Барлыбек Сыртанов: противник Столыпина и автор Конституции Алаш
Барлыбек Сыртанов создал основу для Конституции будущей Республики Алаш, большая часть ее положений до сих не реализована и остается актуальной. Он одним из первых осознал необходимость борьбы против колониальной зависимости. До создания партии «Алаш» не дожил, но сделал многое для объединения будущих ее представителей.
Барлыбек Сыртанов (1866-1914), окончив с отличием гимназию г. Верного, решает продолжить образование. Одаренного юношу поддержал директор гимназии Д. Новак и ходатайствовал о выделении финансирования для обучения Барлыбека.
В 1886 г. он поступает на факультет востоковедения Санкт-Петербургского университета. Там участвует в создании и функционировании общества «Земляки». Қазақские студенты обсуждали проблемы своего народа. Они должны были получить специальности в разных областях знаний, что позволило бы работать в разных направлениях, принося пользу своему народу. Они мечтали привести народ к освобождению и ориентировались на демократическое развитие страны.
После окончания университета (с дипломом I степени), Барлыбек Сыртанов работает в Туркестанской генерал-губернаторской казенной палате (Ташкент, 1891-1894), а в 1894 г. приказом военного губернатора Жетысу назначен заведующим отделом делопроизводства областного управления. В качестве чиновника принимал участие в обследовании пограничной линии с Китаем. В 1908 г. вышел в отставку.
Чтобы помочь қазақам, не знавшим российских законов и русского языка, защищаться от беззакония колониальных чиновников, он покупает типографское оборудование с арабским шрифтом и в газете «Семиреченские областные ведомости» открывает раздел «Туземный отдел», в котором публикуются материалы для просвещения коренного населения, рассказывается о его тяжелом положении.
Барлыбек Сыртанов выступал против проведения столыпинской реформы, понимая, к каким последствиям это приведет. Он выражал протест против заселения Семиречья российскими переселенцами, против отнятия лучших пастбищ и пахотных земель у коренного населения.
Публиковал статьи о социально-политических проблемах қазақского народа в журнале «Айкап». Многие свои материалы Барлыбек подписывал псевдонимами «Сын Алатау», «С. Б. Алашинский».
Одним из первых заговорил о необходимости созыва Всеқазақского съезда. В качестве наиболее актуальных проблем, решения которых должны были добиваться қазақи, выдвигал следующие: возвращение насильно отнятой у қазақского народа земли; проведение выборов представителей қазақского народа в Государственную думу; проведение выборов духовных муфтиев согласно местным нуждам; уравнение прав местного населения с правами русских.
Он занимается просвещением народа, понимая, что только народ сможет освободить себя. В 1910 г. он пытается создать общественное движение в Узынағашской области и выступает с докладом: «Мой народ, крестьяне каждый день заселяют наши земли, наше положение ухудшается, все труднее становится выживать, лучшие земли стали собственностью крестьян, бедные қазақи изгнаны на бесплодные земли. Теперь не время молчать. Надо проснуться, наш главный долг – сохранить землю предков, где перерезана пуповина каждого из нас».
В 1911 году по просьбе қазақов, кыргызов, узбеков, татар, ногайцев Алматинской области Барлыбек Сыртанов (был болен, но не смог отказать в просьбе народа) едет в Санкт-Петербург с претензией по поводу политики насильственного отъема земли царским правительством. Он не нашел там ни участия, ни помощи. Но эта поездка оказалась значимой. В Санкт-Петербурге Барлыбек встретился в Әлиханом Бөкейхановым. Они были единомышленниками, и много говорили о будущем народа, его освобождении от колониальной зависимости. Именно эта задача была главной для первых поколений, образованных қазақов. Әлихан Бөкейханов попросил Барлыбека подготовить, своего рода, концепцию Қазақского государства (Барлыбек слушал в университете курсы по международному праву, истории русского государственного права, полицейскому праву, финансовому праву).
Барлыбек сразу написал «Устав Қазақского государства», структура которого состояла из 4 частей. По мысли Барлыбека Сыртанова, цель қазақов, к которой они должны стремиться, – выход из состава России, обретение Қазақстаном политической независимости и существование в качестве отдельного государства со статусом республики (в сознических отношениях с Россией).
В 1911 году (!) Барлыбек Сыртанов пишет «Устав Қазақского государства», представляющий собой проект Конституции независимого Қазақ елі. Предваряя собственно статьи «Устава», он пишет: «В республике Қазақ елі реализация высшей власти будет производиться путем голосования всех қазақов и представителей народов другого происхождения. Избранники должны быть самыми признанными народом, образованными людьми, готовыми отдать жизнь на свой народ». Содержание «Устава қазақского государства» позволяет судить не только о гражданской, политической зрелости Барлыбека Сыртанова, но и об актуальных проблемах того времени, стоящих перед қазақами.
«Устав Қазақского государства» состоял из 28 статей. Приведу выборочно некоторые из них:
1. Қазақская страна является страной, где правит народ, где существуют свои, специфически қазақские особенности.
4. В Қазақской стране самый главный орган – Национальный мажилис. Прошедшие в него избирают главу Қазақской страны – президента на четыре года.
5. Один президент не имеет права избираться на срок более двух раз.
6. Президент руководит страной через министров. Министров выбирает сам президент, однако выносит решение путем голосования Национальный мажилис.
7. Министры отчитываются о руководимой ими работе перед президентом и Национальным мажилисом.
9. На Қазақской земле органом, выпускающим законы об осуществлении власти, выполняющим их, является суд. Три ветви власти не подчиняются друг другу, являются символом недопущения безвластия.
10. В Қазақской стране все люди равны в своих правах. Не допускается ущемление людей по признаку религиозной принадлежности, по крови, по роду, происхождению…
12. В Қазақской стране существует равноправие между мужчинами и женщинами…
13. В Қазақской стране нет препятствия для осуществления людьми свободы слова, организации обществ и вступления в партии.
15. В Қазақской стране человек не может быть арестован, заключен в тюрьму без разрешения суда. Задержанным суд в течение 24 часов обязан дать решение, иначе они должны быть освобождены…
17. Человек имеет право владеть всеми видами имущества. Со стороны власти не должно быть препятствий для владения человеком имуществом, его использованием…
19. Земля Қазақской страны не является предметом торговли…
20. Просторы земли, леса, воды, озера и недра находятся во владении Қазақской страны. Выпас скота, выращивание зерновых, обработка земли, а также использование земли с выгодой для пополнения казны возможно по разрешению государства.
26. Судьи обязаны знать қазақский язык. Представители других наций имеют право говорить на суде на своем языке.
27. Суд присяжных имеет право решать тяжелые преступления. Число присяжных – 7 человек.
28. Место в суде не должны занимать члены партии…».
Эти идеи Барлыбека Сыртанова вошли в программу партии «Алаш», до создания которой он не дожил. Он тяжело заболел и умер 26 ноября 1914 года. Похоронен в Қапале.
3 Комментариев
Это все должно стать основой поправок в Конституцию и вынесено на Референдум 5 июня 2022 года.
Хорошая статья! Автор молодец, кратко осветил жизнь и каноны «Устава қазақ елі» Сможет ли второй Президент осуществить хотя бы половину того, о чем мечтал Барлыбек, вот в чем вопрос. Конечно он не сразу написал 2Устав» Для этого он три месяца занимался в нескольких билиотеках Санкт-Петербурга, сравнивал Конституции США, Великобритании, Франции и ярад других европейских стран и выбрал самые приемлимые главы. Барлыбек писал: «Три ветви власти не должны подчиняться друг-другу». А у нас судей назначает Президент, в законодательной власти только партия бывшего Президента, правительство тоже назначется Президентом. Так что, мечта барлыбека до сих пор не осуществлена. И последнее. Барлыбек похоронен не в Капале, а у себя на Родине, местечке Суттиген, возле нынешнего «Аула Сырттанова» Аксуском районе. И родился он там же. Об этом написал его сын, Какен Сырттанов, записи которого впервые взял у него живого аксуский писатель, «Почетный профессор» ЖГУ Калилаханов и опубликовал в журнале «Акикат» под названием «Сыртанов Барлыбек кім еді?» в 1967 г. Через 40 лет исследователь Елдос Токтарбай взял записи у дочери Калилаханова и снова опубликовал под названием: «Сары дәптердің сыры» она есть в Интернете. Там сын Барлыбека Абдул-Кадыр (Какен)ясно пишет что отец родился в Суттигене и приехал поправить здоровье кумысом и умер в Суттигене 26 ноября 1914 г. Поэтому село кызылту, рядом с которым было отделение Суттиген (ныне заброшенное, ни домов, ни людей) переименовали в «Аул Сырттанова»
Хорошая статья! Автор молодец, кратко осветил жизнь и каноны «Устава қазақ елі» Сможет ли второй Президент осуществить хотя бы половину того, о чем мечтал Барлыбек, вот в чем вопрос. Конечно он не сразу написал 2Устав» Для этого он три месяца занимался в нескольких билиотеках Санкт-Петербурга, сравнивал Конституции США, Великобритании, Франции и ярад других европейских стран и выбрал самые приемлимые главы. Барлыбек писал: «Три ветви власти не должны подчиняться друг-другу». А у нас судей назначает Президент, в законодательной власти только партия бывшего Президента, правительство тоже назначется Президентом. Так что, мечта барлыбека до сих пор не осуществлена. И последнее. Барлыбек похоронен не в Капале, а у себя на Родине, местечке Суттиген, возле нынешнего «Аула Сырттанова» Аксуском районе. И родился он там же. Об этом написал его сын, Какен Сырттанов, записи которого впервые взял у него живого аксуский писатель, «Почетный профессор» ЖГУ Калилаханов и опубликовал в журнале «Акикат» под названием «Сыртанов Барлыбек кім еді?» в 1967 г. Через 40 лет исследователь Елдос Токтарбай взял записи у дочери Калилаханова и снова опубликовал под названием: «Сары дәптердің сыры» она есть в Интернете. Там сын Барлыбека Абдул-Кадыр (Какен)ясно пишет что отец родился в Суттигене и приехал поправить здоровье кумысом и умер в Суттигене 26 ноября 1914 г. Поэтому село кызылту, рядом с которым было отделение Суттиген (ныне заброшенное, ни домов, ни людей) переименовали в «Аул Сырттанова»