Ya Metrika Fast


English version

«Антикор» выявил в «СК-Фармация» широкое применение картельного сговора, непрозрачные долгосрочные договоры и незаконные трудоустройства

Контекст дня — 23 июля 2024 11:25
0
Изображение 1 для «Антикор» выявил в «СК-Фармация» широкое применение картельного сговора, непрозрачные долгосрочные договоры и незаконные трудоустройства

Антикоррупционная служба совместно с министерством здравоохранения провела в первом квартале текущего года внешний анализ коррупционных рисков в деятельности ТОО «СК-Фармация», передает Exclusive.kz.

Как показали результаты анализа, в «СК-Фармация» имеются серьезные коррупционные риски, препятствующие реализации задач по своевременному и качественному обеспечению населения лекарственными средствами и медицинскими изделиями, развитию фармацевтической отрасли и промышленности.

– сообщает «Антикор».

Отмечается, что неконкурентным способом проходили более половины аукционов по закупу лекарств. В период с 2020-2023 годы неконкурентными оказался 1241 лот, и способствовали этому заложенные в правила нормы, которые позволяют определять победителя при поступлении только одной заявки.

Фармкомпании, используя эту лазейку в сговоре с другими поставщиками, выигрывали тендеры по максимальной высокой цене. Таким образом не обеспечивались конкуренция и снижение стоимости закупок. Значительная доля экономии (81%) по итогам аукционов в 2020-2023 годы сформирована только за счет 8% всех лотов (567 из 6513). В каждом третьем лоте (1969 или 30%) снижение цены вовсе отсутствовало (от 0 до 30 тиын).

– указал «Антикор».

По мнению «Антикора», частые отказы поставщиков-посредников от участия на первом шаге аукциона, участие в них парами и «обмен победами» указывают на широкое применение картельного сговора. Ведомство считает, что это делается для создания мнимой конкуренции и удержания высоких цен закупок, и заявляет, что «это подтверждается недавними расследованиями, проведенными уполномоченным органом по защите и развитию конкуренции».

Помимо этого, «Антикор» указал на то, что при закупе медоборудования тендерной комиссией к аукциону допускались поставщики, заявки которых не соответствовали условиям тендера, при этом отрицательные заключения экспертов игнорировались.


Также возникали риски необоснованного завышения стоимости закупок. Выборочным анализом было выявлено 13 договоров по закупу медоборудования, которые имели разную стоимость, но схожие технические характеристики. Риски завышения оцениваются на 6,7 млрд тенге.

Выявленные анализом коррупционные риски способствовали формированию пула компаний, покрывающих значительную долю рынка по предоставлению услуг логистики, хранения и поставке лекарств и медизделий.

Непрозрачность процессов заключения долгосрочных договоров способствовали необоснованному обогащению компаний, которые фактически не имели намерения развивать отечественное фармпроизводство. Всего заключено 92 договора с 36 отечественными производителями, общий объем закупа составил 315 млрд тенге. В деятельности 8 отечественных производителей (перчатки, шприцы, йод и др.) имеются признаки ввоза зарубежной продукции вместо их реального производства, на что указывают сведения об импорте, недостаточность ввозимого сырья для производства нужного количества товара, нехватка производственных мощностей и аномально низкие показатели по электро- и водопотреблению.

Отмечается ненадлежащий контроль (контроль ограничивается единовременным выездным осмотром и составлением акта) и размытые критерии признания производителя отечественным (достаточно произвести стерилизацию и упаковку товара). По блоку управления персоналом выявлены коррупционные риски, связанные с трудоустройством лиц в обход конкурса, отсутствием независимых членов в конкурсной комиссии, непринятием мер по устранению конфликта интересов, командным перемещением, неправомерным утверждением доплат, вознаграждений, выплат командировочных, а также зарплат отдельным сотрудникам, фактически не работавшим в СКФ.

– добавил «Антикор».

Итоги внешнего анализа свидетельствуют о неправильной организации менеджмента в СКФ, что не позволяет на должном уровне реализовать поставленные перед ним задачи. Как указывает антикоррупционная служба, СКФ практически не работало напрямую с производителями, вся работа выстраивалась через посредников – ненужных «прокладок», которые обогащались, приобретая лекарства у производителей с последующей перепродажей СКФ. Такие поставки осуществлялись по максимальным ценам, без конкуренции через картельный сговор. Отечественные производители, заключившие с СКФ долгосрочные договоры, шли на манипуляции, сопряженные с фиктивным производством.

В целях всестороннего принятия мер по противодействию коррупции
совместно с министерством здравоохранения 12 мая текущего года был утвержден план организационных мероприятий по устранению коррупционных рисков.

Фото из открытых источников


Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.