Ya Metrika Fast


English version

Асанали Ашимов: «Молюсь, чтобы мои сыновья встретили меня там»

Культурная среда — 23 декабря 2025 14:00
0
Изображение 1 для Асанали Ашимов: «Молюсь, чтобы мои сыновья встретили меня там»

Сегодня в Алматы, в Казахском национальном театре оперы и балета имени Абая, состоялось прощание с выдающимся актером и режиссером, народным артистом, одним из символов казахского театра и кино Асанали Ашимовым. Он скончался 21 декабря на 89-м году жизни. Предлагаем вниманию читателей Exclusive.kz интервью артиста, в котором он размышляет о таланте и ответственности, вере и свободе, жизни и уходе – о том, что действительно имеет значение…

– Асанали-ага, все знаменитости обычно говорят, что мечтали стать артистом еще в детстве. А вы как пришли в кино?

– Я никогда не думал, что пойду в искусство. Случайно попал в актерский круг и стал сниматься, шаг за шагом овладевать актерским мастерством. Постепенно входил в роли, много занимался самообразованием, изучал кинематограф, постоянно искал себя.

Со временем окончил консерваторию, театральный институт, работал, не жалея сил. Актерская профессия такая, что, по большому счету, тебе никто не поможет, если сам не постараешься, хотя, конечно, мне многие помогали.

Чингиз Айтматов

– Главное, наверное, все же ваш талант.

– Не спорю, бесталанного, случайного человека тащи не тащи – результата не будет. Может повезти раз, другой, но не более. А если человек талантлив и его вовремя поддержать, он ответит сторицей. Иногда можно слышать, что вот, мол, тому помогли, и ему повезло. У казахов есть хорошая пословица, которая в переводе означает: насильно гончая не возьмет лису. Помогать надо только одаренным. Талант – вещь хрупкая, его нужно лелеять, взращивать, к нему надо относиться очень бережно, трепетно.

Казахский народ богат талантами, но везет одному из ста. Взять, к примеру, Розу Багланову, Бибигуль Тулегенову, Ермека Серкебаева… Ты думаешь, вокруг них не было певцов? Очень много было, но вышли на высокую сцену именно они и исключительно своим трудом.

– Как вы полагаете, среди современных молодых актеров есть Асанали Ашимовы?

– Уже есть (смеется). Как-то подходит ко мне один мальчик и говорит: «Я Асанали Ашимов». Показывает паспорт. Оказывается, он действительно Асанали Ашимов.

А что касается актеров… Думаю, будут еще лучше. Я заметил: таланты рождает само время, преимущественно нечетные века. Например, в XIX веке и у русских, и у казахов рождались великие умы, начиная от Пушкина и кончая Магжаном Жумабаевым. Мне кажется, их немало будет и в XXI веке.

А вообще каждый человек в этом мире талантлив по-своему. Как сказал Шекспир: «Весь мир – театр, и люди в нем – актеры». Есть актер на сцене, а есть актер в жизни. И там, и там нужны мастерство, знания, опыт, мудрость. Кто-то артист, кто-то режиссер, кто-то журналист, юрист, экономист… Днем ты сотрудник, вечером – отец, мать, ночью – муж, жена, и так бесконечно. Роли, роли… Политики тоже актеры, каждый играет свою роль. Одни хорошо, другие плохо.

– Почему плохо играют?

– Многие из них не читают литературу, не знают искусство, жизнь, забывают доброту человеческую, сочувствие, думают больше о себе, родственниках, сватьях-братьях, своих капиталах, строят шикарные особняки, рестораны, казино… Они живут на широкую ногу, но бедны духовно. К искусству относятся потребительски, вызывают именитых артистов, певцов на свои банкеты из тщеславия, чтобы люди сказали, мол, был на том тое такой-то артист, пел у них.

– Не любите чиновников?

– Почему же? Среди них у меня есть и друзья, но искусство не каждому понятно, не каждому дано и не каждому доступно.

– Как вы думаете, богатые люди счастливые?

– Это несчастливые, несвободные, зависимые люди. Они плохо спят, живут с оглядкой, в вечном страхе, постоянно трясутся за свое богатство. Жалко мне их. Они свою жизнь закончат в духовной нищете и останутся в этом мире никем. И главное, они не хотят этого понимать, у них не хватает интеллекта, духовного образования, чтобы осмыслить, насколько они несчастны.

– Сейчас тяжелое время, идут войны, происходят катаклизмы, земля истощается, природа гибнет… Это же не может продолжаться бесконечно, чем-то все это должно закончиться. Чем?

– Я не пророк и не могу сказать, чем все это кончится. Но я оптимист и думаю, все будет хорошо. Катаклизмы – значит, сама природа рождает что-то новое в муках. Ведь и человек рождается в муках. Аллах остановит беды на земле, и будет мир, процветание, родятся лучшие умы. То есть и мы, и природа сейчас беременные. Должно родиться то «дитя», которое мы носим в себе и которое ответит на все наши вопросы.

– Вы мудрый человек. Скажите, пожалуйста, в чем заключается смысл жизни?

– (Долго думал). Смысл жизни – достойно продолжить дело предков. Никто не может до конца завершить то, что хочет. Ни один гений последнего слова не сказал. И я не могу сказать свое последнее слово. В этом и прелесть жизни.

Некоторые думают, что смысл жизни – это хлеб с икрой, кофе с коньяком. Грош цена, если пришел в этот мир ради того, чтобы вкусно поесть. Я могу голодать, питаться черным хлебом, быть без денег, но я счастливый. Я не хочу иметь лишнее, содержать возле себя охрану, не хочу, чтобы меня выслеживали, контролировали рэкетиры. Я свободный, независимый человек с чистой совестью, делаю свое священное дело, которое, надеюсь, достойно продолжат мои потомки. Я могу свободно говорить, свободно мыслить – и это великое благо.

Свободный, правдивый внутри человек – счастливый человек, он – творец. Внутренняя свобода делает человека здоровым, красивым, он не льстит, не раболепствует, не напрягает ни себя, ни других и тем самым продлевает свою жизнь, приносит радость, свет окружающим его людям.

К сожалению, человек не всегда понимает эти вещи и врет друзьям, партнерам, близким, дает ложные сведения начальству, чтобы успешно отчитаться, а вечером приходит домой и как ни в чем не бывало смотрит детям в глаза, спокойно ест. Как можно так жить?

Я еще в пути


– У вас есть такая роль, которую вы не можете забыть и с удовольствием сыграли бы еще раз?

– Что прошло, то прошло, и не надо ни о чем сожалеть, пытаться переделать. Да, где-то были достижения, а где-то – просчеты. Каждая сыгранная роль – частичка меня самого, частичка моей жизни, отражает мой возраст на том или ином этапе, показывает его особенную грань. В молодости, допустим, я играл Гамлета, Ромео, Козы-Корпеша, став старше – короля Лира.

Помню, после института я был очень робким, не знал, куда руки девать, смущался перед зрителями. Сейчас я другой, я зрелый, знаю жизнь, актерское искусство. У меня уже другие взгляды на мир, другое мышление, видение, и сегодня я любую роль сыграю в соответствии с жизненным и профессиональным опытом.

Для этого, конечно, нужны подходящие роли, чтобы каждое слово в тексте имело особое значение, особый смысл. Я всю жизнь мечтал сыграть Абая. Так уж получилось, что я играл многих исторических личностей, а его не довелось. Ни в театре, ни в кино. Мы же, актеры, люди зависимые.

– Над чем вы сейчас работаете?

– Это секрет. У нас есть примета: пока не сыграешь – не говори. Когда сыграю, тогда и увидишь. Одно могу сказать: я еще не достиг вершины, я еще в пути.

– У вас есть ностальгия по старым, добрым советским фильмам?

– А как же? При советской власти в каждой союзной республике создавались шедевры, которым завидовали даже американцы. Я с гордостью могу сказать, что мои лучшие роли, вошедшие в историю киноискусства, тоже созданы в бытность СССР. Кино должно быть искусством. Кино должно быть историей. Кино должно быть прекрасным, душевным, духовным, и в этом отношении прошлые фильмы ни с чем несравнимы. Иногда я смотрю их и наслаждаюсь.

Недавно мы получили из Москвы новый экранный вариант фильмов «Кыз-Жибек» и «Конец атамана». Я три часа неотрывно смотрел их, и было такое ощущение, что смотрю первый раз. До этого видел их с экрана 30 лет назад. Вообще серьезные, хорошие фильмы надо смотреть только с широкоформатного экрана, а не по телевизору, тогда получаешь удовольствие. Телевизор искажает любой фильм, просто душа плачет, поэтому я всегда переключаю канал, когда транслируются фильмы с моим участием.

К сожалению, сегодняшнее кино – грязное белье, в нем нет души, чувств, любви, очарования, разочарования, характера. А почему? Потому что новые, молодые режиссеры не умеют работать с актерами. Да и не нужны им актеры. Им нужны Шварценеггеры, Ван Даммы и им подобные.

– Как вы относитесь к фильму «Кочевники»? Вам не кажется, что это больше коммерческий продукт?

– Этот фильм – голливудский вариант, и лично я воспринимаю его как информацию о моем народе, как всемирный, познавательный прокат, благодаря чему казаха узнает весь мир. Для зарубежного зрителя абсолютно неважно, есть там национальные актеры или нет. Для них главное – узнать, что есть такая нация, как казахи, что они были кочевниками, что у них была такая-то культура, такой уклад жизни и так далее.

На произведение искусства «Кочевники», конечно, не тянет, и не надо искать в нем нашу историю, наших великих ханов Кабанбая, Богенбая, Аблая…

– Как в целом оцениваете вы состояние казахстанского киноискусства?

– В принципе оно неплохое, но, как и везде, есть спады и подъемы. Если власть имущие повернутся лицом к искусству, будет и кино. Актеры и режиссеры сильно зависимы материально.

Раньше состоятельные люди занимались меценатством, помогали нуждающимся, например Горькому, Шаляпину, которые едва сводили концы с концами. Такие блестящие меценаты, как Морозов, Шереметьев, Третьяков, прекрасно понимали, что останутся в истории благодаря не своему богатству, а активной поддержке и помощи талантливым людям.

У нас тоже некоторые баи, к примеру, Маман Турусбек, помогали писателям, акынам, давали деньги на выпуск изданий, но их было мало, а сейчас и вовсе нет. Отсюда и качество киноискусства.

– Вы верите во Всевышнего?

– Без веры нельзя жить. Я построил мечеть своему деду в районном центре Байкадам Жамбылской области. Привез из Мекки дорогие, красивые ковры, люстры и другие атрибуты.

Взял землю в 30 соток, она была пустынной, всюду солончаки, никакой зелени. Мы посадили деревья, цветы, выкопали колодец. К слову, там кругом соленая вода, а из колодца вышла пресная, вот такое диво. А когда мы открывали мечеть, произошло еще одно чудо.

В тот майский день стояла яркая солнечная погода, ни одного облачка, ни одной тучки, и вдруг во время открытия на небе, вокруг солнца, появилась большая радуга. Все удивились. Наверное, это было знамение свыше, благословение Создателя, дух моих ата-баба, матери Тажихан, моей жены Майры, моих сыновей Мади и Саги. В моем кабинете висит картина из фильма «Конец атамана», и на ней есть надпись, означающая: дух моих предков со мной.

– Как вы справились со страшным горем, когда ушли ваши сыновья? Откуда силы брали?
– Бог дал. В Коране написано, что и молодой, и старый уходит. Это был страшный 1999 год. 5 января, после болезни, умер Мади, он четыре месяца лежал в больнице, а через 9,5 месяцев, 18 октября, ушел Саги.

Саги не болел, и для меня до сих пор остается загадкой его смерть. Никогда бы не подумал, что человек может так уйти. В тот вечер он пришел ко мне и остался ночевать. Оказалось, уснул навечно. Я до сих пор не могу понять, почему он именно в тот день пришел ко мне с ночевкой, у него же свой дом был.

Я молюсь, чтобы мои сыновья встретили меня там. Я этого очень хочу и верю, что так будет. Они ушли, доверяя мне, и сейчас я должен жить и творить ради них, как бы ни было тяжело.


P.S. Это интервью Асанали Ашимова ранее выходило в газете «На страже» МВД РК (№ 32 от 24.08.2006), но не было опубликовано в онлайн-версии и оставалось вне открытого доступа. Сегодня, благодаря публикации на сайте Exclusive.kz, оно стало доступно широкому кругу читателей.



Торгын Нурсеитова

Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.