Арман Нурмухамбетов: Тенгрианство – это философия менеджеров-правителей, это философия баланса - Exclusive
Поддержать

Арман Нурмухамбетов: Тенгрианство – это философия менеджеров-правителей, это философия баланса

Нашему народу уготована великая миссия. Мы здоровые люди, которым внушили, что они больны. Но есть ли будущее у тюркского единства? Может ли тенгрианство помирить мусульман, христиан и буддистов? Об этом и многом другом exclusive.kz поговорил с публицистом, исследователем культуры Великой степи Арманом Нурмухамбетовым.

– Арман, недавно была запущена петиция о признании тенгрианства официальной религией в Казахстане. Кто за ней стоит? Что стало причиной ее запуска?

– Об этой петиции я узнал так же, как и вы, из интернета и никакого отношения к ней не имею. Мало того, я считаю такой шаг очень сомнительным. Судя по тому, что ее подписали несколько сотен человек, ее авторы упустили такой важный фактор, как системная работа над общественным сознанием. Кроме того, согласно закону, если ты хочешь зарегистрировать религиозное объединение, достаточно подать соответствующие документы. В Казахстане существует тысячи религиозных структур, но никто из них не пишет петиции.

– В тексте петиции предполагается, что через несколько лет количество казахстанцев, открыто исповедующих тенгрианство, достигнет миллиона человек. Откуда эта цифра? Насколько она реальна?

– Насколько я знаю, тенгрианства нет в официальном перечне религиозных предпочтений при переписи населения. И конечно, никто не проводил специальных исследований на эту тему. Но есть независимое исследование Ермека Нарымбая, которое он провел среди аудитории своего канала. В нем осознанными тенгрианцамами себя назвали 17%. Если экстраполировать эту цифру на общее число населения, то это около 1 миллиона человек.

– Недавно вы провели первый курултай тенгрианцев. Во-первых, зачем вы его проводили и насколько вы достигли своих целей?

– Во-первых, это был курултай казахских шаманов. Шаманы – это определенная категория баксы. Мы собрали в одном зале людей, наделенных магическим даром арха или касиет. Дело в том, что люди, обладающие способностью лечить людей, предсказывать будущее, открывать дорогу, исполнять различные магические процедуры, не верят в себя. Они боятся принять свой дар в полную силу, хотя могли бы повлиять на развитие нашего народа. У казахов есть поговорка – не преврати святое дарование в тяжкое страдание. Это именно то, что происходит с нашим народом. Когда-то, после принятия ислама, а затем, будучи оккупированы атеистической системой, наш касиет был подорван, и мы отказались от него, потому что его приятие было равнозначно смерти, уголовному преследованию или, как минимум, помещение в специализированные клиники. То есть это было либо преступлением, либо безумием. Ислам тоже это объявляет ширком или харамом, прямо противоречащим исламским нормам. То есть люди боятся принимать касиет и в этом угроза грядущих в страдании нашего народа, которое неизбежно случится, если мы не примем касиет в полной мере.

– Объясните, пожалуйста, кого точно вы имеете в виду? Тех, у кого есть этот дар или весь наш народ?

– Те, у кого есть кассиет, это и есть народ, это мы с вами. Это естественная природная духовная элита, которая обладает магическим даром, способна влиять положительным образом на развитие народа в целом. Если они принимают этот дар, то они приходят в гармонию с природой, с самим собой, с обществом и помогают и себе, и народу. Если они не принимают его, они страдают сами и, так как они не исполняют свою миссию, страдает и весь народ.

– Чем закончился курултай?

– Я доволен результатами. Мы привлекли многих спикеров, в том числе из других народов. Феномен шаманства признан учеными уже давно. В Алматы уже многие годы официально существует Центр народной медицины. Территория тенгрианства огромна – это вся Евразия с центром в Алтае, который по право считается духовной колыбелью всего мира.

– А как к этому отнеслись официальные органы? Они вам мешали, наблюдали, запугивали?

– По инерции, еще с назарбаевских времен, есть негласный запрет. Допустим, если я обращусь с тенгрианским проектом на телевидении, мне откажут. С другой стороны, есть сбалансированная позиция у руководства страны. К примеру, существует уже тенгри-ньюс, фестиваль Спирит оф тенгри, и даже был какое-то время одноимённый банк. В общем, никто прямо не препятствует, но есть исламисты во власти, которые практически прямо борются с тенгрианством. К примеру, Бекболат Тлеухан, одиозная личность, лидер-исламистов, радикал, будучи замминистра культуры, открыто препятствовал созданию музея на Иссыкских курганах в связи с тем, что они являются … языческими памятниками. То есть он осознавал, что это тенгрианское святилище, но, поскольку казахи считаются мусульманами, объект финансироваться не будет. Но время все расставило по своим местам, музей существует и принимает 300 тысяч человек в год.

Исламисты не в силах препятствовать тенгранским идеям, никто этому не может помешать, потому что это народная вера.

– Но может ли тенгрианство стать полноценной альтернативой исламу?

– Смотря на какой территории. На территории Казахстана – безусловно, и далее восточнее – безусловно. Тюрко-монгольские кочевники, являющиеся по природе сынами вечного синего неба, несут в себе в своей культуре, идеологии, мировоззрения, менталитете, традициях глубочайшую метафизическую основу тенгрианства. И это невозможно прикрыть какими-то ярлыками, упаковать в исламский или христианский пакеты. Мы являемся тенгрианской цивилизацией, и она сейчас возрождается на наших глазах, несмотря на отсутствие финансирования и политической воли. Потому что тэнгри, верховное божество, создатель этих миров, поставил тюрков царями над этим миром, и тысячи лет мы исполняли эту функцию. В последние столетия наша миссия была поставлена под сомнение. Это такое временное циклическое недоразумение. Но сейчас все возвращается на круги своя, и любимые сыны тенгри, тюрки, монголы, кочевники Великой Степи, вновь обретут свою истинную путь, и вернут гармоничную связь со своим природным началом. Это неизбежный процесс, никто с этим ничего не может сделать.

– Будем считать это вашим пророчеством, но о каких временных пределах идет речь?

– Есть разные предсказания на эту тему. Одно из последних – китайское предсказание конца прошлого века. На земле произойдут мощные катаклизмы природного характера. Будет множество войн, конфликтов, социальных, политических, экологических катастроф, и в результате народ Синего Неба вновь станет народом номер один в мире. Так как большинство земель погрузиться на дно мирового океана, то к нам будут проситься очень многие народы, и мы примем их.

– О какой потенциально территории идет речь, если мы говорим о тенгрианстве?

– Тенгрианство — это не миссионерская религия, которая пытается всех вовлечь в собственную маркетинговую сеть. Это элитарное мировоззрение вольных людей. Если кто-то считает себя рабом ближне-восточных идолов, это его право. Ну а если говорить о границах, то это вся Великая степь от Монголии до Восточной Венгрии, от Северного Ледовитого Океана до Средиземного моря. Но, повторяю, мы никого не зовем к себе. Это мировоззрение вернется само по себе. Это будет естественное пробуждение изнутри.

– Сейчас очень сильно набирает популярность концепция возрождения тюркского мира. Но поскольку большинство тюркских государств все-таки исламские, вы видите какой-то потенциальный конфликт между этими двумя философиями? Или они могут дополнять друг друга? Вообще, какими вы видите взаимоотношения этих двух концепций?

– Тюркская интеграция неизбежна. Это естественный цивилизационный процесс. Мы то объединяемся, то распадаемся. Я приветствую проект Туран, потому что он является проявлением тысячелетнего противостояния тюрков и персов. По закону диалектики ты должен чему-то противостоять, чтобы осознать себя. Мы всегда были в противостоянии с оседлым мусульманским населением. Но мы должны понимать, что проект Туран является дочерним по отношению к более древнему и более могучему проекту Великой степи. И хотя проект Туран некоторые круги в этих странах пытаются подать именно с исламской точки зрения, нет другой базы для объединения тюрков и монголов, кроме тенгрианской.

– Допустим, я тенгрианка. Какие традиции и обряды я должна соблюдать? В чем это должно выражаться?

– Начнем с того, что вы и так все это делаете: проводите асы, обрезаете символические путы ребенка, печете семь лепешек и т.д. Все мы, вплоть до нынешнего 21 века, прошиты именно тенгрианскими представлениями. Не играй с едой, не тычь пальцем, не смейся над больными, береги природу, не приходи в гости с пустыми руками…

– Но ведь дело в том, что мы считаем почти все эти традиции исламскими…

– Один из германских авторов писал, что казахи подобны здоровым людям, которым внушили, что они безумны, и тогда они действительно сходят с ума. Нам действительно вдалбливали, что мы мусульмане, хотя мы живем как тенгрианцы. И в этом массовая шизофрения казахов. Надо просто назвать вещи своими именами – мы выполняем парочку исламских предписаний и называем себя мусульманами. Но на самом деле присутствие реального ислама в нашей жизни мизерно.

– Может ли тенгрианство помирить все религии?

– Тингрианство — это мировоззрение, как я сказал, элитарное. Мы были всегда правителями мира, а значит, обязаны гармонично сочетать явления. Мужчин, женщин, богатых, бедных, представителей разных религий. Именно в этом проявляется потрясающая особенность правления тюрков и монгол на даже покорённых территориях. Та же христианская церковь никогда не испытывало такого взлёта, как при монголах. То есть это толерантность, веротерпимость, это осознание и уважение к каждой религии в целом. Тенгрианство неизбежно примирит религии друг с другом. Это философия менеджеров-правителей, это философия баланса.

– Ещё одна вещь, которая меня в своё время очень привлекла в тингрианстве, это существование только двух законов: свободы и доверия. Меня поразила их емкость, в отличие от десятков и сотен запретов и ограничений в других религиях. Но ни в одной из них нет культа свободы и доверия как вы думаете, может быть, эти два закона нужно вернуть в нашу идеологическую основу? Сейчас все говорят о том, что нет национальной идеи. Может быть, вот она и есть?

– Это потрясающее структурирование многоплановой системы, идеологической и духовной, которая существовала и продолжает существовать. Особенно в плане Закона Доверия. Когда Чингисхана отправлял, допустим, своих послов врагу, а они убивали их, то нарушался закон Доверия. И тогда этот город уничтожался. Именно из закона Доверия, кстати, вышел современный закон дипломатической неприкосновенности, согласно которому даже в случае войны должна быть обеспечена безопасность дипломатов. Что касается свободы, то это очень тонкая тема, да. Нельзя понимать свободу степняка в современном либеральном понимании. Жизнь в степи была четко регламентирована, но эти регламенты были глубоко вшиты в саму структуру общества через этические понятия. Уголовного кодекса не было, но законы соблюдались неукоснительно.

– Считается, что тенгрианство устарело и поэтому сошло с исторической арены. К тому же, не сохранилось практически никаких письменных источников об этой религии. В таких случаях всегда возникает опасность вольной трактовки и спекуляций. Вы не боитесь этого? Как отличить истинное от подделки?

– Отсутствие письменных источников – это, на самом деле, преимущество. Все письменные религии появились сравнительно недавно. Тенгрианство – это дописьменное мировоззрение, которое существовало, наверное, с момента, когда человек начал осознавать себя человеком. То есть это древнейшее мировоззрение, которое существовало всегда, это вечность, и это наше преимущество. С другой стороны, показателен ответ Хана Мунке миссионерам, которые являли доказательством Бога его писание. На что Мунке Хана ответил им: «Да, Бог дал вам книгу, но вы не следуете ей сами». Действительно, кто следует книгам? Даже на основании одного Корана сколько разночтений.

– Если тенгрианство такое глубокое и всеобъемлющее, тогда почему оно исчезло?

– Ну как же оно исчезло, если мы сейчас сидим и говорим о нем именно на фоне нарастающего пробуждения и умножения числа тингрианцев без всякого административного ресурса, без политической воли, без финансирования извне? Я повторяю, это феномен вечности, это невозможно уничтожить. Это осознание гармонии с природой. Люди могут быть обмануты, уведены в сторону, но все вернется на круги своя. И все эти мошеннически политизированные зомбирующие человека идеологии рассыпятся в прах перед вечностью, которая является учением тенгри.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.