Алихан Смаилов: «Некогда самодостаточная компания КТЖ находится на грани выживания из-за неэффективного и консервативного менеджмента» - Exclusive
Поддержать

Алихан Смаилов: «Некогда самодостаточная компания КТЖ находится на грани выживания из-за неэффективного и консервативного менеджмента»

Глава Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов озвучил на пленарном заседании мажилиса основные итоги аудита эффективности использования бюджетных средств, выделенных на развитие транспортной отрасли, передает Exclusive.kz.

Некогда самодостаточная компания «Қазақстан темір жолы» по причине неэффективного и консервативного менеджмента, непродуманного разгосударствления находится на грани выживания. Все высокодоходные услуги переданы в руки частных компаний. Созданные условия для излишних посредников вокруг КТЖ привели к завышению стоимости приобретаемых товаров и услуг более чем на 80 млрд тенге.

Пилотный проект по доступу частных перевозчиков на магистральную железнодорожную сеть, действующий с 2018 года, не принес ожидаемого эффекта и приводит к потерям доходов КТЖ. Частные перевозчики грузов осуществляют наиболее прибыльные перевозки, в частности нефти и нефтепродуктов, а также маршруты с формированием полного состава поезда на электрифицированных участках.

Тарифы частных ж/д перевозчиков грузов завышены, – в отдельных случаях на 32%, – в том числе за счет включения затрат, которые фактически не производятся. А это значительно влияет на стоимость перевозки товара для конечного потребителя. Здесь также усматриваются слабые позиции уполномоченного органа по регулированию тарифов. Подходы в тарификации должны быть справедливыми. Поэтому необходимо рассмотреть целесообразность дальнейшей работы частных железнодорожных перевозчиков.

73% всего грузооборота КТЖ за период с 2020 по 2023 год перевезено по тарифам ниже себестоимости. Убытки по регулируемым тарифам составили 907 млрд тенге, в том числе более половины – по экспорту. При этом уровень отдельных регулируемых тарифов на экспорт ниже тарифов на перевозку социально значимых продовольственных товаров внутри республики.

Все убытки перекрываются в основном за счет транзитных доходов КТЖ. В этом отсутствует здравый экономический смысл. Ни один предприниматель не заинтересован осуществлять свою деятельность по принципу благотворительности. Это прямая дорога к банкротству. Сегодня КТЖ уже не способна оплачивать свои обязательства. Компания находится в «красной» зоне кредитного риска.

– объявил Алихан Смаилов.

По данным Высшей аудиторской палаты, долг КТЖ на начало 2024 года составляет 2,9 трлн тенге, из которого 45% или 1,3 трлн тенге направлено на рефинансирование ранее принятых долговых обязательств. В данный момент долг продолжает расти.

Помимо этого, он указал на высокий износ железнодорожных сетей, локомотивов и вагонов. Глава ВАП озвучил, что за 2020-2023 годы было зафиксировано более 4 тыс. нарушений безопасности движения на магистральных, стационарных и подъездных путях, а задержка пассажирских поездов только за 2023 год составила 412 часов, причём по сравнению с показателем 2022 года это количество выросло в 5 раз.

Есть вопросы касательно полноты сведений по транзиту грузов. Статистические данные не соответствуют фактическим показателям. Поэтому принимаемые меры сведены исключительно к обновлению вагонного и локомотивного парка, а также строительству отдельных путей на востоке и юге Казахстана. Не проводится кардинальная реновация магистральных сетей. Нерационально закупать вагоны и локомотивы, если состояние и пропускная способность действующих магистральных сетей не позволяют их безаварийное движение без ограничения скорости на всем маршруте следования.

– добавил он.

Также глава ВАП рассказал, что информационные системы управления железнодорожными перевозками очень сильно устарели, отметив, что их внедрение приходилось на 1980-2010 годы и что оформление транзита и планирование движения грузов осуществляются фактически в ручном режиме, приводя тем самым к высоким коррупционным рискам и ухудшению показателей использования локомотивов и высокой долепорожнего пробега на уровне 39%. Срок эксплуатации действующих автоматизированной системы оперативного управления перевозками заканчивается в ноябре 2027 года, а новых решений до сих пор нет.

По мнению Алихана Смаилова, существующие методы корпоративного управления и стратегия развития АО «Самрук-Қазына» не способны предотвратить кризис Национальной железнодорожной компании страны, а дальнейшее ухудшение состояния активов, наращивание долгов и невозможность их обслуживания без кардинальных изменений в управлении может привести к дефолту компании. Он призвал провести оптимизацию затрат группы компаний с определением конкретных сроков по оздоровлению финансового и технического состояния.

В завершении части выступления, касающейся железнодорожной отрасли, глава ВАП указал, что правительству и АО «Самрук-Қазына» требуется решить вопрос долговой нагрузки КТЖ, обеспечить направление доходов исключительно на восстановление производственных активов, в том числе на реновацию магистральной железнодорожной сети, предусмотреть институт внешнего управляющего по развитию Национальной железнодорожной компании, ускорить цифровизацию процессов управления ж/д инфраструктурой и перевозками, исключить излишние частные посреднические структуры в организации производственно-технологических процессов и при перевозках грузов и пассажиров.

Отметим, что в ходе своего выступления бывший премьер-министр, который работает на различных государственных должностях с 1996 года, заявил, что «решение накопленных десятилетиями проблем в сфере развития транспортной отрасли преимущественно сводится к латанию дыр».

В целом по итогам аудита бюджетных средств, выделенных на развитие транспортной отрасли, проведенного на 23 объектах с охватом 3 трлн тенге, были выявлены финансовые нарушения на сумму 29 млрд тенге и неэффективное планирование и использование бюджетных средств на 168 млрд тенге. Экономические потери и упущенная выгода составили 307 млрд тенге. 5 материалов были переданы в правоохранительные органы, 117 материалов направлены для привлечения к административной ответственности.

Фото из открытых источников




9 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. […] Ранее глава ВАП Алихан Смаилов в ходе выступления в парламенте указал на то, что «Қазақстан темір жолы» находится на грани выживания и дефолта. […]