English version

Арсен Томский: Как национальная идея может стать драйвером развития Казахстана?

Политика — 24 июля 2025 10:00
2

35 вопросов о будущем человечества, Центральной Азии и Казахстана – так называется книга под редакцией Досыма Сатпаева и Андрея Чеботарева. Exclusive.kz публикует некоторые главы, открывая цикл Арсеном Томским, CEO и фаундером inDrive. Книга уже в продаже в магазине «Книжный город» в Алматы. Её также можно заказать c доставкой в любой регион Казахстана на Kaspi.kz

Я хочу порассуждать о национальной идее в том же стиле, как я рассуждал о миссии компании в своей книге Inner Drive. Бывает, что национальная идея воспринимается избитым или затёртым выражением. Она вроде должна быть, но не очень понятно – зачем. Между тем это очень мощный инструмент. Это настоящий высший пилотаж в государственном строительстве. Лидеры стран много внимания уделяют таким вопросам, как развитие здравоохранения, образования, социального обеспечения, международных отношений, безопасности, экономического развития, новых технологий и инноваций. Это логично и понятно, это их долг и повседневная работа. Но интересно, что лидеры часто мало внимания уделяют глубинной мотивации и ценностной настройке страны.

Это, как если бы альпинисты, собираясь взойти на сложный пик, фокусировались бы только на экипировке, не думая о том, почему они хотят совершить восхождение. Если им это действительно важно, то они, стиснув зубы, преодолевая всё, поднимутся на вершину с любой более или менее приемлемой экипировкой; если неважно, то могут сдаться на половине пути и с самым лучшим, дорогим снаряжением. Выбирая национальную идею, лидеры объединяют жителей страны, дают им источники силы и смыслов и позиционируют страну в мире.

Есть хорошо известная притча. Как-то раз Джон Кеннеди зашёл в NASA и встретил в одном из коридоров уборщика со шваброй. В ходе завязавшейся беседы уборщик сказал, что суть его работы заключается в том, что он помогает отправить первого человека на Луну. Понимаете? Не работает ради пары сотен долларов в неделю, а участвует в одном из величайших предприятий в истории человечества. Если бы он физически мог, то, наверное, работал бы вообще бесплатно!

Есть притча про каменщиков, один из которых строил просто стену, другой – вдохновенно возводил храм. Суть этих историй в том, что люди, когда получают нематериальную цель, воспринимаемую ими как важную и значимую, будут работать на благо страны с удовольствием и энергией, будут её больше любить и заботиться о ней, лучше относиться к соотечественникам, считая их своими единомышленниками.

Если национальной идеи нет, то это пустое пространство смыслов будет заполняться людьми самими. Кто-то выберет религию, кто-то национализм, но основная часть будет вовлечена в потребительство – универсальную идею и основную ценностную систему наших дней. Везде и повсюду по дефолту людей ориентируют на «потребляй», «покупай», «обогащайся всеми способами». Реклама с утра до вечера убеждает: купи это, купи то – и будешь счастлив. Доходит до смешного: купи зубную пасту – и будешь счастлив!

Надо понимать, что культура потребления двигает бизнес, экономику, прогресс, помогает цивилизации развиваться, но отдельно фокус на потребительстве не приводит людей к устойчивому счастью и единению, а страну – к прогрессу, лидерству и процветанию. Желанный автомобиль принесёт удовольствие, но не счастье. Заграничное путешествие принесёт новые впечатления, но не внутреннюю гармонию – один из основных компонентов счастья. И каждый раз, не получив ожидаемого счастья, человек в мире потребления задумывается и выбирает следующий объект вожделения, полагая, что он-то точно его сделает счастливым, будь то брендовая одежда, престижный автомобиль или квартира. Это бесконечная погоня за ускользающим миражом счастья. Только зарабатывание денег и потребление – это слабый фундамент для развития по-настоящему сильной, передовой страны. Потребительство разъединяет, а не объединяет, оно вводит жителей в состояние конкуренции между собой и иногда подталкивает к неэтичному поведению. В материальном успехе большого числа жителей страны ничего плохого нет, но этого лучше достигать на базе сильного смысла, тогда этот успех будет достигаться более честным, добрым путём. Не отказываясь от создания комфортной среды обитания, доступа к качественному образованию и медицине, для счастья и объединения людей им необходимы глубокие, сильные и позитивные смыслы.

Национальная идея генерируется лидерами, интеллектуальной элитой страны. Снизу вверх она обычно не создаётся и не внедряется в общество, это идёт сверху вниз. Вводится в программы образования, в культуру, в законодательство, в кодексы поведения, транслируется через искусство и ролевые модели. Создание национальной идеи можно реализовать на проектной основе, со своим графиком и ресурсами, привлекая сильных профессионалов. Выбрав национальную идею и начав её внедрять, лидерам важно её по-настоящему придерживаться, быть ей приверженными. Люди – социальные создания, повторяющие поведение вожаков стаи. Если, к примеру, они видят, что их лидеры ведут себя неэтично, обманывают и ставят свои интересы выше интересов страны, то многие из них тоже будут себя так вести. Проявление и тем более сознательное внедрение деструктивных ценностей неизбежно ослабляют страну. А декларирование национальной идеи на словах и невыполнение в деле быстро её девальвирует и веру в неё уже будет очень сложно восстановить.

Национальная идея – это то, в чём смысл существования страны, её самоидентификация. Национальная идея должна быть вдохновляющей и отражающей основные отличия страны. Лучше её формулировать в эмоциональной форме, по-настоящему затрагивая сердца людей и зажигая их воображение. Национальная идея создаётся на века, её нельзя путать с целями. Лучше, если она выражена в позитивной форме. Агрессивное позиционирование плохо воспринимается вне страны, да и внутри неё люди устают от бесконечного противостояния и негатива.

Если посмотреть национальные идеи разных стран, то можно взять, к примеру, Финляндию или Израиль с его специализацией на новых технологиях. Сингапур, город-порт и центр международного бизнеса и торговли в Азии, безопасный и чистый. Китай, претендующий на позицию страны № 1 в мире по всем основным показателям. У США, на мой взгляд, сразу две национальные идеи. Первая – это «американская мечта», означающая, что, много работая, вкладывая свой талант, ты можешь преуспеть в жизни, подняться на социальном лифте – и это очень сильно откликается для многих людей! Согласно второй, США – это всемирный форпост свободы, защитник прав человека. Можно с этим соглашаться или нет, верить или нет, но это работает. Люди в Америке уже более 200 лет с искренней гордостью поднимают флаги рядом со своими домами. В России сейчас национальной идеей стало, на мой взгляд, сочетание «суверенной державы, противостоящей гегемонии Америки» и страны-защитницы семейных ценностей. Эта идея тоже работает в той или иной степени, но спорным моментом этого позиционирования является её нацеленность на конфронтацию и реализацию в жизни. Например, в России уровень домашнего насилия по отношению к женщинам выше, чем во многих других крупных странах.

Успешные и быстро прогрессирующие страны имеют свою вдохновляющую и объединяющую национальную идею, нацеленную в будущее, на развитие. И наоборот, неуспешные страны её не имеют или декларируют на словах, но не реализуют на деле.

Я верю, что Казахстан сможет использовать такой мощный инструмент, как национальная идея, для своего успешного развития, становления в качестве одного из мировых центров развития, нацеленного на интеллектуальное производство и экспорт, ориентированного на высокотехнологичную, эффективную и комфортную среду обитания для людей, удерживающую свои таланты и привлекающую зарубежные. Где ценно быть конкурентоспособным на мировом уровне, осваивать передовые знания, честно и много работать.

Выбор сильной национальной идеи – это мой ответ на вопрос: «Что является наиболее важным для будущего Казахстана?» И это же мой вопрос к читателям: в чём национальная идея нашей страны?


Поделиться публикацией
Комментариев: 2

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.

  1. Ержан: 24.07.2025 в 12:41

    Все верно подмечено. Были попытки формирования национальной идеи, но они не сработали ввиду их недостаточности, отсутствия фактической реализации этих смыслов. Касательно идеи научно-технического развития, например, то должны быть конкретные признаки, четко и определенно воспринимаемые обществом. Это может быть космическая программа, самостоятельно реализуемая Казахстаном, запуск собственных спутников на произведенных нашими специалистами ракетах. Сам процесс поэтапного создания, демонстрации даже неудачных пробных запусков в перспективе, проведения открытых для журналистов экспериментов — это все способно сформировать осознание единства и гордости за страну. Если затрагивать идею морали, то нужно помнить и продвигать ценности нашего народа. Например в их числе щедрость и отзывчивость, то все инициативы благотворительности нужно всячески поддерживать, известные факты освещать в прессе и создавать условия развития и доверия таких инициатив. Этим можно гордиться и это опять же будет объединять наш народ на деле, а не в лозунгах. В целом согласен, что национальная идея должна быть доработана

  2. Oscar: 24.07.2025 в 12:03

    мне нравится идея заложенная в самом слове «КАЗАХ» — свободный человек, Казахстан — страна свободных людей, уважающие Закон и создающие Прогресс.