АПК прожорлив, но хронически голоден
За пять лет на субсидирование аграрного сектора Казахстана было выделено порядка 2 трлн тенге. Однако аудит Высшей аудиторской палаты показал: в очередной раз огромные социальные расходы становятся пустыми тратами. Причины неэффективности крайне типичны – отсутствие планирования, слабый контроль за расходами, формальный подход к оценке результатов. При таких колоссальных расходах вклад этой отрасли в экономику составляет всего лишь 5%.
– Основные причины известны: низкая производительность, медленные темпы роста орошаемых земель, неэффективное водопользование, слабое развитие транспортно-логистической инфраструктуры, недостаточная материально-техническая оснащенность и другое, – отметил глава аудиторской палаты Алихан Смаилов на пленарном заседании мажилиса.
В теории, субсидии, которые государство предлагает фермерам, должны были работать на повышение конкурентоспособности отрасли и помогать решать сложившиеся проблемы. Но по факту всё происходит с точностью наоборот: неэффективность субсидий лишь усугубляет все существующие проблемы.
Хаос в стратегическом планировании
Одна из главных проблем, озвученных в результатах анализа ВАП РК, – отсутствие преемственности в программах развития сельского хозяйства.
За последние десять лет министерство сельского хозяйства разработало несколько стратегических документов, но, как отметил Алихан Смаилов, «большинство из них не были доведены до логического завершения». Все программы либо прекращались досрочно, либо корректировались в сторону снижения целевых показателей, которые признавались чрезмерно амбициозными.
Более того, только за последние пять лет правила субсидирования изменялись свыше 70 раз. При этом, изменения не были связаны с их актуализацией для решения каких-либо выявленных проблем. Напротив, зачастую решения запаздывали. Например, правила по субсидированию переработки отечественной сельскохозяйственной продукции и НИОКР в данной отрасли до сих пор нет.
– Из-за распыленности по некоторым направлениям поддержки потребности субсидирования в целом недофинансированы в два раза. Отмечено долгое, до 2 лет, ожидание исполнения по большинству заявок на выплату субсидий, – подчеркнул Алихан Смаилов. Это создаёт атмосферу недоверия к субсидиям среди фермеров. Как итог, более 40% целевых индикаторов Концепции развития АПК не были успешно реализованы, хотя их пересматривали в сторону занижения. А сейчас приоритетов субсидирования и конкретных целевых индикаторов и вовсе нет.
В 2022 году министерство сельского хозяйства попыталось осуществить определение экономического эффекта от бюджетных субсидий. Но в итоге всё свелось к тому, что, например, в животноводстве и растениеводстве в качестве показателя эффективности оценивают только банальный «объем производства». А вот уже то, для чего непосредственно нужны субсидии, – например, внедрение инноваций или улучшение инфраструктуры, – никак не учитывается.
Бюджет без обязательств
Ещё одной причиной провала субсидирования стало отсутствие чётких требований от получателей. ВАП выявила, что из 17 направлений субсидирования только по четырём были предусмотрены встречные обязательства. Значительная часть средств воспринималась фермерами и расходовалась просто как социальная помощь для компенсации затрат аграриев, как будто бы она не была никак ориентирована на повышение производительности и обеспечение продовольственной безопасности.
Ну а случилось это, в частности, по той причине, что по 15 направлениям из 17 вовсе отсутствует форма отчётности перед госорганами.
– Встречные обязательства должны быть чёткими, легко контролируемыми индикативами и показывать результативность субсидий. Но текущие подходы к определению встречных обязательств этого не обеспечивают. Алгоритм верификации их исполнения не выстроен, – рассказал Алихан Смаилов.
Более того, аудиторы выявили, что из-за отсутствия отчётности и оценки со стороны госорганов почти 3 тыс. получателей субсидий на сумму 5,4 млрд тенге вовсе не являлись субъектами агропромышленного комплекса. Также “субсидии” на сумму 5 млрд тенге получили более чем 2,5 тыс. субъектов, которые на момент получения денег уже прекратили свою деятельность.
Это уже не просто неэффективность, а вполне конкретные нарушения, которые должны заинтересовать борцов с коррупцией. К слову, всего по результатам аудита, как сообщил ВАП, были выявлены 142 млрд тенге неэффективного планирования и использования бюджетных средств, 2 млрд тенге финансовых нарушений и 5 млрд тенге экономических потерь и упущенной выгоды. По четырём фактам материалы были переданы в правоохранительные органы, 322 материала направлены для привлечения к административной ответственности.
Всех указанных ошибок можно было избежать, но…
Для автоматизации процессов распределения субсидий и исключения из него человеческого фактора ещё два года назад была внедрена информационная система «Gosagro.kz». Однако… она не прошла проверку на информационную безопасность и до сих пор находится в режиме опытной эксплуатации.
Созданная для обеспечения полноценного контроля за обоснованным выделением субсидий система не выполняет своей функции. Как отмечает ВАП, значительная часть выявленных аудитом нарушений могла бы быть предотвращена, если бы система включала форматно-логический контроль и имела интеграции с другими государственными базами данных. Но в итоге «Gosagro.kz» не только никак не спасла субсидирование отрасли, но и привела к новым проблемам.
– Мы вынуждены констатировать выплаты субсидий субъектам, не соответствующим условиям субсидирования, а также факты двойного и завышенного субсидирования, – объявил Алихан Смаилов.
Таким образом, сложившаяся ситуация с субсидиями АПК – это яркий пример системных проблем экономики и лишь одна из иллюстраций общей неэффективности управления бюджетными средствами.
Год назад Exclusive.kz уже писал в материале «Почему экономика Казахстана остается без значимого роста» на примере итогов аудита РГП «Казводхоз» и АО НК «Kazakh Tourism», что значительные ресурсы госбюджета, которые тратятся в виде субсидий, из-за формальных подходов направляются не на развитие приоритетных отраслей, а в лучшем случае на поддержание текущего, весьма шаткого положения. И по итогу эти траты государство никак не окупает.
К сожалению, приходится повторять это вновь.
– Проведенный Высшей аудиторской палатой анализ государственных мер по развитию сельского хозяйства даёт четкое представление о необходимости перенаправления неэффективной господдержки с «социального» аспекта на стимулирующие меры по развитию производства. Нужен простой и прозрачный алгоритм субсидирования. По конечному результату, как говорится, – «реализовал задачу – получи поддержку». Тогда неэффективные хозяйства, остающиеся сейчас на плаву благодаря субсидиям, уступят место добросовестным фермерам, желающим развиваться. Субсидии должны создавать стимулы для повышения продуктивности и внедрения передовых агротехнологий. Очевидно, что необходимо расширять возможности кредитования субъектов отрасли, страхования и других инструментов поддержки. К примеру, предоставлять гарантии со стороны государственных институтов развития при отсутствии или недостаточности залогового имущества у фермера, – озвучил Алихан Смаилов.
Подобные проблемы наблюдаются и в других сферах. Вместо структурных реформ правительство продолжает затыкать бюджетные дыры, не обращая внимания на долгосрочные цели. Мы уже писали про это в ноябре в материале «На какие деньги мы могли бы жить, кроме нефтяных?». Аудит ВАП в очередной раз подчёркивает, что пора уже избавляться от перекосов между социальными расходами и вложениями на развитие страны и лучше задумываться о том, как мы тратим государственные ресурсы.
Ранее, в октябре, Exclusive.kz обсудил ситуацию с неэффективностью распределения государственных субсидий между фермерами с агроэкспертом, руководителем национального агродвижения «Шаңырақ» Алмасбеком Садырбаем.
Комментариев пока нет