Арест «неприкасаемых» или экономическая люстрация? - Exclusive
Поддержать

Арест «неприкасаемых» или экономическая люстрация?

На расширенном заседании правительства Касым-Жомарт Токаев жестко (но не жестоко) «проехался» по чиновникам высокого ранга, начиная с премьера и заканчивая акимами. Вспомнил президент и об олигархах, но про возврат капиталов ничего говорить не стал. Однако тень клептократии лежит практически на всей стране – депрессивное сельское хозяйство, изношенные теплосети, экология и т.д. Но те самые «старые кадры» по-прежнему решают все. Назначит ли их президент виноватыми?

Инициатива не наказуема

Вообще, тема возврата активов подразумевает под собой два основных аспекта – это сами активы и те, кто их вывел. Казахстанцы уже привыкли мерить первое миллиардами или, по меньшей мере, сотнями миллионов долларов, хотя какой-нибудь «миллиончик» тоже важен, так это в любом случае преступление. Что касается персон, то мы предпочитаем громкие фамилии или хотя бы тех, кто как-то привязан к ним. Но не стоит забывать про клерков всех уровней, не очень чистоплотных бизнесменов, каких-нибудь замначальников РОВД или «простых судей». По идее, новый закон должен касаться их всех. Но начнем мы лучше с позитивного.

В прошлый раз, говоря о нормах будущего законопроекта по возврату незаконно выведенных капиталов, мы закончили пунктом, который предусматривает «стимулирование добровольной передачи государству незаконно выведенных активов». Это очень полезный пункт, который может и должен восприниматься, как альтернатива уголовному преследованию за незаконный вывод активов – своеобразную амнистию на определенных условиях, которые, на наш взгляд должны быть точно обозначены, но в то же время иметь достаточно широкий спектр возможностей. Однако альтернатива должна быть и, скажем так, обратной – то есть, если не хочешь по-хорошему, будет по закону, строгому и беспощадному.

Тут следует напомнить, что еще при разгуле «Старого Казахстана» тогдашний президент Нурсултан Назарбаев дважды официально объявлял амнистию капиталов, причем однажды даже с принятием законодательных актов. Однако не сработало – если какие активы и вернулись в страну, то по мелочам, причем, Нурсултан Абишевич указывал на конкретные предприятия и нацкомпании, которые получают прибыль здесь, а хранят их за рубежом. Были намеки и на незаконный вывод незаконно полученных средств. Но, как известно, закон намеков не понимает и должен быть конкретным. И сейчас, вроде бы, намеки на конкретность появляются.

Но тут есть одно «но». Это то, о чем мы говорили в прошлый раз и то, что лежит на поверхности – а именно, мы видим, что законопроект собираются разрабатывать и принимать «все те же». Мы, конечно, не можем утверждать, что все они тоже воровали и выводили, но проверить каждого, все-таки, стоит. И вот именно для этого есть такая вещь, как «люстрация».

Вообще, как показывает практика, понятие «люстрация» многие неправильно понимают, вплоть до того, что видят в виде картинки с повешенными на фонарных столбах чиновниками. Но это ошибочное мнение, даже учитывая, что в разных странах «люстрировали» по-разному. В переводе с итальянского (lustratio) это дословно означает «очищение посредством жертвоприншения», но важный аспект – это действо должно быть строго в правовых рамках и как мы уже отмечали, описано отдельным законом. Коротко же, люстрация – это проверка чиновников, сотрудников правоохранительных органов и других ответственных лиц, а если придется – ограничения их в определенных правах. Важный и, на наш взгляд, основополагающий момент – закон о люстрации принимается новой властью.

Закон Оразалы

В общем, странно было бы принимать соответствующий закон, когда, по сути, у власти остаются прежние люди, просто поменявшие обложку партбилета и согласившиеся вернуть столице прежнее название, которое до этого сами же поменяли. В общем, не сходится. Однако происходит то, что происходит. И это напрямую касается возврата капиталов и, главное, извлечение уроков и наказание виновных. Речь идет о проекте закона с рабочим названием «о мерах по преодолению последствий в сфере экономики узурпации власти в Республике Казахстан Нурсултаном Назарбаевым». Автором его явился известный финансист, директор Фонда (по возврату активов) ELGE QAITARU Оразалы Ержанов.

Приведем некоторые тезисы из него, учитывая тот факт, что сам г-н Ержанов не претендует на то, чтобы он был принят таким, как есть – это больше походит на «договор о намерениях», но мы все же будет считать его законопроектом. Итак, само называние его говорит само за себя, а в вводной его части говорится, что «Республика Казахстан признает факт узурпации государственной власти в Республике Казахстан бывшим Президентом Нурсултаном Назарбаевым и принимает настоящий закон, регулирующий отношения, связанные с преодолением ее последствий в сфере экономики».

Далее (в статье 1), уточняется, что узурпация власти – «присвоение Н. Назарбаевым государственной власти в стране через неоднократный роспуск высшего законодательного органа с последующим применением квазизаконных методов удержания власти в течение длительного периода времени», а периодом этой узурпации (статья 2) является время с 13 декабря 1993 года ( с момента роспуска Верховного Совета) до 5 января 2022 года (когда Назарбаева был смещен с поста председателя Совбеза). Автор вводит термин «экономическая люстрация», под которой подразумевает меры «по восстановлению справедливости и преодолению последствий узурпации власти», а выражается это в возврате в собственность государстве незаконно и несправедливо приватизированных предприятий, пересмотра контрактов о недропользовании и так далее.

Отдельными статьями Ержанов приводит список физических и юридических лиц, подлежащих «экономической люстрации». Приводить мы его не станем, но в законопроекте оговаривается, что по первым не менее 90% их активов передаются в Фонд национального примирения (хорошее название, между прочим), а по вторым – 100% акций возвращаются государству.

Кроме этого, законопроектом предусматривается создание Комиссии по люстрации, большая часть членов которой (21 из 25) должна состоять из депутатов мажилиса (наверняка автор имел в виду справедливо избранного мажилиса). А смысл упомянутого Фонда национального примирения и его названия заключается в том, что «все, кто добровольно выполнит меры по экономической люстрации и не причастен к насильственным преступлениям, должны быть свободными от уголовного преследования и иметь право на нормальную жизнь, кроме запрета на приобретение люстрированных активов. Фонд должен быть сформирован в сумме не менее 150 млрд долларов США. Стоимость «входного билета» для клептократов должна быть от 1 млрд долларов».

Также предусмотрено создание Национального инвестиционного фонда – в целях обеспечения участия всех граждан Казахстана в доходах от продажи природных ресурсов страны. В нем открываются инвестиционные счета на всех граждан Республики Казахстан независимо от возраста, пола, национальности, вероисповедания и правового статуса. Есть и другие интересные нормы, но пока остановимся на упомянутых, а также напомним, что указом президента о мерах по возврату активов почему-то не оговаривается участие в разработке законопроекта таких экспертов, как Оразалы Ержанов.

Теория и практика

Для многих Закон Оразалы может показаться наивным или утопическим, но напомним, что он больше подходит под принятие при новой власти (не путать с «Новым Казахстаном»), тем более, как отмечалось выше, люстрация, как таковая, несуразно смотрится без фактической смены власти. Поэтому будучи реалистами, можем предположить, что же будет с президентским законом и его потенциальными фигурантами?

Мы уже говорили, что соответствующий указ Токаева от 26 ноября вызывает настороженный оптимизм. Прежде всего, потому что сейчас, мягко говоря, не стоит растягивать с разработкой законопроекта о возврате незаконно выведенных активов, не говоря уже о его принятии. Так, экс-премьер Кажегельдин отмечает, что следовало бы его принять (чтобы заработал) до 30 января. Ведь сейчас по этой части все ускоряется, и прежде всего, на Западе, где сконцентрирована основная часть украденных и вывезенных капиталов. Более того, многие вещи попросту форсируются, и это видно на примере замораживания, а в отдельных случаях национализации (конфискации) активов российских олигархов, политиков и даже «журналистов».

С определенной долей вероятности можно говорить, что Акорда оттягивает с разработкой-принятием закона в связи с продолжающимися переговорами со «Старым Казахстаном» – прежде всего, с окружением Нурсултана Назарбаева и его самого. Это очень трудная задача, учитывая, что практически все это окружение является потенциальными фигурантами казахского варианта «Списка Магнитского». Но перепрятать (переписать, перевести и так далее) эти активы им вряд ли удастся без следа (хотя, по нашим данным, они это усиленно делают), поэтому торг идет, судя по всему, на уровне того, сколько придется вернуть государству, а сколько «новая власть» позволит оставить себе. Тем более, сейчас «необоснованному богатству» (очень хороший и показательный термин, используемый британцами) трудно придется в «европах», и надо как-то оставлять активы на родине.

Другими словами, закон о возврате капиталов будет строиться не на правовых основах и необходимости «вернуть награбленное», а исходить из личностей «грабителей» и предмета договоренностей между «новыми» и «старыми», под конъюнктуру, а не под справедливость. То есть, как многие нормативно-правовые акты, которые появлялись как при первом, так и при втором президентах.

Но есть выход. Он состоит из трех простых на первый взгляд вещах. Первое – полная прозрачность всех действий, начиная с разработки законопроекта и заканчивая работой комиссии и контроля за возвращенными активами. Второе – ускорение этих работ, причем каждый этап периодически должен сопровождаться специальными докладами президента. Именно Токаева, а не генпрокурора, министра юстиции или спикера мажилиса (не говоря про премьера), так как он начал это дело и на него казахстанцы, хочешь или нет, возлагают надежды. И третье – показать на практике, как это работает. Можно даже еще до принятия закона. Это, конечно, больше будет работать на публику, но, согласитесь, хорошо было бы в прямом эфире увидеть арест (или экстрадицию) кого-нибудь, кто еще до января этого года считался неприкасаемым и входил в Топ-10 самых влиятельных людей Казахстана. или мы многого просим?

Мирас Нурмуханбетов




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.