Анар Бурашева и Жамиля Баширова. Казашки на вершинах мира - Exclusive
Поддержать

Анар Бурашева и Жамиля Баширова. Казашки на вершинах мира

СМИ сообщали: 12 мая в 07.25 по времени Непала первая казашка ступила на крышу мира. Анар Бурашева взошла на Эверест в рамках спортивно-патриотической экспедиции «Kazakh Everest Team». По возвращении – встречи, пресс-конференции, внимание журналистов, альпинистов и горной общественности. На самом деле в весеннем сезоне 2024 года на высочайшую вершину планеты впервые ступили две казашки – Анар Бурашева и Жамиля Баширова.

Второго мая, после восхождения, Максут Жумаев снял на видео, как его терзает сухой кашель. Позднее он написал на своей страничке в ФБ: «Ларингит, бронхит, ринит… великая засуха, когда каждый вдох и выдох – через боль. Но мы перетерпели, дожали, смогли взойти и спуститься. Вообще-то была тысяча причин, и достаточно было лишь одной, чтобы не взойти на вершину Эвереста. Но нам повезло, мы смогли. Скорее всего, сработали добрые пожелания».

Через тернии – к звезде по имени Эверест

Если «по честному» рассказывать о том, как казахстанская команда поднималась на Эверест, «романтичной» картинки, которую представляют себе люди сторонние, кто видит только героя на вершине, не получится.

Они испытывали постоянную сухость в горле, до боли, до отвращения. Мучил надсадный кашель, такой, что выворачивало наизнанку. Во рту – вкус крови, или таково на вкус железо? Да, железо… Гвозди бы делать их тех, кто «посягнул» на Эверест…

Но ноги шли, а головы – работали. Как рассказал руководитель экспедиции Максут Жумаев, после акклиматизации на Айленд-пике группа поддержки отправилась домой, а команда из трех человек – Максут Жумаев, Анар Бурашева и Альмир Кымбатбайулы – двинулась на ледопад Кхумбу. Шаг за шагом прошли Долину Безмолвия, ночь за ночью пытались заснуть в палатке, которую нещадно трепал вольный ветер Гималаев. Там, на большой высоте, каждое движение энергетически затратно, и вроде делаешь все, как обычно, а со стороны выглядит как замедленная кинопленка. Там все другое, другой мир, другие люди, другой – ты.

Максут Жумаев и Анар Бурашева

Наконец все волнения позади, эмоции улеглись и можно поговорить с Анар Бурашевой спокойно. Было трудно представить, что с небольшим высотным опытом, как у нашей героини, можно с первой попытки подняться выше облаков.Мир меняется, сегодня коммерческими восхождениями уже никого не удивить, как не удивить восхождением на Эверест. Но это высочайшая гора планеты и престижно остаться в памяти народной «восходителем на Эверест».

Анар родом из Серебрянска на Алтае, она с детства знает и любит горы. Занимается скайраннингом, тренируется у известного спортсмена Шынгыса Байкашева, бегает ультра-марафоны и тренирует сама. За ее спортивную подготовку можно было не опасаться, но как примет высота?…

«Я пришла в альпинизм, чтобы подниматься на вершины, – говорит Анар. – Потому что в скайраннинге ты не можешь добежать до пика, для чего необходимо иметь технические навыки и использовать специальное снаряжение. Когда Максут Жумаев и компания-спонсор предложили мне участие в экспедиции и дали на размышление неделю, я взвешивала все «за» и «против», было тяжело принять решение, особенно когда ты смотрела фильмы-катастрофы. Но это был невероятный шанс изменить свою жизнь, это был поворотный момент – и я согласилась. Я не переживала за свою выносливость, но не знала, как отреагирует мой организм на высоту, то есть гипоксия – это основная проблема. Участие Максута увеличивало наши шансы на возвращение живыми и здоровыми. Я была на сто процентов уверена в своих силах. В декабре я потеряла отца и мне хотелось, чтобы имя папы – в прошлом капитана полиции Марата Бурашева – услышали в Казахстане».

Об опасностях восхождения на высочайшую гору планеты:

С момента первовосхождения на Эверест в 1953 г. новозеландца Эдмунда Хиллари и шерпы Тенсинга Норгея (шерпы – местные жители, они помогают восходителям, – ред.) на склоне горы погибли более трехсот альпинистов. С большой высоты тела спустить практические невозможно, и они остаются в зоне вечной мерзлоты.

«Мне было страшно только на спуске, – призналась Анар, – когда нужно было снова перешагнуть через погибшего человека. Когда идешь вверх, ты об этом не думаешь, тебя влечет цель, а на обратном пути меня терзала мысль, что люди следуют за мечтой, умирают и остаются на склонах большой горы. С начала экспедиции я выключила в себе все эмоции и двигалась как робот. Все держала в себе, была заточена на результат, и когда мы поднялись наверх, первое, что я ощутила – это не радость, не счастье, а облегчение от того, что я сбросила груз ответственности. Я это сделала и мне будет не стыдно вернуться на родину».

Теперь Анар Бурашева включилась в проект «Семь вершин» и хотела бы вернуться в большие горы.

Казахский курт – на третьем полюсе планеты

Технолог молочной промышленности Жамиля Баширова несла на вершину Эвереста курт. Она знает, что «белый камень» спасал от голода узников лагерей, казахи подкармливали куртом репрессированных и переселенцев. Жамиля Баширова посвятила свое восхождение на Эверест жертвам голодомора и политических репрессий.

«Курт когда-то помог выживать немцам, которых переселяли в Казахстан. Александр Бахман – этнический немец, который родился в Костанае и переехал в Германию в 1990-х годах, – говорит Жамиля. – Уже потом, после горы, все сложилось: чтобы я могла занести курт на вершину мира, мне, казашке, помог немец, который родился и вырос в Казахстане».

Жамиля Баширова

Но – обо всем по порядку. После пандемии Жамиля Баширова приехала в Алматы и пошла в горы, на Кок-Жайляу. С того дня поездки из Астаны в Алматы стали для нее привычными, она открывала для себя новый мир горных ущелий и заснеженных пиков. Познакомилась с гидами, и Алексей Криворучко сводил ее на пик Букреева, который был ее кумиром. «В июне 2022 года я сходила на Эльбрус, – говорит Жамиля Баширова, – а в июле поехала с Алексеем Криворучко на пик Ленина, в 2023-м была вторая попытка подняться на Аконкагуа, и до этого я не бывала на высотах более 3,5 тысяч метров».

Дальше Жамиля решила подняться на Хан-Тенгри, но неудачно. И состояние группы, и состояние гидов были не лучшими. «После акклиматизационного выхода я улетела домой. В 2022 году я посмотрела много документальных фильмов об Эвересте. Мне захотелось попробовать пожить в этом мире, испытать себя на большой высоте. После восхождения на пик Ленина гид Криворучко сказал, что я очень хорошо переношу высоту. У меня нет «горняшки» (горная болезнь – болезненное состояние организма человека, поднявшегося на значительную высоту над уровнем моря, наступает вследствие гипоксиии пр., – ред.), не болит голова, я себя хорошо чувствую».

На Эверест она должна была идти с Александром Абрамовым, но гидом был назначен Виктор Володин. «С этим альпинистом у меня уже был печальный опыт на Хан-Тенгри и я высказала свое недовольство Абрамову. Он вычеркнул меня из группы и вернул мне деньги. Помог кыргызский друг Кадыр Сайдилкан – он познакомил меня с владельцем компании «14 pics» и попросил, чтобы мое имя внесли в список на пермит (разрешение, специальный документ, требуемый для посещения горных районов, – ред.). Эта экспедиция была дороже и мне пришлось искать дополнительные деньги. Первую попытку мы предприняли с 13 на 14 мая, по прогнозу ветер должен был стихнуть после полуночи. Посовещавшись, мы вышли на штурм, мужчины ушли немного вперед. На высоте 8300 меня стало болтать на веревках и я поняла, что пришло время возвращаться. Я плакала, пока спускалась, а когда укладывалась спать в четвертом лагере, думала: «Жамиля, ты смалодушничала, а мальчики сейчас сходят на вершину. Утром ты проснешься, и нет ни вершины, ни твоих усилий, ни твоих денег». Но уже через час я услышала голоса мужчин – они тоже развернулись назад».

Вернулись в Катманду. Но Кадыр Сайдилкан предложил повторить попытку, а для этого нужны были деньги – ведь кислород стоит недешево. «Отказался идти Александр Бахман из Германии, – рассказывает Жамиля. – Я его долго уговаривала, а он предлагал вернуться через год, но я не заработаю за это время 70 тысяч долларов». Александр Бахман (напомним – он родом из Костаная) внес недостающую сумму за Жамилю Баширову, и когда они снова проделали такой неблизкий путь от подножия до вершины, он говорил: «Зачем только я согласился с тобой идти…».

«Когда мы спустились, я его поблагодарила, а он сказал: «Я видел твои глаза и понял, что твое желание пойти туда снова было намного больше, чем мое».