Alternativa Film Awards: посмотреть кино и понять, что так жить нельзя
На большой сцене алматинского театра ARTиШОК прошла Alternativa Film Screenings – серия открытых показов фильмов-номинантов и победителей премии Alternativa Film Awards, поддерживающей социально значимые картины.
Это новая премия в области кино, которая в прошлом году в первый раз проводилась в Центральной Азии. В этом году проект движется в новый регион – в Юго-Восточную Азию, а именно – в Индонезию.
Цель проекта – не просто наградить лучшие фильмы (общий призовой фонд Alternativa Film Awards составляет $100 000), но и показать их зрителям – с тем чтобы вдохновить их на социальные изменения в регионе. Цель самих социально значимых фильмов – развернуть проблему, показать ее с разных сторон, «подсветить», чтобы зритель задумался и, возможно, поменял точку зрения на знакомые явления. Основатели Alternativa Film Awards верят, что кино может стать «двигателем» социальных изменений.
«Альтернатива» госпрограммам
Впрочем, искусство вообще может влиять на людей и «подвигать» их на поступки, будь то кино или театр – а когда они объединяются, эта сила становится больше. Театр ARTиШОК, где прошли показы Alternativa Film Screenings, известен, в том числе, и своим умением поднимать актуальные и даже злободневные вопросы. Один из недавних примеров – читки пьесы и выставка в поддержку россиянок режиссера Жени Беркович и драматурга Светланы Петрийчук (напомним: месяц назад их приговорили к шести годам лишения свободы за «оправдание терроризма» в спектакле «Финист Ясный Сокол»).
«Мне близки идея и позиция организаторов Alternativa Film Awards, – говорит директор театра ARTиШОК Анастасия Тарасова. – Они решили комплексно поддерживать индустрию кино, разработали для этого целую программу, придумали идею кинофестиваля. Вокруг этого проекта много образовательных и прочих инициатив, и сама фестивальная структура прозрачная, понятная, экспертная, круто организованная.
Для меня такие проекты – это пример для подражания для всего рынка и, в первую очередь, для государства, которое придумывает то одни программы, то другие, переписывает их, переносит, потом опять переписывает – и пока все это происходит, возникают такие частные, индивидуальные инициативы. Это здорово! И, конечно, очень хочется к этому иметь отношение. Несмотря на то, что это кино, а мы – театр. Хочется быть рядом с людьми, которые делают такие важные вещи».
По словам Анастасии Тарасовой, в картинах, представленных Alternativa, отражена сильная гражданская, человеческая позиция по многим социальным моментам, которые нас окружают.
«Это то, что характерно и для ARTиШОКа – в режиссуре и в авторских проектах. Это единый художественный язык молодой режиссуры, который пересекается во многом в наших разных жанрах – в темах, чувствах, самоидентификации. Поэтому для нас очень органично объединиться в этом, услышать, увидеть друг друга», – говорит Анастасия Тарасова.
«Баурына салу»: от каких традиций мы отказываемся?
Среди показанных на Alternativa Film Screenings фильмов – «Похищение невесты» (Кыргызстан, победитель в номинации Spotlight), «Бауырына cалу» (Казахстан, победитель в номинации Future Voice), «Воскресенье» (Узбекистан), «Бездетная деревня» (Реза Джамали, Иран), «12 недель» (Анна Исабель Матутина, Филиппины).
Кроме того, в рамках Alternativa Film Screenings были показаны работы участников подростковой кинолаборатории, программа короткого метра и документальный фильм Inner Drive об истории компании inDrive, запустившей проект Alternativa Film Project.
Каждый фильм в рамках Alternativa Film Screenings затрагивает непростые и глубокие темы, поэтому дискуссии по важным общественным вопросам с участием экспертов и зрителей после показов стали не только их важной частью, но и, в чем-то, естественным продолжением картин.
Фильм «Похищение невесты» Мирлана Абдыкалыкова основан на реальных историях девушек, украденных для принуждения к браку. Картина подсвечивает проблему очень «объемно», без навязывания каких-то идей и мыслей, но при этом реалистично.
«Я знал, что есть такая традиция, как похищение невесты и думал об этом только как о факте. Но после просмотра фильма я задумался об этом как о реальной жизненной ситуации, которая существует в нашем современном мире», – говорит продюсер по продвижению Alternativa Film Awards Андрей Мануйлов.
Драма «Бауырына cалу» (Казахстан, победитель в номинации Future Voice) – дебютная полнометражная картина Асхата Кучинчирекова. Герой возвращается в семью, которую он никогда не знал, так как жил у бабушки. По признанию режиссера, он сам, согласно национальной̆ традиции, воспитывался бабушкой̆.
В дискуссии на тему «Стоит ли следовать старым традициям в современном обществе?» приняла участие Эльмира Карманова, основательница проекта «Комунити» и эксперт в сфере неформального образовании.
«Традиция «Бауырына cалу» в Казахстане живет до сих пор, и очень активно. У меня связана с этим очень непростая семейная история, которую, как мне кажется, до сих пор не может прожить моя мама.
В современном мире надо понимать, что такая ситуация наносит травму ребенку. Эту традицию придумали, когда в далекие времена девочки рожали в 13-14 лет и ребенка отдавали родителям для того, чтобы он выжил.
Сейчас таких условий нет, поэтому традиции тоже должны быть более современными и менее категоричными», – считает Эльмира Карманова.
В семейной драме Шокира Холкова «Воскресенье» сталкиваются ценности разных поколений. В дискуссии на тему «Взрослые дети и пожилые родители – кто на самом деле старший в этих отношениях?» принял участие актер Ерден Телемисов.
«Тема отношений родителей и взрослых детей волнует очень многих. Мне кажется, здесь главное уметь сотрудничать и не меняться ролями. Да, мы хотим помочь родителям, но часто не спрашиваем, нужна ли им помощь именно в этом. То есть сами решаем за них и меняемся ролями. Поэтому важно сотрудничать и вести диалог на том уровне, где мы все взрослые люди», – сказал Ерден Телемисов.
Итоги серии кинопоказов подвел продюсер по продвижению проекта Андрей Мануйлов.
«Я верю, что глубокие фильмы со смыслом могут менять взгляд человека на проблему и подталкивать к каким-то новым действиям. Жанр социального кино еще не так развит в нашем регионе, но сейчас мы видим, что ситуация меняется. Мы смотрим такие фильмы, учимся их проживать, обсуждать, и это важно для того, чтобы что-то менялось», – выразил свое мнение Андрей Мануйлов.
Следующая серия показов Alternativa Film Screenings пройдет в конце сентября в Бишкеке.
А тем временем продолжается прием заявок на премию 2024 года (можно отправлять до 18 августа). К участию приглашаются кинематографисты из всех азиатских стран.
Комментариев пока нет