Ахмет Беремжанов: От надворного советника до наркома Казахской АССР - Exclusive
Поддержать

Ахмет Беремжанов: От надворного советника до наркома Казахской АССР

Юрист, знаток обычного права казахов, депутат Государственной Думы двух созывов отстаивал права казахов на свою землю, народный суд, просвещение, поднимал женский вопрос.

Ахмет Беремжанов (1871-1927) родился в Тосынской волости Торгайского уезда в семье помощника начальника Тургайского уезда Кургамбека Беремжанова, который был известен как человек просвещенный и сделавший немало для открытия школ, оснащения их учебниками.

Ахмет с серебряной медалью окончил Оренбургскую мужскую гимназию и поступил на юридический факультет Казанского университета, который окончил с золотой медалью в 1899 году. С 1899 года работал в Оренбургском, Троицком, Актюбинском уездных судах. В 1901 году получил должность судебного следователя в Оренбургском уезде, затем – мирового судьи Актюбинского уезда.

25 декабря 1905 году в Уральске на съезде пяти областей была образована Казахская конституционно-демократическая партия. В работе съезда приняли участие А. Бокейханов, М. Дулатов, А. Тынышпаев, А. Беремжанов, Б. Каратаев и другие. 28 мая 1906 года он был избран в Государственную Думу I созыва от казахов Тургайской области. В ней он был членом Конституционно-демократической фракции, входил в мусульманскую группу. Ахмет Беремжанов выступил в Думе с требованием включить в Аграрную комиссию депутатов от национальных окраин. В постреволюционных условиях центральным вопросом являлся аграрный.

Будучи юристом, Ахмет Беремжанов рассматривал земельные отношения с точки зрения законов и действовавших Положений. Его выступления демонстрировали отличное знание и характеристики земли, и образа жизни кочевников. Он отстаивал интересы казахов, пытался донести до членов Госдумы факты злоупотреблений и ошибок власти в распределении земли. Так, в 1906 году он представил справку от депутатов I Государственной Думы в МВД о приостановлении переселения крестьян в Степной край до окончательного поземельного устройства коренного населения.

Этот уникальный документ заслуживает длинной цитаты.

«Члены Государственной Думы от областей… просят приостановления переселения вплоть до окончательного устройства казахов в поземельном отношении на следующих основаниях. В силу Примечания I к ст. 120 Степного Положения 25 марта 1891 года, земли, могущие оказаться излишними, поступают в ведение Министерства государственных имуществ и земледелия. Позднейшими узаконениями повелено приступить к изъятию этих излишков, с наилучшими обеспечением туземного казахского населения в земельном отношении, и образовать из них переселенческие участки.

Ныне, как видно из работ временных партий землемеров, спешная деятельность этих партий направлена к образованию лишь одних только переселенческих участков без ясно осознанной заботы о наилучшем обеспечении казахов в земельном отношении и без внимательного изучения вопроса о том, имеются ли излишки или нет ˂…˃ Малейшее изъятие клочка удобной земли с естественным пресноводным орошением в одной какой-либо волости может болезненно отразиться на казахах других волостей, уездов и областей… Кочевники этих 35 волостей каждый год с открытием весны вплоть до глубокой осени не могут оставаться со своими стадами в пределах своих административных приписок, на безводных пустынях, состоящих либо из солонцов, на которых произрастают такие неудобные для корма скота летом травы, как кокбек, буюргун, итсичек и прочие горькие травы, либо из песков, на которых с наступлением летней жары выгорает всякая растительность ˂…˃

Кочевка этих казахов обуславливается и поддерживается полной невозможностью к их оседанию на местах их административных приписок в виде бедности и суровости природы. В этих местах административных их приписок не представляется возможным ни заниматься земледелием, ни заниматься скотоводством в течение круглого года на рациональных началах.

Прежде изъятия земель из пользования казахов четырех плодородных уездов Уральской и Тургайской областей временным партиям землемеров надлежало бы подвергнуть всестороннему изучению почвенных и климатических условий всей совокупности Тургайской и Сыр-Дарьинской областей и лишь после наилучшего обеспечения всех киргизов этих областей удобными для земледелия землями с естественным орошением приступить к изъятию излишков под переселенческие участки. И был бы тогда открыт путь к естественному и наивозможно скорому оседанию кочевников. Между тем ныне образование переселенческих участков производится в четырех плодородных уездах Уральской и Тургайской областей без всякой заботы об интересах кочевников других волостей, уездов и областей, что равносильно выбрасыванию их за борт и лишению их пользования имперской землей… В промежутке между 21 октября 1868 г. по 1894 г. … не было примера, чтобы правительство изъяло из пользования казахов без согласия их обществ ˂…˃

При этом нельзя не указать на то обстоятельство, что временные партии землемеров, вопреки ст. 125 «Степного Положения», принудительным путем отчуждают жилые и хозяйственные сооружения оседлых казахов, так называемые зимовые стойбища, под переселенческие участки. Что должно быть воспрещено немедленно же ввиду незаконности этого отчуждения. Затем, депутаты не находят смысла в образовании переселенческих участков в Семипалатинской области, где имеется 146725 душ своих безземельных казахов. Из них 87470 душ арендуют землю у войскового населения, 8826 душ – у крестьян Томкой губернии, 3425 душ – у населения Китайской империи и 13746 душ – в других соседних губерниях. Всякое изъятие земель из пользования казахов Семипалатинской области должно бы почитаться более чем несправедливым в то время, когда означенные безземельные казахи не устроены в земельном отношении. Вместе с тем надлежит принять во внимание, что почвенные условия Семипалатинской области вообще неблагоприятны для переселения ˂…˃ А потому на основании изложенного, депутаты находят всемерно нужным приостановить переселение и немедленно приступить к поземельному устройств как оседлых, так и кочевых казахов в Степных областях». (Движение Алаш. Сборник материалов судебных процессов над алашевцами. В 3-х т. – Т.1: Документы, допросы и ответы. Синхронные переводы. Материалы судов. Конфискованные письма. – Алматы: ФФ «Ел-шежіре», 2011. – С. 14-18).

А. Беремжанов в 1906 году в составе фракции от мусульман принимал участие в разработке и подготовке аграрного законопроекта, осуществлял запросы о незаконном захвате и освоении земель переселенцами, и поставил вопрос о включении депутатов от фракции в аграрную комиссию.

После первой сессии I Государственная Дума была распущена. Вместе с Манифестом о роспуске Думы было опубликовано новое Положение о выборах. Новый избирательный закон ограничил избирательные права крестьян и рабочих и сократил представительство от национальных окраин.

В 1906-1907 гг. А. Беремжанов стал кандидатом в судьи Оренбургского окружного суда, стал мировым судьей в Тургайском уезде. 12 февраля 1907 года он был избран в Государственную Думу II созыва от так называемых инородческих волостей Тургайской области. Входил в Мусульманскую фракцию и Сибирскую парламентскую группу, работал в комиссии по отмене военно-полевых судов и в комиссии о преобразовании местного суда. Особенно была важна работа во второй комиссии, потому что в русском суде казахи подвергались дискриминации, не могли полноценно участвовать в процессе из-за незнания языка.

А. Беремжанов знал обычное право казахов и мог обосновать его высокую эффективность и соответствие основным принципам и целям российского законодательства. Как и предыдущая, II Дума провела всего одну сессию, с 20 февраля по 3 июня 1907 года, и была распущена. После этого избирательное законодательство было изменено и казахи лишись права избирать своих представителей в Государственную Думу. Надежды казахского народа быть услышанными и ожидания того, что многие проблемы будут решены законодательным путем, рухнули с принятием нового избирательного закона.

После роспуска II Думы Ахмет Беремжанов вернулся в Тургай, а в начале 1909 года он был откомандирован в Бузулукский уезд на должность судебного следователя Самарского окружного суда. В 1912 году А. Беремжанов получил чин надворного советника, а в 1916 году стал городским судьей Бузулука. После Февральской революции 1917 года и формирования Временного правительства события стали стремительно развиваться и требовали активного участия всех неравнодушных к судьбе родины людей. Из Санкт-Петербурга вернулся А. Букейханов, став комиссаром Временного правительства в Тургайской области и членом Временного совета по управлению Туркестанским краем. Его единомышленники, люди незаурядные, яркие, образованные, также вошли в состав местных органов нового правительства. В их числе был и Ахмет Беремжанов. Они всемерно поддерживали демократические реформы Временного правительства.

Временное правительство России, созданное 2 марта 1917 года, должно было функционировать до созыва Учредительного собрания. Следовательно, надо было вести работу по подготовке к выборам. И в начале апреля того же года в Оренбурге был проведен 1-ый Тургайский областной казахский съезд, делегатом которого был А. Беремжанов.

С этого же времени он – комиссар Временного правительства Кустанайского уезда. А. Букейханов телеграммой обратился к министру юстиции Временного правительства А. Ф. Керенскому с просьбой о командировании А. Беремжанова в Тургайскую область для занятия должности комиссара Временного правительства по Кустанайскому уезду. Просьба была удовлетворена, и с 28 апреля 1917 года Ахмет Беремжанов приступил к своим обязанностям. Спустя три месяца он докладывал о проделанной работе: в Кустанае были созданы и функционировали городская дума и управа.

21-26 июля 1917 года Ахмет Беремжанов участвует в работе знаменитого Первого Всеказахского съезда, проходившего в Оренбурге. На съезде рассматривались такие важнейшие вопросы, как форма государственного управления, автономия казахских областей, земельный, народная милиция, земство, просвещение, суд, религия, женский.

Большая часть вопросов касалась проблем, которыми Ахмет Беремжанов занимался с 1905 года со времени своей работы в двух Государственных думах. Он знали детали проблем и пути их решения. По сути, реализация некоторых из них могла быть осуществлена им в рамках работы в Госдумах, не будь они распущены и не лишись казахи своего права иметь собственных представителей в Госдуме.

На этом съезде Ахмет Беремжанов был утверждён кандидатом в депутаты Учредительного собрания. Ему предстояла избирательная кампания, выборы, и потому в сентябре 1917 года он принимает решение уволиться с должности административного судьи Самарского окружного суда. Временное правительство тянуло с назначением даты выборов. Лишь 14 июня 1917 года было объявлено об их проведении 17 сентября, а созыв – на 30 сентября. Но 9 августа Временное правительство, возглавляемое А. Керенским, перенесло выборы на 12 ноября, а созыв Учредительного собрания – на 28 ноября 1917 года. Время для укрепления власти было потеряно. Начинался разброд, и рождались идеи перехвата власти. В этом ряду – октябрьский переворот.

В декабре 1917 года он становится одним из 14 членов Торгайского областного комитета партии «Алаш» и принимает участие во Втором Всеказахском съезде в Оренбурге. На этом съезде А. Беремжанов был избран членом правительства Алаш-Орды от Тургайской области. Состав Народного совета – правительства Алаш-Орды – состоял из незаурядных личностей, связанных общностью политических взглядов и мечтой о дальнейшем самостоятельном развитии своего народа. Восемь из пятнадцати членов Народного совета Алаш-Орды имели высшее юридическое образование (Жакып Акбаев – еще и степень магистра права); четверо избирались депутатами Государственной думы І и ІІ созывов; пять членов правительства Алаш-Орды с весны 1917 года занимали должности комиссаров Всероссийского Временного правительства в областях и уездах. Безусловно, в числе ярких представителей Алаш-Орды был и Ахмет Беремжанов. В правительстве Алаш-Орды он фактически выполнял функции министра юстиции.

В Учредительное собрание России было избрано 715 депутатов, в их числе Ахмет Беремжанов. 6 января 1918 года Учредительное собрание было разогнано декретом ВЦИК, созданного большевиками сразу после октябрьского переворота на съезде Советов рабочих и солдатских депутатов. В стране уже начались множественные вооруженные конфликты, грозящие перерасти в масштабную гражданскую войну. Несогласные с разгоном и считавшие его противозаконным 8 июня 1918 года создали в Самаре Комитет членов Учредительного собрания (КомУч) – антибольшевистское правительство. КомУч состоял из 58 человек. Казахам необходимо было иметь свое представительство в любых центрах власти, чтобы защищать национальные интересы, и потому Беремжанов вошел в этот Комитет.

После установления советской власти Ахмет Беремжанов работал советником, затем членом коллегии Верховного суда. С 1921 года он временно исполнял обязанности наркома юстиции КАССР. Затем до 1925 года, переехав вместе со столицей из Оренбурга в Кызыл-Орду, был членом коллегии Наркомата юстиции, заведовал отделом судебного строительства Наркомата юстиции КАССР.

В 1926 году 55-летний Ахмет Беремжанов заболел и выехал на лечение в Ленинград, где и скончался 5 января 1927 года. В последний путь его провожали сын Батырбек, А. Букейханов, А. Сейдалин, М. Ауэзов, А. Маргулан, обучавшиеся в Ленинграде казахские студенты и представители татарской интеллигенции.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.