Армия, как спасение от безработицы и институт социальных лифтов - Exclusive
Поддержать

Армия, как спасение от безработицы и институт социальных лифтов

События этого года поставили перед каждым вопросы: кто нас будет защищать, какая у нас армия и где работать молодежи? Геополитическая ситуация также остро поставила проблему качества нашей армии, когда риски военных конфликтов уже не так призрачны.

Количество безработных в Казахстане может вырасти от 441 тысяч человек до 1-1,5 млн. при общей численности экономически активного населения – 9,2 млн человек.В результате зоне риска может оказаться молодежь в возрасте от 15 до 22 лет или 1,8 млн человек. Но армия безработных может стать армией образованной молодежи, если система обороны станет новым социальным лифтом.

Последствия пандемии и нарастающий экономический кризис уже привели не только к ухудшению качества образования выпускников, но и ограничивает возможности поступления молодежи в высшие учебные заведения как в Казахстане, так и за рубежом даже при наличии грантов. Шансов на трудоустройство у молодежи также с каждым годом все меньше.

В качестве одной из мер для решения этой проблемы мог бы быть пересмотр роли армии, как дополнительной площадки для переобучения молодежи и повышения уровня человеческого капитала.

Уровень конкуренции за попадание в армию в Казахстане достаточно высок – 6 человек на 1 место; при этом необходимо соответствовать заданным физическим нормативам и сдать тест на 300 вопросов. По результатам отбора в ряды казахстанской армии за один призыв проходит набор свыше 16 тыс. молодых мужчин.

Однако, несмотря на потенциал, армия используется преимущественно как площадка для обучения навыкам, полезным в военное время, упуская возможность повысить уровень знаний и компетенций новобранцев в сферах, пригодных также в гражданской жизни.

Необходима смена парадигмы от армии, как военного института к армии как образовательному институту.

Армия может стать платформой для получения и развития навыков и компетенций, которые требуются для качественных рабочих мест и/или занятия предпринимательской̆ деятельностью.

Подобные практики уже нашли применение за рубежом. Оборонные силы Израиля сотрудничают с университетами в обучении солдат по программам «Атуда» и «Тальпиот». Армия полностью оплачивает обучение в ведущих ВУЗах страны по технологическим профессиям. По окончанию учебы, выпускники возвращаются в армию, но служат не в «поле», а в качестве экспертов по технологиям или науке. Армия Республики Кореи также предоставляет возможность полного финансирования обучения по программам бакалавриата и магистратуры (Army Tuition Assistance Program). Программа охватывает точные науки: физику, математику, информационные технологии. Особое внимание уделяется формированию кадрового резерва по программе «киберобразования». В армии США также происходит отбор талантливых солдат для обучения в академических центрах кибербезопасности.

Это позволит не только снизить количество молодежи группы NEET (not in education, employment or training), но и улучшить здоровье, сформировать полезные привычки через развитие дисциплины, занятие спортом, чтение книг. Кроме того, это предполагает предоставление дополнительных возможностей̆ для молодых женщин через выход на срочную воинскую службу.

Такой подход также позволит решить растущий тренд радикализации молодежи через осознанное формирование ценностей, религиозной культуры и истории в философском аспекте, получение «другого опыта» через смену окружения, расширения круга общения. И наконец, это возможность получения диплома о среднем специальном образовании одновременно с демобилизацией.

Казахстан, по мнению национальных экспертов, сегодня можно условно разделить на 4 разных зоны. Молодые люди, проживающие в разных городах страны, являются носителями разных ценностей. Армия – это также возможность сформировать единые ценности для молодых женщин и мужчин со всего Казахстана.

Рисунок 1. Пространственное осмысление Казахстана

Смена парадигмы потребует других подходов работы также внутри генеральско-офицерского штаба казахстанской армии. Примеры: привлечение в армию профессиональных психологов и педагогов для работы с молодыми людьми, искоренение «дедовщины» и привлечения солдат к работе, выходящей за рамки их прямых обязанностей. Предстоит работа по устранению ограничений, связанных с критериями отбора и формируемыми навыками и компетенциями.

Очевидно, что такой подход использования армии как «социального лифта потребует системных. Это не только увеличение набора в ряды казахстанской армии, но и снятие ограничения по призыву к воинской службе женщин, не имеющих военно-учетных специальностей.

Конечно, нужно более внимательно изучить исторический и международный опыт по получению и развитию навыков и компетенций, повышению квалификаций молодыми людьми, в том числе женщинами в армии и адаптировать требования к физическому состоянию призывников для прохождения службы в высокотехнологичных подразделениях. Это, безусловно, также потребует получения гражданской специальности в курсе боевой подготовки; предоставления военнослужащим срочной службы возможность подготовки к сдаче Комплексного тестирования абитуриента для поступления в высшее учебное заведение.

Неизбежно встанет вопрос и финансовой поддержки успешно прошедших службу и отвечающим минимальным требованиям для обучения в высших учебных заведениях, развитие контрактной службы, разработку программ по предоставлению льготных займов для военнослужащих, выходящих на пенсию, для развития собственного бизнеса, решения жилищных вопросов военнослужащих.

Гульбану Пазылхаирова




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.