Абдижамил Нурпеисов давно ответил на все вопросы России
В Алматы прошла Международная писательская конференции, посвященная 100-летию Абдижамила Нурпеисова. Она была организована Казахский ПЕН-клубом, первым президентом которого он был.
– Абе (Абдижамил Нурпеисов) не любил отмечать свои юбилеи, – говорит его преемник на этом посту Бигельды Габдуллин. – На торжества в честь его 90-летие мы, его друзья (кроме вашего покорного слуги, Имангали Тасмагамбетов, Кырымбек Кушербаев, Сапаргали Бердибеков и Узакбай Айтжанов), помнится, уговорили его с трудом.
И вот ему 100 лет! Я долго думал, какой подарок преподнести своему большому другу и учителю. И решил, что самым лучшим будет пригласить коллег по перу, поклонников его таланта, проживающих в разных уголках мира – Франции, Литве, Турции, Кыргызстане, Таджикистане. Узбекистане…
Интересную историю мне рассказал французский писатель Ив Готье: «Прохожу я таможенный досмотр на границе в Алматы. Пограничник долго рассматривал мои документы так и эдак под лупой и среди прочих вопросов задал такой: «С какой целью вы прибыли в Алматы?», Услышав, что на литературный форум, посвященный Абдижамилу Нурпеисову, без разговоров поставил печать на паспорте и пожелал удачи».
После конференции памяти Абдижамила Нурпеисова в Национальной библиотеке гости Казахского Пен-клуба приняли участие в церемонии установления мемориальной доски на доме, где он жил. А далее эстафету подхватил Союз писателей Казахстана: конференция на следующий день, 26 октября, была продолжена в Доме дружбы. Она началась с того, что принимавшая в ней участие министра культуры и информации Аида Балаева зачитала поздравительное письмо президента Касым-Жомарта Токаева. По словам главы государства, в каждом произведении Абдижамила Нурпеисова «ярко проявляется искренняя любовь к родной земле. Романы «Кровь и пот», «Последний долг» поднимают вопросы, касающиеся как казахского народа, так и всего человечества».
Exclusive.kz приводит фрагменты из самых ярких выступлении, прозвучавших на конференции в Доме дружбы:
Служил отечеству
– Я более 40 лет работал во власти и все эти годы общался с ним, – сказал Крымбек Кушербаев. – Иногда мне приходилось слышать от него, что я могу пострадать из-за этого – ведь он оппонирует власти. Но меня это не останавливало, я старался быть с ним на связи всегда.
Во-первых, мы с ним с одних краев – с Приаралья. Во-вторых, зная, чем дышит и о чем думает его народ, он всегда поднимал самые насущные для всех нас проблемы.
Понимая, что духовное развитие не должно отставать от материального, от экономики в данном случае, игнорировать это было никак нельзя – две эти ипостаси должны идти параллельно. А такие личности, как Абдижамил Нурпеисов, в сложный переходный период, который переживает человечество (оно сейчас увлечено фальсификацией прошлого и мистификацией будущего), дают нашему народу правильные духовные ориентиры.
Он смог остаться внутренне свободным человеком и, как сказал писатель Дулат Исабеков, «Великой китайской стеной для своего народа». Примеров этому много. Это и выступления по языковому и земельному вопросам, и по событиям декабря 1986 года, когда он со сцены Дворца республики заявил приехавшему в Алматы генсека Горбачеву, что тот оклеветал казахский народ и это останется на его совести.
И именно он в октябре 1990 года дал развернутый ответ на ксенофобский провокационный памфлет российского литератора Александра Солженицына «Как нам обустроить Россию», в котором содержатся территориальные претензии к сопредельным республикам, в частности – к Казахстану. Абдижамил Каримович выступил тогда в газете «Известия» со статьей «Своя и чужая боль».
…У нас много замечательных писателей, но такого масштаба он один. Ведь, художественная значимость его произведении признана мировой общественностью. У Махамбета есть такие строки: «Азамат, сені сақтадым, Бір күніме керек деп. Жабыдан туған жаман ат. Шаба алмайды бөжектеп» – «Гражданин, я тебя сохранил, потому что ты должен в какой-то момент послужить своему отечеству». Вот он и служил ему, встав на защиту нашего и духовного, и материального наследия.
Нурпеисов всегда говорил, что нам, казахам, независимость к лицу, потому что «мы испокон веков свободные духом люди». Доказательство этому такой вид искусства как айтыс, который есть только у казахов. Так как цель состязаний – говорить правду и только правду, в них могут участвовать только люди, обладающие высокой степенью внутренней свободы, но никогда – подчиненные друг другу или пережившие вассальные, крепостнические отношения. А у казахов все были свободны, начиная от торе и биев и заканчивая простым людом.
«Вот это надо нам не растерять и развивать дальше», – говорил Абдижамил Нурпеисов.
Характер Абе
В 1974 году автор трилогии «Кровь и пот», а также режиссер Азербайжан Мамбетов, поставивший одноименный спектакль, и группа актеров Казахского академического театра драмы им. Ауэзова, были удостоены Государственной премии СССР.
– Сегодняшняя погода похожа на характер Абе, – сказал, выступая с трибуны Дома Дружбы исполнитель роли в спектакле «Кровь и пот» Еламана Асанали Ашимов. – Природа словно раздумывает – разразиться дождем или нет. Я хочу сказать, что если бы он был жив, то еще неизвестно, прошли бы сегодняшние мероприятия, посвященные его юбилею, или нет.
Перед своим 90-летием он именно так себя и повел. Я был свидетелем, как режиссер-документалист Сергей Азимов начал снимать фильм о нем. Получался он хорошим. Эта была картина об очень важных вещах – об его духовном завещании, в частности. И вот такая мелочь – когда патриарха показали крупным планом на экране, ему не понравился провисающий подбородок, потом, как он споткнулся, поднимаясь к стеле над своим мазаром, возведенном им самому себе еще при жизни. Абе потребовал «редактуры», режиссер сказал, что он неправ. Близкие ему люди говорят, что картина получается замечательная, она – как глоток свежего воздуха, без помпезностей и традиционных юбилейных панегириков. Но аксакал уперся – хотел видеть картину такой, какой он себе ее представляет. В общем, дальнейшие съемки фильма приостановили.
И в этом Абе был весь. Был даже уникальный случай, когда в крупном московском издательстве он остановил выход книги из-за одного только слова, которое, по его мнению, перевели неправильно. Но вот этот его характер помог мне, когда я создавал образ Еламана в спектакле «Кровь и пот». Я тогда многое взял от самого Абе, потому что в какой-то момент до меня дошло: а ведь Нурпеисов списывал своего героя с себя! Все знали, что у этого неординарного мужчины суровый характер. Чтобы сыграть стихийного революционера Еламана, я даже отобрал часть монолога у мырзы Танирбергена – своего антипода и соперника. То презрение, с каким этот степной аристократ рассуждает о своем народе, в устах моего героя приобрело совсем другой смысл. Не презрение, а боль за поруганных людей, сострадание и горечь: сколько же можно безропотно терпеть, быть пылью под чужим сапогом?
Я так входил в роль, что однажды, когда машинист сцены повернул рычаг не в ту сторону и мне сильно поранило ногу, доиграл до конца, не замечая боли. Выйти на финальный поклон уже не было сил. Когда за кулисами снял ботинки, носки были набухшими от крови.
Нурпеисов мою трактовку Еламана одобрил. Сказал, что я добавил герою много своего, понес, короче, отсебятину, но она была к месту. А он, мы знаем, был из тех, кто «айтпайт, айтса – кайтпайт» – молчит, но если он скажет, то слово у него железное, мнения он своего не поменяет.
…Дни памяти Абдижамила Нурпеисова завершились в Доме приеме, где Казахский ПЕН-клуб каждому из 250 гостей подарил книгу воспоминаний об Абдижамиле Нурпеисове,
– Материалы для нее я собирал несколько лет, – сказал Бигельды Габдуллин. – Это был мой личный долг перед Абе. Ну что сказать напоследок? Караван Казахского ПЕН-клуба продолжает свой путь.
Комментариев пока нет