Аэропорт Алматы станет крупнейшим аэрохабом региона?
Международный аэропорт Алматы приступил к реализации первой фазы инфраструктурного проекта Horizon, в рамках которого в течение ближайших 25 лет воздушная гавань южной столицы будет практически полностью модернизирована. Пассажиропоток увеличится с 12,5 до 40 млн человек. Стоимость проекта оценивается более чем в $1,5 млрд.
Международный аэропорт Алматы официально объявил о запуске стратегического инвестиционного проекта Horizon, комплексного поэтапного плана развития аэропорта до 2050 года. Программа будет осуществляться в пять этапов. В рамках первой фазы – с 2025 по 2028 год – планируется реализовать около 130 проектов стоимостью до $362 млн.
В частности, в течение четырех лет будет полностью реконструированы терминал внутренних рейсов, VIP-перрон, стоянка для воздушных судов и одна из взлётно-посадочных полос с бетонным покрытием, построены новая рулёжная дорожка длиной 4,4 км, аэродромный комплекс. Также планируется обновить топливную инфраструктуру, создать грузовой перрон и ангар технического обслуживания, современную противообледенительную площадку с системой сбора и переработки реагентов, построить новый отель при аэропорте и многоуровневую парковку.
«Алматы – самый загруженный аэропорт в Центральной Азии и лидер по объёмам грузовых авиаперевозок в этом регионе, находится на 52 месте в рейтинге самых загруженных аэропортов Азии, занимает 51 место среди крупнейших аэропортов Европы и стран СНГ. В 2025 году мы обслужим 12,5 млн пассажиров, половина из которых международные. Мы уже сегодня выполняем 150 рейсов ежедневно, и видим устойчивый рост. Horizon – это наш ответ на вызовы времени. Мы создаём современную, экологичную и технологичную инфраструктуру, способную обслуживать до 40 млн пассажиров в год», – говорит Гокер Косе, президент Международного аэропорта Алматы.

Президент Международного аэропорта Алматы Гокер Косе
По его словам, финансирование проекта осуществляется исключительно за счёт собственных средств аэропорта, привлечённых банковских кредитов и частных инвестиций. Государственные гарантии или бюджетное софинансирование не предусмотрены.
Гокер Косе уверен, что проект принесёт значительный вклад в развитие экономики региона. Так, в рамках первой фазы будет создано более 1800 рабочих мест в строительной отрасли и 550 новых постоянных рабочих мест в операционной деятельности.
Он надеется, что к 2050 году аэропорт кроме пропускной способности до 40 млн пассажиров в год, получит до 150 стоянок для воздушных судов, три взлетно-посадочных полос, развитую сеть рулёжных дорожек, а логистический центр, аэрокосмическую зону, производственные мощности и специальную экономическую зону.
«Мы видим Алматы как центр экспорта высокотехнологичной продукции – от микрочипов и фармацевтики до авиационного сервиса. Наш проект – это не просто развитие аэропорта, это формирование авиационной индустрии будущего», – говорит глава Международного аэропорта Алматы.
Он также рассказал, что в прошлом году аэропорт обслужил более 12 млн пассажиров в год (в этом году ожидается 12,5 млн), свыше 120 тыс. тонн авиатоварных перевозок. Из аэропорта Алматы осуществляется около 150 вылетов в сутки по 84 прямым маршрутам.
Также было отмечено, что компания за собственный счет установила шумоизоляцию в 20 жилых домах, находящихся вблизи аэропорта. До конца этого года планируется довести этот показатель до 100, а в ближайшей перспективе – до 300.
Первая фаза проекта Horizon оценивается в $362 млн, а на реализацию всех пяти этапов могут потребоваться инвестиции в размере от полутора до $1,7 млрд. Хотя сумма инвестиции может измениться за 25 лет реализации проекта.
Напомним, что в августе 2020 года стало известно, что правительство Казахстана разрешило отчуждение 100% акций аэропорта Алматы дочерней структуре турецкого холдинга TAV Airports.
А в апреле 2021 года аэропорт сообщил, что компания TAV Airports и фонд Kazakhstan Infrastructure Fund завершили выкуп аэропорта Алматы.
«Компания TAV Airports (входит в Groupe ADP) завершила выкуп и взяла на себя управление операционной деятельностью аэропорта г. Алматы. После завершения расчетов по сделке, TAV становится бенефициарным собственником 85% акций аэропорта и связанных с ним предприятий, предоставляющих услуги по поставке топлива и кейтерингу. Остальные 15% акций принадлежат фонду Kazakhstan Infrastructure Fund под управлением VPE Capital. Якорным инвестором фонда выступает АО «Казына Капитал Менеджмент», – говорилось в сообщении на сайте аэропорта.
Также отмечалось, что ранее согласованная цена покупки в размере $415 млн была снижена до $365 млн с учетом снижения трафика из-за пандемии. В зависимости от восстановления трафика до уровня, предшествующего пандемии, консорциум покупателей дополнительно заплатит $50 млн в будущем. Сообщалось, что TAV вложит «около $200 млн в строительство нового международного терминала, который удвоит пропускную способность аэропорта до как минимум 14 млн пассажиров в год».
Фото предоставлено Департаментом корпоративных коммуникаций Международного аэропорта Алматы
Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.