Американская трагедия Токаева: что дальше?

Последние кадровые перестановки, предпринятые президентом Токаевым даже не по горячим, а по раскаленным следам его «рабочей поездки» в Нью Йорк, лучше десятка аналитических докладов свидетельствуют: отечественная дипломатия во главе с «президент-дипломатом» потерпела в Большом Яблоке впечатляющий провал. Провал на первый взгляд неожиданный, но на второй – вполне закономерный. Это провал даже не «новоотставленных» министра Нуртлеу, посла в США Ашикбаева или помощника Шарлапаева – это отражение кризиса всей систему госуправления Казахстана в целом, и в частности – культивируемой инвестиционной стратегии. Ведь один только двухкратный перевес узбекской сделки с Boeing по самолетам над казахской с казахской Wabtec Corp. по локомотивам – это только видимая вишенка на торте. Очевидно, случилось еще нечто унизительное, чего не простил своей команде всегда сдержанный президент.
Казахстан уже не впервые проигрывает «творческим узбекам» по качеству инвестиций – как внешних, так и внутренних. В Ташкенте давно сделали ставку на Пекин, в сотрудничестве с которым взялись строить «железку» и будут закупать китайские локомотивы – дешевле американских и по меньшей мере сопоставимого качества. Там вкладываются не просто в «паровозы», а в совершенствование логистики. Можно сколько угодно говорить о лидерстве Казахстана в регионе, но именно то, что в Узбекистане сохранилась вертикаль управления, является его конкурентным преимуществом.
У нас же предпочитают заливать новое вино в старые меха: в результате, как признают знающие железнодорожную специфику отечественные спецы, средняя скорость грузовых составов в Казахстане втрое ниже, чем в Китае. И заокеанский локомотив, будь он даже лучше китайского, не спасет от троекратного проигрыша в скорости доставки грузов, а стало быть – в экономической эффективности таких перевозок.
Что мы имеем в сухом остатке? То, что Казахстан отдаляется от перспективы стать «крупнейшим транспортным хабом в Центральной Азии». О важности этой задачи постоянно и, надо заметить, справедливо, твердит Токаев, а его коллега Мирзиеев не сегодня-завтра вплотную к ней приблизится. При том, что приобретая у американцев целый авиапарк новеньких «боингов, Ташкент делает серьезную заявку на роль крупнейшего авиахаба не только в Центральной Азии, но и способность в обозримом будущем конкурировать с тем же Дубаем. С кем сможет «конкурировать» наш КТЖ, погрязший в долгах, как купчиха в шелках? Корпоративная задолженность компании и так просто фантастическая – 6,5 миллиардов долларов, а после заокеанской сделки рискует вырасти на порядок.
К слову, долг нашего железнодорожного оператора примерно равен половине годового бюджета еще одной соседней с нами страны – Кыргызстана. Его президент, в отличие от узбекского лидера, не удостоился аудиенции Трампа – а иначе Касым-Жомарт Кемелевич вполне мог бы совсем упразднить правительство и объявить в стране прямое президентское правление.
Впрочем, и без того президент Токаев, ехавший в Нью Йорк на 80-летие ООН потенциальным триумфатором и чуть ли не сотрясателем основ всей сложившейся архитектуры международных отношений, вернулся из-за океана скорее на щите, нежели со щитом.
О причинах Пирровой победы реформатора ООН, больше того -еще вчера «назначаемого» одним из ее руководителей, за прошедшую неделю не рассуждал только ленивый. О ее последствиях в виде неслыханных рокировок и перестановок тоже достаточно написано. Но каковы сценарии дальнейшего развития событий?
Итак, можно ли говорить о закате звезды экс-главы МИД в ранге вице-премьера Мурата Нуртлеу, которого президент, вернувшись из Города Желтого дьявола, экстренно сменил на вчерашнего вице-премьера по социалке Ермека Кошербаева? Едва ли. Человека, которого хотят «похоронить» (в смысле политическом, разумеется) у нас либо подводят под уголовную статью, либо переводят куда-нибудь в сенат, но уж точно не назначают помощником главы государства – тем более, отвечающим за привлечение иностранных инвестиций (так называемых ПИИ). К слову, перевод в верхнюю палату парламента в контексте ее упразднения в 2027 году был бы действительно равнозначен политической смерти. Помощник президента – позиция, безусловно, менее публичная. Но для г-на Нуртлеу это на сегодняшний день даже лучше министерского кресла. Почему? По нескольким причинам. Во-первых, для «охоты на инвесторов последнее, что нужно – это как раз публичность. Во-вторых, Мурат Нуртлеу – и без того считавшийся представителем близкого окружения Токаева – в новой ипостаси становится еще ближе к президенту. А если его охотничьи трофеи окажутся впечатляющими, то разговоры о нем, как возможном преемнике, обретут новый смысл. Наконец, в– третьих, практически любая должность в правительстве сейчас становится расстрельной – внутренняя и внешняя повестка этому значительно способствуют – так что, перемена карьерной участи г-на Нуртлеу может оказаться выводом из-под огня с далеко идущими намерениями.
Фиаско в Нью Йорке, конечно, больно ударило по амбициям нашего «президента иностранных дел». Ведь Касым-Жомарт Кемелевич за годы своего президентства успел уже привыкнуть к победам и возрастающей роли – без всяких кавычек, между прочим! – своим и своей страны. А вместе с ним в этом все больше убеждается казахстанское коммюнити – не все, конечно, но значительная его часть. Казахстану фактически указали на его истинное место в мировой системе координат…
Понятно, что после такого просто не могло не случиться того, что наша верховная власть умеет лучше всего – кадровых перестановок. Но начались они вовсе не с внешнеполитического блока, что доказывает: главной целью Касым-Жомарта Токаева был не Нуртлеу и не внешнеполитический блок АП, точнее, не только они.
Президент начал с «зачистки» других сегментов своей администрации – экономического и социального. За последние годы АП превратилась во что-то вроде «второго сената», куда отправлялись на «передержку» правительственные чиновники, по тем или иным причинам не справившиеся с суровой конкретикой, встающей перед кабмином. Так там оказалась, например, Тамара Дуйсенова, успевшая порулить социалкой при обоих президентах – с одинаковым «успехом». При Назарбаеве в тихой гавани АП «швартовались» бывшие премьеры и вице-премьеры, акимы мегаполисов и ключевых областей и даже председатели Нацбанка. Со временем одни из них возвращались на передовую, других списывали в тыл, отправляли на пенсию или в почетную дипломатическую ссылку.
И вот недавно замруком АП стал Ерболат Досаев – человек, успевший побывать и министром, и вице-премьером, и финрегулятором, и мэром крупнейшего города страны. При всей неоднозначности его карьерного бэкграунда, Ерболату Аскарбековичу трудно отказать в главных аппаратных талантах – умении ставить задачи, находить варианты решения этих задач и, говоря на чиновном сленге, «масштабировать опыт». По слухам, он получил из рук президента своего рода мандат доверия – право самостоятельно, (ну, или почти самостоятельно) разрабатывать алгоритм социально-экономического развития и подбирать команду «комбайнеров-теоретиков» для его реализации. Причем, вроде бы под кураторством Досаева окажется и сектор АП, отвечающий за внешнюю политику, особенно – за привлечение столь желанных сейчас ПИИ.
Впрочем, слухмейкеры в Астане не исключают скорого назначения г-на Досаева на один из немногих постов, которых он до сих пор не занимал – главы правительства. Говорят, в ожидании премьерства Ерболат Аскарбекович отказался стать вице-премьером и министром экономики через тире. Должность «вицика» на самом горячем фронте может стоить головы даже этому персонажу с его репутацией «непотопляемого». А премьер-министр, как ни крути, второй де факто человек в государстве. А в недалеком будущем, возможно, и де юре.
Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.