Безупречное чувство правды Досхана Жолжаксынова
Курчумский район, хоть и восхищал своими красотами приезжих, но и пугал и повергал в уныние, потому как добраться до него было непросто даже из Усть-Каменогорска. Особенно зимой. Сейчас, правда, стало проще: построен мост через Бухтарминское водохранилище и время в пути сократилось часа на два, не меньше.
Но, как говорится, всюду жизнь. И для местных жителей северный берег Зайсана и райцентр Курчум – как особенная планета, самая любимая и дорогая под солнцем. Так, вероятно, и воспринимала жизнь вдали от больших городов семья Жолжаксыновых, в которой все были увлечены творчеством. Сыновья Досхан и Ерик впоследствии стали актерами. Младший, Ерик, пошел в артисты целенаправленно, а Досхан попал на актерский факультет Казахской государственной консерватории имени Курмангазы по воле случая. Он собирался стать пограничником (Курчумский район – почти приграничный, и там многие мальчишки мечтают служить на заставе), но опоздал на экзамены и ему ничего не оставалось делать, как испытать ещё один шанс.
Курс набирала Хадиша Букеева, ученица Василия Меркурьева и его супруги Ирины Мейерхольд, сама ставшая приверженкой европейской актерской школы и экспериментального театра, о котором во времена учебы в Ленинграде Букеева много чего знала: ее педагог – дочь легендарного Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Став педагогом, Хадиша Букеева начала учить своих студентов не только по системе Станиславского, расширяя профессиональные горизонты учеников.
Вот откуда у Жолжаксынова широта взглядов, профессиональная всеядность, хороший вкус и принципиальность. Можно сказать, Досхану дважды повезло: с педагогом и с театром. После окончания вуза его приняли в труппу Казахского ТЮЗа. Сейчас театр носит имя писателя и драматурга Габита Мусрепова, в пьесах которого Досхан Калиевич был занят дважды – играл Акана в спектакле «Акан-серэ – Актокты» и Самата в постановке «Солдат из Казахстана». Всего за годы службы в ТЮЗе, где коллеги пожелали видеть его ещё и директором, он сыграл более 150 ролей. Причем, став директором, он, если ему очень хотелось играть, ставил себя во второй состав. Видимо, по этой причине – из-за собственной деликатности, он в театре всё-таки не доиграл. Или не ставились для него спектакли, хотя актерский диапазон Жолжаксынова безграничный. В молодости он бы мог сыграть, к примеру, д’Артаньяна, а лет в 45-50 – Дон Кихота. Но, увы, не случилось.
К счастью, кино открыло для актера новые горизонты. В 20 лет он сыграл брата главного героя Таира у Арарата Машанова в фильме о геологах, который так и назывался – «Горизонты». Сейчас его мало кто помнит, хотя он примечателен тем, что роль Таира в нем сыграл ставший к тому времени знаменитым кыргызский актер Болот Бейшеналиев, отец нашего современника, не менее знаменитого Азиза Бейшеналиева. После «Горизонтов» было ещё несколько небольших работ, из которых выделяется, пожалуй, только роль Аскарбека в драме Шарипа Бейсембаева «Храни свою звезду».
«Прорыв» случился в 1979 году, когда Досхан сыграл красноармейца Хамита в истерне Абдуллы Карсакбаева «Погоня в степи». Первоначально фильм назывался ещё круче – «Хамит в погоне за бандитами». Но, видимо, предчувствуя всесоюзный успех, авторы заменили имя собственное на обобщенное слово «погоня». Большинство трюков на съемках Досхан выполнял сам, а требовалось и драться, и бегать, и скакать верхом. Актер был безупречен в каждом кадре и покладист в общении с режиссером. А «Казахфильм» – студия компактная, здесь все знают про всех. Поэтому после премьеры «Погони в степи» Жолжаксынов получил немало новых заманчивых предложений и не только в Алматы.
Он сыграл главные роли у кыргызского режиссера Толомуша Океева в драме «Золотая осень» и в исторической картине «Потомок Белого Барса». В первой он играл нашего современника Мурата, во второй – батыра Муздубая. Работа Досхана весьма приятно была отмечена в Бишкеке (тогда ещё во Фрунзе): Жолжаксынову присвоили почетное звание Заслуженный артист Кыргызской Республики. Между этими фильмами была ещё одна любопытная картина – музыкальная комедия чехословацкого режиссера Зденека Подскальского «До свидания, Медео!» («Revue na zakazku»). Сейчас фильм вряд ли кто помнит, но в год премьеры он имел успех и у нас, и в Чехословакии. Прежде всего потому, что главные роли в нем исполнили безумно популярные звёзды эстрады Роза Рымбаева и Гелена Вондрачкова.
К топовым отечественным фильмам 1980-х годов с участием Жолжаксынова можно отнести пронзительную психологическую драму Серика Жармухамедова «Искупи вину» с Ануарбеком Молдабековым в главной роли. С ним Досхан Калиевич мечтал поработать, и Жармухамедов подарил Досхану такую возможность.
Ещё одна удачная роль – следователь Ильяс Садыков в криминальной истории «Потерпевшие претензий не имеют». Фильм этот враждебно встретила критика, однако публика до сих пор смотрит его с интересом. Вместе с Жолжаксыновым в нем снимались Нина Ургант, Игорь Скляр и Александр Фатюшин, с которым Досхан подружился и рад был встретиться ещё раз – на съемках детектива «Кодекс молчания 2».
Накануне нового века актер с удовольствием снялся в доброй и остроумной комедии Сатыбалды Нарымбетова «Омпа» – о двух пилотах, приватизировавших вертолет и превративших его в «воздушное такси». Партнёром Жолжаксынова стал острохарактерный российский актер Александр Панкратов-Черный, с которым они мастерски разыграли самые невероятные ситуации. Пожалуй, только в этой комедии Жолжаксынов позволил себе быть смешным и дурашливым.
С середины 1980-х годов Досхан Калиевич начал сниматься у российских режиссеров. Сыграл Керима в военном фильме Рудольфа Фрунтова «Про любовь, дружбу и судьбу» и японца Акунахару у Булата Мансурова в «Блистающем мире», поставленном по рассказам Александра Грина. Здесь актер впервые играл вместе с артистами балета – Илзе Лиепой и Тийтом Хярмом.
Особое место в творчестве актера занимает криминальный сериал «Каждый взойдет на Голгофу» и артхаусный, «фестивальный» фильм Карена Геворкяна «Пегий пёс, бегущий краем моря», снятый по мотивам одноименной повести Чингиза Айтматова. Съёмки в этой картине стали тяжёлым испытанием для актера. Работать пришлось в экспедиции на дальневосточном полуострове Шмидта в жутких погодных условиях. Но Геворкян – режиссер документального кино – требовал от актеров правдивого существования в кадре. И Жолжаксынов беспрекословно подчинялся режиссеру. Во имя искусства. Несмотря на то, что на съемках простудился и «заработал» сопутствующие недуги.
В новом веке актер замечательно сыграл правителя Джунгарии Галдан Цэрэна в амбициозном международном проекте «Кочевник», по ходу съемок которого сменились три режиссера. В результате успеха у зрителей фильм не имел ни в Казахстане, ни за рубежом. Критика была сдержанной, но работу Жолжаксынова оценили достойно.
А когда ролей в кино стало меньше, актёр задумался о продюсерстве и режиссуре. Он поставил два байопика – «Кунанбай» (об отце Абая) и «Биржан-сал». В обоих сыграл заглавные роли.
7 октября исполнится 73 года Народному артисту Казахстана (1995) и Заслуженному артисту Кыргызской Республики (1996), лауреату Государственной премии Республики Казахстан (1996) и премии Ленинского комсомола Казахстана (1982) Досхану Жолжаксынову.
Сергей Лесковский
Избранная фильмография Досхана Жолжаксынова (фильмы, не упомянутые в тексте):
- 1974 год: «Родник»
- 1979 год: «Решающая схватка», «Чемпион»
- 1983 год: «Дом под луной»
- 1984 год: «Человеческий фактор»
- 1986 год: «Диагноз»
- 1987 год: «Зять из провинции»
- 1990 год: «Облава на одичавших собак»
- 2000 год: «Чек»
- 2009 год: «Лавэ»
- 2011 год: «Груз 001»
- 2016 год: «Казахское ханство. Алмазный меч»
- 2019 год: «Казахское ханство. Золотой трон»
Комментариев пока нет