Как американская помощь приводит к росту насилия
На фоне бушующей войны между Израилем и ХАМАС многие новостные сообщения посвящены ужасающей гуманитарной ситуации в Газе, и это правильно. Но есть другой вооружённый конфликт – в Мьянме, который тоже приводит к массовым страданиям: более двух миллионов человек стали вынужденными переселенцами внутри этой страны, а более миллиона устремились в соседние государства – Бангладеш, Индию и Таиланд. И эта ситуация привлекает намного меньше международного внимания.
Нет, нельзя сказать, что внешние силы не участвуют в конфликте в Мьянме. Напротив, США явно считают для себя своеобразным моральным тестом поддержку повстанцев и продемократических группировок, которые пытаются свергнуть военную хунту, вернувшуюся к власти после государственного переворота в феврале 2021 года. Но такой подход приносит Мьянме мало хорошего.
Когда армия свергла молодое гражданское правительство Мьянмы (военные начали уступать ему власть лишь шестью годами ранее), администрация президента США Джо Байдена опять ввела против страны широкие санкции, которые с тех пор только ужесточаются. Но пока что санкции не особенно вредят военной элите Мьянмы, зато они уничтожают экономический прогресс, достигнутый в течение последнего десятилетия, и погружают простых граждан в нищету.
Кроме того, администрация Байдена усиливает взаимодействие с так называемым Правительством национального единства, которое было сформировано в качестве альтернативы военной хунте. Америка, как и остальные страны мира, воздерживается от официального признания этого теневого правительства, однако это не мешает администрации Байдена предоставлять «нелетальную помощь» его несуществующей армии (Народные силы обороны), а также этническим организациям повстанцев и продемократическим группировкам в рамках закона «О Бирме». У США уже имеется опыт довольно широкой интерпретации термина «нелетальный». Например, нелетальная помощь сирийским повстанцам включала повышение их оперативного потенциала на полях сражений.
У группировок, которых администрация Байдена поддерживает в Мьянме, нет общей цели, не говоря уже о единой политической стратегии. Теневое правительство не смогло завоевать поддержку всех крупнейших этнических групп населения страны, а его вооружённое крыло не имеет единого военного командования. Этнические группировки повстанцев (у некоторых из них сложилась весьма брутальная репутация) часто заинтересованы в обретении автономии для своих этнических сообществ, а не в строительстве инклюзивной федеральной демократической системы, и поэтому некоторые из этих группировок готовы сотрудничать с хунтой ради получения автономии. Ситуация осложняется тем, что территориальные претензии группировок иногда пересекаются.
Невозможно сказать с определённостью, что именно увеличение потока американской помощи привело к росту насилия в Мьянме. Но нет сомнений в том, что в последнее время атаки повстанцев усилились, и это приводит к серьёзным последствиям не только для гражданского населения, которое часто попадает под перекрёстный огонь, но и для соседних государств. В ноябре во время большого наступления, позволившего повстанцам получить контроль над несколькими пограничными городами и десятками военных объектов, как минимум 72 солдата государственной армии сбежали в Индию всего за одну неделю. Хунта отреагировала на это наступление усилением летальных атак, включая карательные авиаудары и артиллерийские обстрелы.
Тем временем более 32 тысяч представителей народа чин из Мьянмы получили убежище в индийском штате Мизорам (в этом штате народ чин составляет большинство населения), где они разместились в лагерях беженцев. Ещё несколько тысяч сбежали из Мьянмы в другой пограничный индийский штат – Манипур, что привело к усилению конфликта между двумя главными этническими группами населения в этом штате.
Американская помощь вооружённым группировкам в различных странах мира часто приводила к усилению хаоса и страданий, что препятствовало движению к демократии. Поскольку гуманитарная ситуация в Мьянме ухудшается, возможно, именно это опять и происходит. Негативное влияние этой ситуации на соседние с Мьянмой страны можно было бы сравнить с тем негативным влиянием, которое могли бы оказывать на Америку далёкие державы мира, решившие наказать Мексику и помочь повстанческим группировкам в этой стране. Однако администрация Байден не просто не позволяет соседним странам задавать тон в определении политики в отношении Мьянмы, но и настаивает, чтобы они следовали американской линии.
Бескомпромиссное желание США наказать военную хунту в Мьянме привело к безнадёжному расколу в Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), состоящей из 10 стран. Это не позволяет АСЕАН играть конструктивную роль в конфликте. Парадоксальным образом США стремятся заинтересовать АСЕАН задачей продвижения демократии в Мьянме, хотя большинство стран в этой ассоциации находятся под авторитарной властью.
Индия, самая густонаселённая демократическая страна в мире, встревожена тем, что американские подходы толкают богатую ресурсами Мьянму в объятия Китая. У Индии протяжённая сухопутная и морская граница с Мьянмой, и она рассматривает эту страну как стратегический коридор в Юго-Восточную Азию. Учитывая движение людей и боевиков (иногда подготовленных и вооружённых Китаем) через границы, тесное сотрудничество с Мьянмой в борьбе с повстанцами жизненно важно для индийской безопасности.
Ошибочная политика Байдена в Мьянме явно согласуется с его публичными рассуждениями о «глобальной битве между демократией и авторитаризмом». Однако в других странах его администрация предпочитает более прагматичные внешнеполитические подходы, развивая стратегические отношения с недемократическими странами ради противодействия возросшему влиянию Китая. Например, в сентябре во время саммита «Большой двадцатки» в Нью-Дели Байден постарался улучшить отношения с Саудовской Аравией, а затем отправился во Вьетнам, назвав эту страну «критически важным партнёром в Индо-Тихоокеанском регионе».
Такой реализм следует приветствовать: если бы продвижение демократии и защита прав человека были важнее всех остальных соображений, тогда у американских дипломатов было бы очень мало партнёров за пределами Запада. Но этот реалистичный подход нужно распространить на Мьянму. У Америки повысятся шансы помочь прекращению прямого правления армии в этой стране, если она откроет линии коммуникаций с хунтой и предложит ей стимулы для разворота нынешнего курса.
Именно отказ от провальной политики санкций и переход к откалиброванной политике взаимодействия помогли США приблизить официальный конец военной диктатуры в Мьянме в 2015 году. Для того чтобы Мьянма не превратилась в очередное недееспособное государство, администрация Байдена обязана выбрать сегодня аналогичную стратегию.
Copyright: Project Syndicate, 2023. www.project-syndicate.org
Комментариев пока нет