Ya Metrika Fast


English version

Балгимбаев vs Бектенов: 25 лет отрицательного отбора

Общество — 17 сентября 2025 10:00
0
Изображение 1 для Балгимбаев vs Бектенов: 25 лет отрицательного отбора

В истории страны было, пожалуй, только два кабинета министров, перед которыми в полный рост вставала экзистенциальная угроза экономическому существованию страны Казахстан, как таковой. Это третье и тринадцатое по счету правительства Нурлана Балгимбаева и Олжаса Бектенова. Между ними более четверти века и огромная пропасть – не только разные эпохи, но и абсолютно другие, порой противоположенные видения страны и своей роли в ее судьбе.

Вызовы, стоявшие перед исполнительной властью тогда и сейчас, во многом «созвучны». Правительство Балгимбаева приняло удар мирового кризиса 1998-99 годов – с удешевлением бочонка нефти до 9 долларов, катастрофическим падением бюджетных доходов, растущим социальным неравенством, хроническими задолженностями по зарплатам и пенсиям. Сегодня баррель нефти на мировых рынках почти вдесятеро дороже – в августе среднее значение мировых котировок было 82 доллара. Но мировой кризис, во многом вызванный войной в Украине и тем, что президент Токаев любит называть «геополитической турбулентностью», вновь подвел страну к краю пропасти, от которого мы когда-то отступили стараниями Нурлана Балгимбаева и его кабинета. И сегодня совершенно очевидно: причина такого дежавю отнюдь не только в войне и «общей мировой турбулентности».

На самом деле, у этих двух правительств – при всей их вопиющей разнице – похожие миссии: балгимбаевское вводило в орбиту экономико-политического влияния Назарбаевскую First family, а бектеновское вроде как пытается вывести их с этой орбиты, освободив ее для новой элиты. Те, кто сегодня привычно уже именуются «Старым Казахстаном», вчера были вполне себе «Новым» – охочим до сверхприбыльных и суперамбициозных проектов. Тогда в страну совсем недавно зашли Chevron, Agip, ExxonMobil и только-только набиравший силу средний зять первого президента Тимур Кулибаев с «Казтрансойлом» и «КазМунайГазом» собирал «под себя» наше все – нефтянку.

В этих условиях Назарбаеву был нужен опытный, жесткий государственник, не чужой для акул мировой нефтедобычи и в то же время лишенный каких-либо политических амбиций. С парламентом Назарбаев к тому времени вполне разобрался – смастерил согласно «своей» Конституции двухпалатный депкорпус, поставив во главе мажилиса влиятельного и авторитетного экономиста и политика Марата Оспанова. Прямая аналогия с «формулой власти «Касым-Жомарта Токаева «сильный президент-влиятельный, авторитетный парламент-подотчетное правительство».

Хотя у подотчетного и вполне лояльного Нурлана Балгимбаева хватало головных болей с разбитым на «группы по интересам» правительством. Помимо «тимуровцев» там были представлены так называемая «группа Казкоммерцбанка», горно-металлургическое лобби, плюс пророссийская энергетическая группа, ярким представителем которого был министр энергетики Владимир Школьник. Он, к слову, уже тогда активно прокачивал тему «мирного атома» в целом и первой казахстанской АЭС – в восточном Курчатове или в южном Прибалхашье.

Можно по– разному воспринимать фигуру Балгимбаева. Опытнейший нефтяник, успевший поработать еще в Миннефтегазе СССР, стажировавшийся в «Шевроне», на равных общавшийся с американскими соучредителями легендарного СП «Тенгизшевройл», он считался почти «янки при дворе короля Нурсултана» и чуть ли не «американским шпионом». Но одно неоспоримо: Нурлану Утебовичу удалось сначала стабилизировать экономику, а под конец своего премьерства даже вывести ее на траекторию роста. При нем стартовали реформы в том, что сегодня называется «реальным сектором экономики», страна избежала серьезных социальных потрясений, а казна пополнилась за счет прежде всего поступлений от нефти, бочонок которой на мировых рынках к концу 1999 подорожал до $20-21. Впрочем, стабилизировать ситуацию удалось во многом благодаря командной игре правительства, состоявшего из по-разному «складывающих себе цену», но одинаково профессиональных менеджеров и политиков. Это вице-премьеры Ахметжан Есимов, Жанибек Карибжанов, Балташ Турсумбаев, министры – финансов Александр Павлов, госдоходов Зейнулла Какимжанов, промышленности и торговли Асыгат Жабагин, внутренних дел Каирбек Сулейменов, иностранных дел Касымжомарт (тогда будущий президент еще писал свое имя без дефиса) Токаев…

Каждый из этих людей прошел такую школу, о которой подчиненные премьера Бектенова (да и сам Олжас Абаевич) и мечтать не могут. Точнее говоря, они и не мечтают. Иногда, слушая публичные высказывания ключевых фигур действующего кабинета, ловишь себя на предположении: они несут всякую чушь потому, что держат нас за идиотов. А потом, собираясь в укромном кабинете подальше от посторонних глаз, принимают серьезные государственные решения.


Но где они, эти решения? Почему мы за без малого два года премьера №13 не видим ни последовательной промышленной политики, ни внятных шагов по созданию новых рабочих мест, ни эффективной поддержки отечественного бизнеса? Почему у нас растут в реале только цены и тарифы, а зарплаты, пенсии и пособия – исключительно в правительственных пресс-релизах? Почему, наконец, наша национальная валюта зависит от каких угодно внешних факторов, но не от собственного производственно-товарного обеспечения, конкурентоспособного экспорта?

Ответов от самих правительственных мужей мы не слышим и вряд ли услышим. Причем, точечные кадровые перестановки на кабминовском поле если и не ухудшают положение, то уж точно не делают его лучше. Замена уволенного после критики президента министра транспорта Марата Карабаева на бывшего шефа КТЖ Нурлана Сауранбаева пока привела к анонсированному им росту тарифа на внутренние грузовые перевозки по «железке». А это триггер тотального роста цен на все и вся. Смена министра промышленности и строительства пока что обернулась резким ростом числа псевдоотечественных производителей, клеящих на китайское или российское лейблы made in Qazakstan. А в отчетах наверх изображается неуклонный рост производства всего и вся. Не прошло и полгода после замены у руля миннацэкономики Байбазарова на Жумангарина, как выяснилось: наша видавшая всякие виды экономика тут же начала демонстрировать ежемесячный рост на 6-6,5 % – как велел президент. Такими темпами недолго досрочно выполнить другое его указание – об удвоении ВВП, не дожидаясь 2029 года…

Мало что получается у сегодняшних «великих КАБМИНаторов» в области финтеха. Дошло до того, что президент, оглашая Послание, настоятельно призвал правительство и Нацбанк «действовать согласованно, не тянуть одеяло на себя». Между тем, в балгимбаевскую пору у руля регулятора побывали такие финансовые зубры, как Ораз Жандосов и Кадыржан Дамитов, с которыми правительство находило общий язык и вело согласованную политику. Может быть, проблема нынешнего кабинета в отсутствии в нем сильных финансистов? Или все дело в амбициозном главном банкире Тимуре Сулейменове? Многие слухмейкеры еще в конце лета ванговали: вскоре после выступления президента с Посланием произойдет смена правительства, и кресло Олжаса Абаевича может занять Тимур Муратович. Не сбылось…

Так или иначе, а сравнение нынешнего правительства с их предшественниками четвертьвековой давности явно не в пользу первых. Если сегодня казахстанскому управляющему классу и удается какая-то из политик – так исключительно внешняя…да и то, благодаря совсем не правительству. К слову, вице-премьер-министр иностранных дел Мурат Нуртлеу, недавно проснувшийся знаменитым, по своему функционалу не занимается привлечением в страну прямых иностранных инвестиций – тогда как нынешнему президенту в правительстве Балгимбаева по долгу службы пришлось озаботиться ПИИ – с чем он довольно успешно справлялся.

В итоге именно Касымжомарт Токаев сменил Нурлана Балгимбаева в октябре 1999 года – сначала как и.о. премьера, а позже без этой «обидной» приставки. Вот что писал на следующий день после отставки Нурлана Утебовича российский «Коммерсант»: «Отставка премьера накануне парламентских выборов должна показать народу, что президент строго наказывает руководителей за провалы в экономике. Ведь претензий к правительству Балгимбаева накопилось немало — трижды секвестировался бюджет, сорваны социально-экономические программы Назарбаева, которые он широко рекламировал накануне президентских выборов в январе. Правда, наказан Балгимбаев весьма условно. Ему заранее было позволено самому подыскать себе новое место работы. И потому еще в августе Балгимбаев снял с поста президента национальной нефтегазовой компании «Казахойл» Нурлана Каппарова. А вчера Назарбаев в срочном порядке собрал акционеров этой компании и предложил им назначить экс-премьера ее руководителем. Что те и сделали. Тем более что Нурлана Балгимбаева они знают давно — до назначения в 1997 году на пост премьер-министра он работал в нефтегазовой отрасли и уже был президентом «Казахойла». Как сказал вчера экс-премьер, ему «удалось убедить президента, что перед нефтегазовым сектором стоят очень важные задачи», которые ему, Балгимбаеву, по силам».

Вот и сейчас, много лет спустя, ситуация может повториться. Первый в истории страны премьер в генеральском чине допустил за неполные два года достаточно промахов, чтобы отправиться туда, где ему «по силам». Например, сменить в главном надзорном органе страны Берика Асылова, провалившего одну из главных президентских затей – «обезжиривание» олигархов староказахстанского призыва. Тем более, что по слухам его прошение об отставке с должности ПМ и переводе в ГП лежит на столе главы государства еще с прошлой осени. И Касым-Жомарту Кемелевичу остается только подписать генеральский рапорт.

Дело вроде бы нехитрое. Вопрос лишь один: кто на новенького? За 25 лет отрицательного кадрового отбора он стал заметно актуальнее.


Максат Нурпеисов

Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.