Байден отказался от президентского наркотика - Exclusive
Поддержать

Байден отказался от президентского наркотика

«Вцепились [во власть] и держимся, как вошь за воротник», – говорил в 1957 году советский лидер Никита Хрущёв, мой прадед. Чтобы подчеркнуть свою мысль, он попросил аудиторию – шокированных аппаратчиков Коммунистической партии – назвать средний возраст ухода в отставку. «Около 65», – отвечали из зала. 63-летний Хрущёв пошутил, что уже приближается к этому возрасту и хотел бы спокойно «чаёк попивать» на пенсии, а не чтобы его уносили прямо с заседаний в Кремле на кладбище. Похоже, что президент США Джо Байден внял этому совету.

Да, президент США не похож на советского диктатора (по крайней мере, пока что). Хрущёв действовал внутри авторитарной системы, где смена власти обычно происходила после похорон, а не выборов. Впрочем, в его случае смена власти произошла благодаря перевороту: в 1964 году коллеги свергли его, отчасти потому, что они не хотели терять власть, когда он уйдёт в отставку по собственной инициативе.

Трудно отказываться от власти, когда ничто не заставляет вас это делать. И это относится даже к Хрущёву, который был настолько убеждён в важности смены власти, что хотел закрепить ограничение сроков властных полномочий в советской конституции. Он планировал уйти в отставку в 1965 году, однако, выйдя на пенсию, признавался, что, наверное, не нашёл бы в себе смелости сделать это, потому что у него были цели (открыть границы СССР, смягчить цензуру, прекратить Холодную войну), к которым вряд ли стали бы стремиться его преемники.

Опасения Хрущёва трудно назвать безосновательными: задуманные им изменения произошли лишь 20 лет спустя – в начатую Михаилом Горбачёвым эпоху перестройки. Однако стоит задаться вопросом, а хватило бы Хрущёву (которому было 70 лет, когда его свергли, и к тому моменту он уже почти десять лет возглавлял деспотическую систему) политической воли, а тем более гибкости, чтобы провести эти реформы, если бы он оставался у власти.

Байдену тоже нелегко дался отказ от участия в выборах. После того как в конце июня он плохо выступил на дебатах с республиканским кандидатом Дональдом Трампом, Байден попал под возраставшее давление с требованиями прекратить президентскую кампанию из-за его возраста и умственного состояния. Однако почти месяц он сопротивлялся.

Отчасти аргументы Байдена в пользу дальнейшего участия в выборах были обоснованными: у него имеются впечатляющие успехи за три с половиной года управления страной, и только ему уже удавалось победить Трампа на президентских выборах. Однако его другие аргументы, например, утверждения, что он защищает американскую демократию (как будто другие демократы этого не делают), выглядели намного слабее. Возможно, в авторитарных и демократических странах психология власти имеет больше сходств, чем мы хотели бы признать: люди наверху начинают верить, что их путь – лучший или даже единственный.

Абсолютная власть развращает абсолютно. Именно такая власть была у Хрущёва, и она его развратила. В демократических странах опасность такого развращения не так остра, причём не только благодаря формальным ограничениям власти (включая выборы и ограничение сроков полномочий), но и благодаря той центральной роли, которую в эти странах играют убеждение, сотрудничество и консультации с союзниками и коллегами. Впрочем, для добровольного отказа от власти всё равно требуется огромная сила воли.

Байдена следует похвалить за то, что он вышел из президентской гонки и поддержал вице-президента Камалу Харрис в качестве кандидата от Демократической партии. Это признак силы – признать свои недостатки, прислушаться к разуму и понять волю большинства.

Это то, чего не понимают кремлёвские пропагандисты, которые представляют решение Байдена как признак слабости и постоянно повторяют требование республиканцев, чтобы он немедленно покинул ещё и пост президента. Их «бесстрашный лидер» Владимир Путин, который правит Россией уже четверть века, никогда бы не поддался такому давлению.

Когда в 2012 году Путин столкнулся с массовыми протестами из-за своего решения вернуться на пост президента на третий срок (до этого он проработал четыре года премьер-министром), на него оказывалось сильное давление с требованием уйти в отставку (об этом мне тогда рассказывали кремлёвские инсайдеры). Однако Путин решил сохранить репутацию «мачо» и отказался уступить. С тех пор он с каждым годом становится всё более авторитарным.

Упрямое нежелание Путина менять курс наглядно проявилось в Украине. Когда стало очевидно, что полномасштабное вторжение, начатое в феврале 2022 года, не принесёт быстрой победы, он решил удвоить ставку на войну, пригрозил ядерным оружием и аннексировал четыре частично оккупированных области Украины (Донецкая, Херсонская, Луганская и Запорожская).

Ирония в том, что Путин изначально не планировал оставаться у власти так долго. Предполагалось, что он просто консолидирует наследие своего предшественника Бориса Ельцина, а затем перейдёт на какую-нибудь уютную должность, например, начальника в «Газпроме». Однако «поцелуй кремлёвской власти смертелен». Эти слова приписывают Андрею Сахарову, советскому физику-ядерщику и правозащитнику, лауреату Нобелевской премии мира 1975 года. Если этот поцелуй мог развратить Хрущёва, который действительно верил в необходимость смены власти, то он практически гарантированно должен был инфицировать Путина, бывшего босса КГБ.

«Придут свежие, молодые люди, и подписывать бумажки они будут даже лучше нас, стариков, – пошутил однажды Хрущёв, – и они не простят нас, если мы не отойдём в сторону». Однако пока Путин сохраняет контроль, ему будут не нужны чьи-либо прощения. И поэтому он посылает к чёрту молодёжь. К чёрту всех россиян. К чёрту образование, экономику, культурный и научный обмен, хорошие международные отношения. К чёрту будущее России.

Отступив и передав свою роль более молодому кандидату, Байден поставил интересы Америки выше собственного желания править. Его решение объясняется скромностью, которую гораздо чаще можно встретить у демократических лидеров, чем у авторитарных. Впрочем, как показал нам Трамп – своими попытками отменить итоги выборов 2020 года и своим обещанием стать диктатором «в первый же день», – подобная скромность далеко не гарантирована.

Copyright: Project Syndicate, 2024. www.project-syndicate.org

Нина Хрущёва

Профессор международных отношений в университете The New School, соавтор (с Джеффри Тайлером) книги «По стопам Путина: В поисках души империи через одиннадцать часовых поясов России» (издательство St. Martin’s Press, 2019 год).




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *