотрен ряд ограничений для создания и работы таких структур.
При этом государство продолжает искать точки пересечения общих интересов и, как вариант, предлагает механизм государственно-частного партнерства (ГЧП). В ответ на это предложение у бизнесменов возникает масса вопросов. Я выделил самые популярные из них. Например, почему реализация ГЧП проекта совместно с квазигосударственными компаниями выгодна бизнесу?
Отвечаю. Во-первых, бизнесу всегда интересно получить доступ к колоссальным материальным и административным ресурсам «капитанов» нашей экономики. Наличие у ГЧП -проекта своеобразного «зонтика» в лице влиятельной нацкомпании, не только повысит его жизнеспособность и финансовую устойчивость, но и будет способствовать привлечению финансирования на более выгодных условиях. Так, по итогам 2012 года только в рамках холдинга «Самрук-Казына» было сосредоточено активов на сумму более 15 триллионов тенге. Группа компаний Фонда включает в себя предприятия в энергетике, транспорте, финансовом секторе, объединяя в себе 619 компаний с общей численностью персонала более 339 тысяч человек. Во-вторых, сохраняются и традиционно сильные стороны ГЧП для бизнеса: долгосрочность отношений, возможность получения государственной поддержки, гарантии возврата вложенных инвестиций.
Естественно, что у бизнесменов возникает другой вопрос: какие формы сотрудничества предлагаются? Наиболее удобные на сегодня -это создание совместных предприятий и консорциальных соглашений, а также вливание прямых инвестиций государственных фондов в ГЧП проекты. В целом, участие квазигосударственного сектора необходимо рассматривать с двух ракурсов. Если говорить о национальных холдингах или компаниях, то они должны выступать на стороне государства или даже от лица государства, как проводники государственной политики в определенных отраслях.Если речь идет о лицах, где государство не располагает доминирующим пакетом, то вполне возможно чтобы такие организации участвовали на стороне частного бизнеса.Нельзя отбрасывать и альтернативный вариант, когда квазигосударственная структура сама не участвует в проекте, но предоставляет финансовые ресурсы или выступает гарантом для привлечения финансирования. На самом деле форм сотрудничества государства и бизнеса немало. Это и создание совместного предприятия между квазигосударственными структурами и субъектом частного предпринимательства, и вхождение частного бизнеса в капитал уже существующих структур, и бизнес на основе консорциальных соглашений (без создания юридического лица). К тому же возможно участие национальных операторов в концессионных соглашениях на стороне государства, либо как третье лицо. Допустимо и привлечение частного бизнеса к реализации социальных проектов в рамках исполнения социальных обязательств компаний — недропользователей, и привлечение институтов развития для финансирования и гарантирования ГЧП проектов. Список можно продолжать и дальше. Но что нужно сделать прямо сейчас?
Для реализации этих идей нужна активная позиция предпринимателей по поиску рыночных ниш, традиционно входящих в сферу ответственности государства, а также пересмотр нормативных и программных документов государственных компаний.Естественно предлагаемые подходы потребуют «перетряхнуть» законодательство. То есть нужно создать максимальнооткрытое законодательное поле, позволяющее частному сектору войти на «территорию» квазигосударственных структур. И закон, позволяющий самим госкомпаниям создавать условия для привлечения частников к реализуемым проектам.Эти предложения могут быть реализованы через разработку закона «О государственно-частном партнерстве».
Что мы получим в итоге? Для бизнеса выгоды очевидны. Открывается огромная рыночная ниша, обеспеченная стабильным спросом, где в качестве партнеров со стороны государства будут выступать не только государственные органы, но и структуры, имеющие серьезный производственный и финансовый потенциал. В то же время, будет сделан очередной шаг для переориентирования деятельности госкомпаний с устоявшейся схемой получения бюджетных средств на активный поиск точек соприкосновения с частным сектором.
Евгений Аманбаев, аналитик АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства»
NB: Субъекты квазигосударственного сектора — организации с участием государства в уставном капитале, включающие национальные холдинги, национальные компании, социально-предпринимательские корпорации, другие акционерные общества, государственные предприятия и товарищества с ограниченной ответственностью
Комментариев пока нет