Альянс отраслевых ассоциаций и пищевой индустрии обратился к президенту
Представители Альянса ассоциаций и пищевой индустрии АПК и МСБ обратились к главе государства по поводу нового Налогового кодекса, сообщает Exclusive.kz.
Обращаемся к Вам от имени Альянса отраслевых ассоциаций пищевой индустрии АПК и МСБ, выражаем признательность за внимание к модернизации налоговой системы, мы поддерживаем стратегические цели проекта нового налогового кодекса (ПННК) – повышение справедливости, эффективности и стимулирование экономического роста. Однако, глубоко изучив текущую редакцию проекта, вынуждены обозначить ключевые системные риски, требующие срочного устранения до подписания документа.
говорится в обращении.
Основные претензии к текущей редакции проекта НК:
- Недостаточность доказательной базы: Многие предлагаемые нормы основаны на слабом анализе фактических статистических данных и экономических последствий. При этом зачастую игнорируются убедительные экспертные заключения бизнес сообщества и депутаты, в большинстве случаев, занимают сторону Правительства. Это повышает риск принятия решений, не соответствующих реальным условиям ведения бизнеса и приводящих к ухудшении экономики и непредсказуемым результатам.
- Реактивный, а не превентивный подход: Кодекс изобилует сложными мерами, направленными на борьбу со следствиями (такими как дробление бизнеса, оптимизация налогов), а не на устранение их первопричин – зачастую, сложности администрирования и арбитража ставок.
- Коррупциогенные риски: Усложнение правил, расширение полномочий контролирующих органов без адекватных гарантий прав налогоплательщиков создают почву для увеличения коррупционных проявлений.
Конкретные нерешенные проблемы в проекте:
- Неконкурентная нагрузка на ФОТ: Совокупная эффективная налоговая нагрузка на фонд оплаты труда (ОПВ, ОПВР, ОСМС, ВОСМС, социальные отчисления, ИПН, СН) превышает 40% для предпринимателей на общеустановленном налоговом режиме (ОУР). Это критически снижает доходы населения, конкурентоспособность казахстанских товаров и услуг на внешних рынках и легальность занятости внутри страны.
- Административная перегрузка: Необходимость ежемесячного расчета и уплаты 7 (семи) различных платежей с ФОТ создает неоправданные издержки и отвлекает ресурсы от развития бизнеса.
- Двойное и даже тройное налогообложение для предпринимателей, применяющих режим на упрощенной декларации (УД): Норма приводит к многократному налогообложению дохода предпринимателя на режиме упрощенной декларации. Это проявляется в налогообложении расходов предпринимателя на стороне поставщика, в налогообложении 4% суммы, полученной от клиента, а также в налогообложении той же суммы через непринятие на вычеты для целей КПН 20% у их контрагентов. Подобный подход делает малого предпринимателя со своей услугой неконкурентоспособным для покупателя на общеустановленном режиме (ОУР) в сравнении с более крупным конкурентом на ОУР. Более того, в некоторых случаях это единственный клиент для предпринимателя, использующего режим упрощенной декларации. Отсечение у малого предпринимателя, применяющего режим УД, клиентов на ОУР, может привести к ряду закрытий субъектов малого бизнеса и банкротствам.
- Необоснованность дополнительных мер контроля: Согласно данным, в 2023 году 23 тыс. ИП вели ОУР, а 1328 тыс. ИП находились на режиме УД. Совокупный годовой доход (СГД) ИП в тот год составил менее 10% от СГД юридических лиц (18 трлн тенге ИП и 188 трлн тенге ЮЛ). Контроль обоснованности расходов уже ведется на стороне предпринимателей на ОУР, через электронные счет-фактуры (ЭСФ) и электронные акты выполненных работ (ЭАВР), при качественной настройке аналитики риски оптимизации налогообложения минимальны.
- Нецелесообразное введение новых акцизов и вопросы к соотношению ставок внутри категории подакцизных товаров: акциз на энергетические напитки, вредность напитков не доказана, а результативность инициативы под сомнением, введена 0-я ставка на безалкогольное пиво, подобная мера есть только в 3 странах мира, введен акциз на этиловый спирт для производителей лекарственных средств и медицинских изделий, обычно акциз вводится именно на готовую спиртосодержащую продукцию.
- Отсутствие обязательного Анализа Регулирующего Воздействия (АРВ): Проект НК разработан и внесен без проведения АРВ (требование исключено из Предпринимательского кодекса). Это приводит к дисбалансу даже внутри одной отрасли, где разные сегменты бизнеса оказываются в неравных условиях из-за непредусмотренных последствий новых норм и является косвенным доказательством слабости позиции Правительства.
- Отсутствие учёта отраслевой специфики, о чём глава государства многократно говорил, и даже отмена имеющихся конструкций такого учёта без всякого обоснования.
Убедительно просим Вас, уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич, дать поручение о доработке проекта НК с учетом следующих принципиальных подходов: Переход к превентивному регулированию: Сместить фокус с карательных сложных мер на устранение системных причин нежелательных явлений. Необходимо создать стимулы для укрупнения бизнеса и легализации через упрощение и снижение нагрузки, а не через новые барьеры.
обращаются предприниматели.
Альянс отраслевых ассоциаций и пищевой индустрии призывает к следующим шагам:
- Кардинальное упрощение налогов на труд: Консолидировать многочисленные платежи с ФОТ в 1-2 понятных и технологичных платежа. Кардинально пересмотреть ставки с целью снижения совокупной нагрузки до конкурентоспособного уровня (менее 20-25%).
- Внедрение разумной цифровизации и сохранение банковской тайны: Попытки чрезмерного контроля, такие как фактический тотальный контроль движения средств физических лиц, цифровая маркировка каждой единицы товара уникальным кодом и национальный каталог товаров, являются дорогостоящими и низкоэффективными «местечковыми» решениями, которые приводят к сокращению экономической активности населения. Государство должно сохранить банковскую тайну, и при условии реформирования Налогового кодекса в части упрощения и снижения нагрузки, отпадет необходимость в доступе к личным счетам физических лиц.
- Внедрение налогов «на вредность» (акцизов) только на основании доказательной базы и позитивной международной практики.
- Вводить только те изменения в НК, по которым имеется экономическое обоснование и АРВ.
- Обязательность и прозрачность АРВ: Вернуть в ППРК норму об обязательном проведении полноценного АРВ для любых будущих изменений в налоговое и таможенное законодательство, включая подзаконные акты, расширить требование на депутатскую инициативу.
- Системность и предсказуемость: Устранить внутренние противоречия проекта, обеспечить единообразие подходов внутри отраслей и согласованность норм НК с другими отраслями законодательства (трудовое, предпринимательское).
В завершении бизнес-сообщество Казахстана объявило об искренней заинтересованности в построении современной, справедливой и эффективной налоговой системы, которая станет драйвером экономики, а не её тормозом. Они призвали президента использовать право вето и инициировать доработку проекта Налогового кодекса с учётом изложенных системных замечаний и предложений до его подписания.
Обращение подписали:
- ОЮЛ «Ассоциация производителей безалкогольных напитков и соков РК»/ Президент Мамытбаева А. С;
- «Ассоциация Цифровой Казахстан»/ Исполнительный директор Тюгина И.В;
- Ассоциации «ФармМедИндустрия Казахстана»/ Исполнительный директор Манакбаева Г.Д;
- «Молочный Союз Казахстана»/ Президент Кожевников В.Н;
- «Масложировой союз Казахстана»/ Президент Невзоров К;
- ОЮЛ «Союз пивоваров Казахстана»/Президент Тумабаев Г;
- Объединение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в форме ассоциации «Саморегулируемая организация – союз промышленников вторичной металлургии Казахстана»/ Председатель Дворецкий В.Я;
- «Ассоциация торговых предприятий Казахстана»/ Президент Ажибаева Ж.Т;
- ОО «Независимый профсоюз по защите МСБ»/ Председатель Мотькина Е.А;
- Исследовательская группа «BSR»/ Кенжебулат М.К.
- ОЮЛ «Ассоциация прямых продаж Казахстана»/
- Исполнительный директор Калашникова А.Н.
Фото uralskweek.kz
Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.