Ануарбек Молдабеков: батыр Кобыланды, акын Шеге, король Ричард III
Он ушел из жизни в 47 лет, и смерть его повергла в печаль всех, кто знал артиста, работал с ним в театре и кино.
Азербайжан Мамбетов считал Ануарбека Молдабекова самой яркой звездой казахского театра и кино. О нём при жизни уважительно говорили и давали высокую оценку его творчеству Сабит Муканов и Сабира Майканова, Раимбек Сейтметов. Но сам Ануарбек Абыханович никогда не забывал о том, каким непростым был его путь в искусство.
Педагоги поступили с ним сурово и несправедливо, исключив из консерватории за участие в двух фильмах, о чём, наверное, позже жалели страшно. И ведь было бы за что! Парень всего лишь хотел подзаработать: в музыкальной комедии Шакена Айманова «Наш милый доктор» он в кадре пил газировку у алматинского главпочтамта, а в ленфильмовской социальной драме Анатолия Вехотко о буднях сельского врача появился на мгновение в роли аульного паренька, каковым сам недавно был до поступления на актерский факультет. В первом фильме его едва успеваешь заметить, а второй – «Дорога уходит в даль» — по приказу Хрущева запретили показывать и, как рассказывал режиссер, оригинал с негативом смыли. Копии не осталось даже в Госфильмофонде в российских Белых столбах.
Ануарбек не отчаялся и пошел учиться в студию при Казахском драматическом театре (сейчас — Национальный театр драмы имени Мухтара Ауэзова). И «не было бы счастья, да несчастье помогло»: вместе с ним в студии занималась его будущая жена Баян Имашева. После окончания учебы супруги по распределению оказались в Карагандинском казахском драматическом театре имени Сакена Сейфуллина, в котором служили четыре сезона.
В Алматы они вернулись в 1964 году. О талантливом студенте вспомнил главный режиссер вузовского театра Азербайжан Мамбетов, приступавший к съемкам исторического фильма «Крылья песни» по роману Николая Анова. Главного героя — Мусу — Мамбетов доверил играть Молдабекову. Как известно, прототипом Мусы был известный казахский акын Иса Байзаков, о котором Молдабеков расспрашивал во время работы над ролью сына Байзакова, Ертыса Исаевича, преподававшего этику и эстетику на гуманитарных факультетах КазГУ. В это же время на «Казахфильме» начал работу над исторической драмой «Тревожное утро» и режиссер Абдулла Карсакбаев, пригласивший Ануарбека на роль Тажибая. Так, с подачи двух классиков началась успешная кинокарьера одного из самых талантливых и самобытных казахских актеров.
А то, что он невероятно талантлив, свидетельствуют сохранившиеся воспоминания об актёре ведущих мастеров театра и кино. Особенно тепло рассказал о своем друге Асанали Ашимов в автобиографической книге «С любовью — ваш Ашимов», выдержавшей в Алматы несколько изданий на казахском и русском языках и недавно выпущенной большим тиражом московским престижным издательством «Художественная литература». А Мамбетов, поставивший с участием Молдабекова несколько спектаклей, считал вершиной его творчества роль Войницкого в чеховском «Дяде Ване». Ещё были Сакен Сейфуллин и Кобланды в одноименных пьесах и шекспировские персонажи — Тибальт в «Ромео и Джульетте», Петруччо в «Укрощении строптивой», король Ричард III…
В кино у Молдабекова тоже было немало первоклассных работ. В первую очередь, конечно, Шеге у Султана Ходжикова в романтической истории любви «Кыз-Жибек». По сути Молдабеков превратил Шеге в главного персонажа: он и акын, и свидетель трагедии, рассказывающий зрителям печальную повесть о казахских Ромео и Джульетте.
Ещё одна роль, которую полюбили зрители — старик Кожабек, приехавший после смерти сына из аула в город, чтобы повидаться с внуком. История взаимоотношений старика и ребенка рассказана в фильме Серика Жармухамедова трепетно, тонко и нежно.
Среди персонажей актера были и другие герои-современники: спортивный комментатор в фильме Серика Райбаева «Бросок, или Всё началось в субботу», Марат из социальной драмы Асхата Ашрапова и Виктора Пусурманова «Там, где горы белые». Но куда интереснее его герои иных времён: Еламан в масштабной киноэпопее Азербайжана Мамбетова и Юрия Мастюгина «Кровь и пот», поставленной по одноименной трилогии Абдижамила Нурпеисова, и хан Дженгеев из телефильма Анатолия Ниточкина «Долг».
Последнюю роль в кино — железнодорожника Баира — актер сыграл в чудесном ностальгическом фильме Ермека Шинарбаева «Сестра моя, Люся», поставленном по сценарию Анатолия Кима.
20 мая могло бы исполниться 86 лет Народному артисту Казахской ССР (1976) Ануарбеку Абыхановичу Молдабекову (1938 — 1985).
На доме по улице Маншук Маметовой в Алматы, в котором он жил, установлена мемориальная доска в память об Ануаре Молдабекове. Дом расположен напротив нынешнего казахского ТЮЗа имени Габита Мусрепова, а прежде это здание принадлежало театру имени Ауэзова. Имя А.Молдабекова присвоено и сельской школе в Илийском районе Алматинской области, в которой он учился.
Сергей Лесковский
Избранные театральные работы Ануарбека Молдабекова:
— Керим в спектакле «Абай» по пьесе М. Ауэзова;
— Жантык («Козы-Корпеш — Баян-сулу» Г. Мусрепова);
— Майсалбек в «Материнском поле» Чингиза Айтматова;
— Иван Павлович Яичница в комедии Н. Гоголя «Женитьба».
Избранная фильмография актёра:
— 1970: «Белый квадрат»;
— 1972: «Иду к людям», «Сюда прилетают лебеди»;
— 1976: «Моя любовь на третьем курсе»;
— 1977: «Однажды и на всю жизнь», «Поле Айсулу»;
— 1979: «Щит города»;
— 1980: «Гонцы спешат», «Пора звенящего зноя»;
— 1983: «Искупи вину»;
— 1984: «Бойся, враг, девятого сына».
4 Комментариев
на улице Маншук Маметовой, а не Мамонтовой!
Улица Маншук МАМОНТОВОЙ?
Маншук Мамонтова? Исправьте фамилию
Сүйікті әртісім. Жатқан жері жайлы, топырағы торқа бол-сын.