Бизнес настаивает на введении экономического национализма - Exclusive
Поддержать

Бизнес настаивает на введении экономического национализма

Отраслевые ассоциации Казахстана надеются быть услышанными на сегодняшнем расширенном заседании правительства под руководством президента. Хотя власти и декларируют готовность оказывать поддержку отечественному бизнесу, на практике ее нет. Об этом рассказывают руководители некоторых отраслевых ассоциаций.

Канат Ибраев, президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности РК:

– Сегодня проблема №1 для отрасли – это смертельная зависимость от импорта. Основным сырьем для мебельной промышленности являются плитные материалы из переработанной древесины – ДСП, МДФ, ЛДСП и пр., в отдельных случаях – массив дерева. Собственное производство плитного материала в РК отсутствует, поэтому мебельные предприятия используют импорт в основном из РФ и Беларуси. Только в первом квартале 2022 года в РК было импортировано ДСП и ДВП на сумму свыше 63,5 млн. долларов США.

Низкая компетенция госчиновников в понимании отраслевых особенностей приводит к тому, что эта проблема считается необоснованной, считается, что совместная экономическая деятельность в рамках ЕАЭС нивелирует этот риск. Они думают, что основные поставщики заинтересованы в казахстанском рынке и не будут сокращать поставки по нашим контрактам.

Тем не менее, в начальный период пандемии мы стали свидетелями того, что аномальный спрос на мебель в РФ привел не только к дефициту в РК плитного материала, но и почти в 3 раза увеличил его стоимость. И хотя со временем ситуацию с нехваткой материалов мы смогли выровнять, то завышенная цена на него держится до настоящего времени.

Более того, на сегодня в связи с изменением ситуации в мире и введением санкций по отношению РФ, Россия ограничила вывоз лесоматериала. Что привело к банкротству большинства предприятий деревообрабатывающей отрасли в приграничных с РФ регионах Казахстана и, в конечном итоге, может привести к повторению «пандемийного» сценария. Причем накануне реализации национального проекта «Комфортная школа». И даже к его срыву в части обеспечения мебелью строящихся объектов.

Предпринимались неоднократные попытки, как со стороны бизнеса, так и правительства РК решить эту проблему. Даже хотели построить фабрику по производству плитного материал в ВКО или СКО, но «воз и ныне там».

Нам нужна собственная глубокая обработка сырья. Нам нужна поддержка на уровне правительства, разработка программы по созданию замкнутого цикла и цепочки – от глубокой переработки сырья до изготовления готовой продукции. Это невозможно без целенаправленной государственной политики.

Проблема № 2 – отсутствие стабильности и адекватности в «правилах игры» со стороны государства. Или просто «игнор» со стороны госорганов к отраслевым проблемам.

Это и странные эксперименты государства с СНТ, маркировкой, введением элемента финустойчивости в госзакупе и т.д., которые затронули практически весь бизнес Казахстана. Специфической проблемой, которая коснулась только нашей отрасли, является Распоряжение Президента РК «О мерах по сокращению расходов в центральных, местных государственных органах и субъектах квазигосударственного сектора» (далее – Распоряжение). Которым был установлен запрет на закуп офисной мебели сроком на 3 года.

Прогнозные цифры на 1 января 2020 года по рынку государственных закупок составляли: 11,1 млрд. тенге, компании АО «ФНБ «Самрук-Казына» – 1,8 – 2,2 млрд. тенге, строительного сектора порядка 16,0 – 19,0 млрд. тенге. В целом на бюджетные средства на закупку мебельной продукции должны были быть затрачены более 32,3 млрд. тенге. Которые при введении ЧП было предложено сохранить в качестве «подушки безопасности» для отрасли.

В принципе сохранение объема бюджетных закупок на уровне 67,4% уровня 2019 года позволили бы удержать достаточный ресурс для местного производителя мебели. Но вместо этого в 2020 году произошел отток инвестиций из отрасли в объеме 43%, ИФО упал до 89%, т.е. государство своим решением поставило отрасль на колени, что привело к закрытию предприятий и увольнению более 4,5 тыс. сотрудников.

Эти последствия ощущаются до сих пор. При этом неоднократные обращения вплоть до АП и СБ РК ни к чему не привели, на все эти вопросы были получены простые отписки.

Гульмира Уахитова – председатель правления саморегулируемой организации «Национальное объединение предпринимателей легкой промышленности «Qaz Textile Industy».

– Следует отметить, что в любой стране рынок потребления состоит из рынка регулируемых закупок и коммерческого рынка закупок. Рынок регулируемых закупок – это госзакупки, закупки квазигосударственного сектора, закупки недропользователей (подконтрольны через контракты на недропользование), закупки государственного оборонного заказа и другие госзаказы. Коммерческий рынок закупок – это обеспечение потребностей различных слоев населения (от брендовых моделей до ширпотреба) и частных компаний.

Мировой опыт показывает, что все развитые страны дифференцируют внутренние рынки для импортеров и отечественных товаропроизводителей в пользу последних. Коммерческий рынок закупок всегда открыт для импортеров и отечественных производителей, а рынок регулируемых закупок предоставлен только отечественным производителям. Исключение – отсутствие возможностей отечественных компаний по поставке какого-либо вида товаров в регулируемых закупках. Например, гидрокостюмов для погружения в воду.

В Казахстане же на коммерческий рынок и регулируемый рынок закупок на 99% поставляется импортная продукция.

При этом значительная часть нашего населения относится к категории с низким прожиточным уровнем и в этой связи на потребительском рынке одежды и обуви зачастую преобладают более дешевые, по сравнению с отечественными, товары из Китая и Киргизии.

Действующая инвестиционная политика Казахстана в отрасли легкой промышленности позволила импортной продукции занять доминирующее положение во всех сферах потребления. Для отечественных товаропроизводителей созданы сложные условия получения контрактов в регулируемых закупках, что привело к нестабильной загрузке предприятий, отсутствию инвестиций в НИОКР и новые производства, доминированию импорта.

Мы регулярно общаемся с правительством, мы буквально забрасываем их письмами и жалобами, но в ответ не получаем ничего, кроме отговорок.

Нам необходима государственная политика поддержки отечественных производителей. По вине чиновников у нас до сих пор нет единой системы глубокой переработки и производства готовой продукции. Идет дискриминация казахстанских компаний в угоду дешевым поставкам из-за рубежа.

Марат Беркалиев, председатель Ассоциации юридических лиц «Автомобильный Конвент Казахстана»

– Регулярные автобусные перевозки – это не самостоятельная, зависящая только от частного собственника коммерческая деятельность, подобная торговле, общественному питанию или сфере развлечений. Это организованная самим государством отрасль социального, заведомо убыточного предпринимательства. Частные перевозчики – всего лишь привлеченные на конкурсной основе субъекты. Регулярные перевозки осуществляются по условиям МИО (маршруты, графики, регулярность движения, тарифы, льготы и др.) и под установленные законами гарантии субсидирования неизбежных, заранее рассчитанных затрат и убытков. Именно здесь особенно нужен государственный подход и государственная поддержка нашим предприятиям, которые несут большую социальную нагрузку.

Поэтому хозяйственно-финансовое состояние перевозчиков и их возможность осуществлять обслуживание пассажиров по установленным условиям находятся в абсолютной зависимости от выполнения организаторами перевозок своих обязательств по субсидированию убытков перевозчиков.

Организована отрасль государством и тарифы устанавливаются исполнительными органами. Причем эти тарифы экономически не обоснованы. Ситуация стала как-то сдвигаться с 2018 года, затем начались кризисные явления, и дела сегодня находятся в ещё более плачевном состоянии.

Из 113 млрд субсидий, запланированных на текущий год, 73% направляются на нужды Алматы, Астаны и Шымкента, остальные 27% – в регионы. Регионы выделяют субсидии в недостаточном объеме, это не дает общественному транспорту возможности развиваться, у отечественных перевозчиков доходы остались на уровне 2015 года. Если стоимость доллара тогда составляла 185 тенге, то сейчас всё подорожало, а компаниям приходится закупать всё импортное – кроме аккумуляторов и дизтоплива.

Многие утверждали, что введение электронного билетирования спасет ситуацию, однако это не так. Почему-то разницу между наличной оплатой за проезд, которая дороже, с электронной оплатой, которая дешевле, называют дифференциацией тарифа, что на самом деле является подменой понятий. Реальный дифференцированный тариф у нас просто отсутствует. И я бы не назвал ситуацию после введения электронного билетирования и цифровизации лучшей, чем была. Например, в управлении городским транспортом нет реальных ситуационных актуальных данных. Чиновники не знают, сколько на данный момент времени автобусов на маршруте, сколько пассажиров куда двигаются и не подозревают о технических и других потребностях перевозчиков онлайн. При этом если Алматы до введения электронного билетирования требовалось 8-9 млрд субсидий ежегодно, то теперь эта сумма составляет 56 млрд тенге.

Отечественный автобусный парк требует замены, а цены не снижаются: газовый автобус стоит от 70 млн тг, а электробус – от 114 млн тг. Из-за ограничений по субсидиям многие компании, закупившие автобусы, не могут своевременно оплачивать их стоимость.

Мы также теряем водителей. Основной фактор, конечно, заработная плата, на которую есть ограничения: она не должна превышать показатель средней заработной платы по региону. Водителей переманивают из региона в регион. При норме 2,5 водителя на один автобус сегодня мы имеем 1,4 водителя на машину. А это огромная переработка и огромная нагрузка на человека и на предприятия. Из-за чего интервал движения общественного транспорта увеличивается, и, как правило, страдают пассажиры. Не прибавляет нам уверенности в завтрашнем дне и действия МВД, которое ввело ограничение на получение водительского удостоверения категории D только по достижению 25-летнего возраста. При этом статистические данные или другие факты, подтверждающие, что большинство аварий совершается по вине водителей в возрасте от 21 до 25 лет, отсутствуют.

Мы не требуем повышения тарифа, нельзя перекладывать проблемы исполнительных органов на плечи наших граждан. Во всем мире общественный транспорт субсидируется. В Таллинне вообще пытаются его сделать бесплатным и посмотреть, какой мультипликативный эффект это даст.

Сегодня мы видим пренебрежение со стороны государства к нуждам отечественных перевозчиков. Встречаем непонимание и нежелание чиновников изучать проблему, менять законы. Они привыкли только жесткими требованиями и прессингом заставлять предприятия выполнять перевозки. Отрасль находится в глубоком кризисе. Когда-нибудь эта ситуация лопнет, не выдержав нагрузки, и в этом будут виновны конкретные официальные лица в нашем правительстве, конкретные акимы и руководители на местах.

Нам нужны не только субсидии, хотя это ключевой фактор поддержки, но и нужна государственная программа по строительству кластера, который будет производить качественные запасные части, комплектующие и сами автобусы в Казахстане. Сегодня мы наблюдаем подмену понятий, когда за это строительство выдают простое прикручивание колес к иностранным машинам.

Даурен Агзымов, председатель правления Союза камнеобрабатывающей промышленности Казахстана,

считает, что отношение к национальным производителям иллюстрирует внедрение пилотного Национального проекта «Комфортная школа».

– Начнем с того, что ответственным за проектирование и строительство школ назначено Министерство просвещения. То есть за стройку сегодня отвечает не строитель, а учитель!?

Так, на сегодня уже есть так называемый «Эскизный проект» будущих типовых «комфортных школ». Но когда мы, отечественные обработчики камня, и НПП «Атамекен» запросили его у Министерства просвещения, чтобы определить, какой объем смогли бы выполнить казахстанские производители облицовки, то получили отказ. Как нам удалось позже выяснить, вся наружная отделка будущих школ будет выполнена из импортного материала. Это уже внесено в техническое задание на проектирование.

И это при том, что в Казахстане – лучший камень и есть современные производства, обеспечивающее выпуск продукции высшего качества. Ответственность за такое решение лежит на холдинге «Самрук-Казына», который в паре с Министерством просвещения решает кулуарно эти вопросы, не допуская казахстанских производителей даже к их обсуждению. Сама программа предусматривает использование облицовки типовых школ общей площадью примерно в 450 000 «квадратов» на   примерную сумму (если исходить от средней рыночной стоимости строительства 1 км.м) в 4,5 млрд тенге как минимум – так как импортный материал будет ещё дороже.

Все эти средства предполагаются направить в зарубежные экономики. А наша отрасль вообще от такого масштабного проекта ничего не получит. То есть, так называемый «Национальный проект» на самом деле проектируется и реализуется Министерством просвещения и АО «Самрук-Казына» без учета интересов национальных производителей, в интересах иностранных поставщиков.

Я лично против того, чтобы бюджет Казахстана утекал за рубеж. Крайне безответственно и преступно способствовать развитию чужих экономик и разваливать собственное производство, тем более – сегодня, когда лихорадит весь мир.

Айбек Барысов, председатель Ассоциации предприятий Оборонно-промышленного комплекса Казахстана.

– Знаете, как к нам относится государство, а вернее, наши чиновники в правительстве и депутаты парламента? Как к неродному ребенку. Они делают всё, чтобы нас не стало. Судите сами. 10 марта текущего года Верховный Главнокомандующий – Президент посетил ТОО «Казахстан Парамаунт Инжиниринг», входящее в нашу Ассоциацию. Ознакомившись с заводом, он прямо в цехе дал поручения министрам: обеспечить курс на поддержку и развитие оборонно-промышленного комплекса; организовать совместную работу министерств обороны, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, Комитета национальной безопасности и Службы государственной охраны с ТОО «Казахстан Парамаунт Инжиниринг» в вопросах совершенствования и модернизации выпускаемой продукции; обеспечить производство на ТОО «Казахстан Парамаунт Инжиниринг» бронированной техники, отвечающей современным требованиям. Все министры «взяли под козырёк» и на этом исполнение поручений закончилось, а сейчас истекает и срок выполнения поручений президента нашему правительству.

За это время завод, который посещал Касым-Жомарт Токаев, спроектировал, построил, испытал и продемонстрировал на международной выставке «ADEX 2022» в Баку отечественный бронированный автомобиль «Alan 2». За это время Ассоциацией предприятий оборонно-промышленного комплекса были инициированы и начали обсуждаться изменения в главный закон ОПК – «Закон об оборонной промышленности и государственном оборонном заказе». Мы встречаем на полях заседаний рабочей группы по изменению данного закона постоянное противодействие, диктат и непонимание со стороны большинства депутатов и практически всех чиновников от Минобороны и МИИР.

За это же время генералы от Министерства обороны РК «протащили» в обход всех законов, норм и правил продукцию иностранного поставщика – прямого аналога отечественной техники, поставив её на вооружение в армию нашей страны. Все наши доводы, доказательства и призывы, как и нормы закона, распоряжения Президента, собственные правила, не имеют для генералов никакого значения. Они упорно продолжают убивать отечественную оборонную отрасль.

МИИР и Минобороны целенаправленно пытаются внедрить так называемые Контрольные счета наличности для исполнителей гособоронзаказа, что окончательно убьёт любое оборонное производство в нашей стране. МИИР, Минобороны и депутаты отказывают в праве нашим предприятиям объединяться в консорциумы и развивать отрасль. Они вычеркнули слово «консорциум» из закона о гособоронзаказе, несмотря на то, что во всех других законодательных актах и кодексах право объединения закреплено за бизнесом.

Предприятия оборонной отрасли продолжают оставаться самой дискриминированной и бесправной частью отечественного производства, хотя обладают самой лучшей компетенцией и технологическим обеспечением. В дополнение ко всему, правительство ввело запрет на экспорт отечественной продукции военного и двойного назначения до августа 2023 года. Это, наверное, впервые в истории, когда государство вместо того, чтобы сокращать импорт, запрещает экспорт.




3 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Новый Казахстан должен услышать проблемы малого бизнеса! Необходимо развивать и поддерживать отечественного производителя! Необходимо поднимать с колен свою промышленность! Убрать административные барьеры!

  2. с такими темпами мы вообще превратимся в экваториальную гвинею, с нефтью, но с бедным населением и без производства, может быть мы окажемся в ещё худшей ситуации