Бизнес не восстанет из пепла, пока нет специалистов
Казахстанские власти много рассказывают о важности развития предпринимательства и создания новых предприятий. При этом, они практически не упоминают о другой проблеме – об отсутствии связи между системой подготовки кадров и актуальной ситуацией на рынке труда.
Выступая на прошлой неделе перед новым составом парламента, Токаев озвучил депутатам первостепенные задачи, которые были связаны преимущественно с экономической обстановкой в стране. Особенно долго он говорил о необходимости стимулирования деловой активности. Фактически, этот вопрос можно назвать ключевой темой его речи.
По его мнению, чтобы экономика росла, необходимо создать условия для развития предпринимательства: обновить налоговую систему, поддерживать отрасли, проводить демонополизацию, придерживаться свободной торговли и так далее. Однако президент не стал говорить о еще одном важном факторе, без которого любые юридические попытки развить бизнес-среду (осуществляющиеся в Казахстане, к слову, уже не первый год) сойдут на нет: формирование качественной среды для возникновения востребованных специалистов.
Казалось бы, Токаев в своем выступлении попытался упомянуть, что «люди, их знания и компетенции, являются ключевой движущей силой прогресса нашей страны». Он указал на значимость «повышения человеческого капитала» и развития системы образования. Но затем, раскрывая свой тезис, президент по какой-то причине упомянул только о детских садах и школах. Про высшее образование же в выступлении на парламентской трибуне не было сказано практически ни слова.
При этом, президент все-таки объявил, что в школах и университетах существует проблема с дефицитом качественных кадров, но не стал заострять на этой теме много внимания и очень быстро перешел к другой.
– Попытки любыми путями заполнить вакансии в школах приводят к тому, что упускается из виду качество педагогических кадров. Поэтому предстоит принять действенные меры для повышения уровня подготовки учителей. Это важнейшая задача, напрямую влияющая на будущее подрастающего поколения. Приоритетное внимание также следует уделить улучшению менеджмента в системе образования. Необходимо привлечь в эту сферу профессионалов. Остро стоит кадровый вопрос и в системе высшего образования, – коротко сказал Токаев, и затем сразу заговорил уже про медицину, популяризацию здорового образа жизни, развитие спорта и культуры, произнося о них намного более длительные тезисы по сравнению с проблемой дефицита рабочих кадров.
Тем временем, вопрос поиска квалифицированных специалистов существует далеко не только в учебных заведениях. Множество работодателей, включая владельцев свежесозданных при поддержке государства предприятий, говорят о том, что они месяцами не могут найти необходимых им сотрудников.
На платформе Enbek – единой государственной электронной бирже труда – можно увидеть 65 тысяч вакансий на 211,8 тысяч рабочих мест. Из них больше половины (41,7 тысяч) не субсидированы государством, то есть отражают потребности частного бизнеса. Некоторые вакансии были опубликованы еще в начале марта, но до сих пор являются актуальными.
При этом, по данным бюро национальной статистики, на сегодняшний день в Казахстане зарегистрировано 122 высших учебных заведения. В них обучается 578,2 тысячи студентов, из которых 163,5 тысяч человек начали обучение в 2022 году, а 156,4 тысяч готовятся к выпуску. Ежегодно количество поступающих и выпускающихся студентов только растет.
И пока Токаев признается, что школы не могут заполнить вакансии качественными специалистами, именно педагогические науки являются наиболее заполненной специальностью в университетах – там обучается 28,3% (168,5 тысяч) казахстанских студентов. Помимо этого, большое количество казахстанцев изучают бизнес, управление и право (17,1%) и инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли (16,8%).
Предполагается, что обучение в университетах взращивает молодых специалистов. Но пока что большинство казахстанских вузов в течение четырех лет обучения в балакалавриате и двух лет в магистратуре не предоставляют студентам те практические навыки, которые необходимы для рабочей деятельности. Именно по этой причине среди владельцев бизнеса и возникает проблема поиска рабочих кадров.
– Университеты не знают, какие кадры нужны для рынка труда, и они не готовят специалистов, которые завтра могут стать востребованными, – отметила в нашей программе DeBattle студентка Айгерим Кариева, которая трижды завершила разные программы бакалавриата, сейчас обучается в магистратуре и видит ситуацию с нынешней системой образования как ее непосредственный участник.
В 2020 году палата предпринимателей «Атамекен» сообщала, что выпуск специалистов с высшим образованием превышает объемы потребности бизнеса в 5,3 раз. Несмотря на это, владельцы предприятий все еще не справляются с поиском качественных сотрудников. Уже тогда как минимум 63 тысячи предприятий имело дефицит кадров в суммарном количестве 148,5 тысяч человек.
– В результате сложившегося дефицита работодатель несет убытки, теряет в производительности и вынужден переобучать сотрудника. Работник, если он не может работать по специальности, теряет доход и квалификацию. Устранить дисбаланс можно кардинально изменив систему подготовки кадров и изменив отношения между нанимателем и сотрудниками, – комментировала палата предпринимателей.
По итогам 2022 года, крупная онлайн-платформа по размещению и поиску вакансий HeadHunter приводила данные, что в среднем в Казахстане на одну вакансию претендуют только четыре человека, тогда как нормой на рынке труда является пять-шесть активных резюме. В результатах исследования было указано, что эта ситуация указывает на явную нехватку кадров и необходимой квалификации соискателей.
Данная проблема не является для страны новой. Она существует десятилетиями, и различные эксперты массово говорят про нее годами.
– Действующая у нас система подготовки кадров реализует в основном традиционную модель обучения, ориентированную на усвоение предметно-дисциплинарных знаний. Новые же условия объективно требуют подготовки таких специалистов, которые будут способны решать проблемы методами не только улучшения реальности, но и проектирования будущего, – сохранился материал пятнадцатилетней давности в архиве нашего издания.
Еще тогда было обозначено, что проблему подготовки кадров необходимо решать при помощи государственно-частного партнерства, то есть взаимодействия между системой подготовки кадров и производственным сектором. Но пока что (как на тот момент, так и сейчас) университеты преимущественно являются «фабриками дипломов», выпускающими «специалистов» без современных необходимых знаний и практических навыков.
– На то, кто из тех преподавателей, кто учит маркетингу, менеджменту или, допустим, бухучету и аудиту, хоть сколько-нибудь проработал в коммерческом секторе и умеет на практике применять передаваемые студентам знания, у нас традиционно закрывают глаза. Образно говоря, плаванию у нас учат по учебникам плавания тренера, которые сами никогда не плавали. То есть в наших вузах очень трудно найти преподавателей, которые сами запускали рекламные компании или же работали бухгалтерами на производстве. Поэтому главная фраза, которую слышат выпускники наших вузов «Забудь все, чему тебя учили в университете, к практике это не имеет отношения». Вот такой разрыв существует между реальными знаниями и тем, что заявляется в системе образования, – объясняли проблему представители казахстанской Ассоциации частного образования в 2021 году.
На эту тему существует масса научных работ. В открытом доступе можно найти различные статьи ученых, опубликованные в специализированных журналах, и доклады казахстанских доцентов и докторантов, в которых они подробно, на основе научной методологии, рассказывают о сложившейся ситуации и бьют тревогу.
– Несбалансированность между спросом и предложением ничто иное, как следствие ничем не объяснимого, но реального и стабильного явления разрыва между политикой образования Казахстана, бизнесом и рынком труда. Заказчики, бизнесмены не заявляют о своих нуждах, не взаимодействуют с учреждениями образования, не заявляют о том, каких специалистов нужно взращивать, чтобы экономика Казахстана процветала. Учреждения образования в свою очередь не спрашивают, какие специалисты особенно нужны заказчикам. Министерство не берет во внимание мнения ни тех, ни других, создавая стандарты на свое усмотрение, следуя своему видению. Причина безработицы, нехватки ценных кадров, профессионалов кроется в том, что рынок труда, образование и бизнес существуют в параллельных системах, никак не соприкасаясь друг с другом, – пишет в своем докладе «Рынок труда в Казахстане и его взаимосвязь с политикой образования Республики Казахстан» доцент кафедры делового администрирования ДМВА Международной академии бизнеса, докторант Жанна Яворская.
В научной статье 2019 года «Взаимосвязь между высшим образованием и занятости в Казахстане» докторант социологии Казахского национального университета им. аль-Фараби Гулсара Байжанова приводит данные, вызывающие сильное удивление. Довольно большая доля безработной молодежи – 35,9% – имеет высшее или неоконченное высшее образование.
Около 42% опрошенных в 2018 году молодых людей ответили ученым, что постоянно сталкиваются с проблемами с трудоустройством, напрямую связанными с разрывом между профессиональной ориентацией молодежи и потребностями предприятий в рабочей силе. Так, в 2016 году 19,5% завершивших обучение студентов выпустилось по широко востребованным техническим специальностям, но в последующие два года (2017 и 2018) только 4,5% из них трудоустроились по специальности.
Молодые люди после завершения университета, в котором они, оказалось бы, должны были получить качественное образование, в итоге трудятся на работах, не требующих высокого уровня знаний и навыков. Например, 16,7% молодых специалистов в Казахстане начинает работать в сфере торговли. Еще 23,9% становятся «самозанятыми» с низким уровнем доходов и производительностью труда.
Все это четко указывают на имеющую проблему. А в октябре прошлого года ее существование признал на тот момент новый (а сейчас, в связи с избранием нового состава мажилиса, и.о.) министр науки и высшего образования Саясат Нурбек.
– Сегодня, несмотря на многие раунды реформ, в сфере высшего образования остаются нерешенными многие системные проблемы, главная из которых, на мой взгляд, – оторванность отечественной системы и науки от реальных потребностей общества и экономики. Наши университеты и научные организации «живут своей жизнью», которая не всегда пересекается с запросами и потребностями рынка труда и экономики. Более того, весь мир наблюдает сейчас очень быстрые и радикальные перемены на рынке труда. Чем быстрее развивается цифровизация, тем сильнее деформируется рынок труда. Некоторые профессии стремительно устаревают, вместо них появляются новые, которые требуют другие навыки и компетенции. Поэтому вузы должны в целом пересмотреть модель образования и переходить на опережающую подготовку кадров, востребованных работодателями, – сказал он в интервью изданию Zakon.kz.
Тем не менее, казахстанские госорганы по-прежнему озвучивают сложившуюся ситуацию только частично и вскользь, и пока что не принимают никаких заметных действий для устранения данной проблемы. А без ее решения любые попытки стимулирования предпринимательской активности так и останутся безуспешными. Ведь непонятно, как и зачем развивать бизнес, если фактически в нем некому работать.
2 Комментария
[…] потенциал и человеческий капитал (другими словами, отсутствие специалистов) и крохотные расходы на НИОКР (о чём также Exclusive.kz […]
[…] Кроме инфраструктурных решений, эксперты говорят о необходимости готовить больше специалистов в области климатологии, гидрологии и метеорологии. По словам Макеева, кадровая проблема на местах остаётся одной из самых серьезных. Exclusive.kz, к слову, об этом также писал неоднократно. […]