Бизнесу насчитывают долги из воздуха? Предприниматели жалуются на работу налоговых сервисов в Казахстане
Различные казахстанские предприниматели массово сообщают в соцсетях, что государственные налоговые сервисы начали отображать некорректные данные.
Публикуются жалобы на исчезнувшие платежи, «слетевшие» лицевые счета, невозможность подать документы и появление несуществующих задолженностей и пеней, передаёт Exclusive.kz. Официальных объяснений от Комитета государственных доходов пока нет.
– Не работает ИСНА и слетели лицевые счета. Дорогой Комитет государственных доходов, что происходит? Я, находясь в полёте на лечение получаю кучу сообщений, что опять всё сломалось. Почему, если что-то происходит, вы не оповещаете людей? Люди не понимают, что случилось ИСНА – самый огромный провал года… Столько жалоб, я не получаю ни на что…
– опубликовала вечером 25 ноября обращение к КГД автор Instagram-блога о налогах РК Екатерина Ким.
После выхода данной публикации в комментариях появились десятки свидетельств предпринимателей. Участники бизнеса активно пишут, что платежи, проведённые через банки, не отображаются в системе, старые данные пропали, а кабинет показывает долги и начисляет пени задним числом.
В частности, несколько пользователей заявили, что поданные летом декларации сначала зависли в статусе «обработка» или вовсе исчезли, а потом стали отображаться в системе как просроченные, за что по КоАП РК им может грозить штраф, хоть и нарушение произошло не по их вине. Помимо этого, сообщается о невозможности отправить заявления о прекращении деятельности бизнеса: у одних формы зависают и система вовсе не даёт нажать кнопки, у других отправленные заявления неделями имеют статус «в обработке», поскольку, как уже выясняется лишь при личном посещении налоговой, они не доходят до КГД.

Налоговый адвокат Жангельды Сулейманов также рассказал в Facebook, что столкнулся с ситуацией лично: система КГД автоматически задним числом сняла его с НДС по ложному основанию.
– Я как адвокат являюсь плательщиком НДС. Вчера выписал электронный акт выполненных работ, – и он не прошёл. Причина: оказалось, что меня сняли с НДС с 20 ноября. Основание – якобы несдача декларации по НДС в течение 6 месяцев. Но я подавал декларацию за третий квартал ещё 26 октября. Подал жалобу, но её по закону будут рассматривать почти месяц. Всё это время я не смогу выписывать электронные акты выполненных работ и электронные счета-фактуры и буду вынужден объяснять это клиентам
– написал он.
Сулейманов отметил, что в случае крупных компаний, где ежедневно оформляются десятки электронных счетов-фактур, подобный сбой может привести к прямым финансовым потерям. Адвокат подчеркнул, что каждый такой сбой – это удар по бизнесу, и в 2026 году с введением нового Налогового кодекса «таких сбоев будет в разы больше, потому что меняются правила, а значит перепишут все информационные системы».
Под постом адвоката пользователи также оставили десятки показательных комментариев, – многие подтверждают, что сталкивались со схожими проблемами.
⁃ «Знакомой ИП, работающей через e-Salyq Business с начала запуска данной системы так же выставили уведомление о якобы несданной форме 910».
⁃ «Такая же проблема: мою ТОО не видно на сайте, из-за этого бизнес встал, ЭАВР и ЭСФ не можем выписать».
⁃ «В октябре многие ЛЗЧП получали уведомления о непредставлении ФНО 270, хотя она сдана в срок. Кажется, новая система ИСНА некорректно видит отчеты ЛЗЧП из-за чего автоматом система срабатывает».
⁃ «То, что творится с кабинетом налогоплательщика и лицевыми счетами, нормальными словами не описать».
⁃ «Сбои ужасные, и сейчас, когда все подключатся во время отчётов, даже не знаю, как будет».
⁃ «А что будет в следующем году?! В этом году проверяли всё, меня тоже, – претензии были по прошлым периодам. Хранить все декларации с уведомлениями на бумаге оказалось лучшим решением: одну такую КГД «потерял», но, быстро нашёл, когда им показал уведомление на бумаге».
⁃ «Сбой системы – вообще универсальная отмазка, при которой никто не виноват. «Сервер в Астане не работает». А проблемы только у услугополучателя. Размытая ответственность».
– говорится в комментариях.
Пользователи также отмечают отсутствие коммуникации со стороны КГД — предприниматели узнают о проблемах только по факту, через самостоятельное выявление ошибок в кабинетах. Официальных публикаций о выявленных проблемах или ответных комментариев на жалобы, в которых отмечен аккаунт КГД, до сих пор нет, хотя с момента публикаций прошло свыше 12 часов.
Отметим, что данный сбой происходит на фоне продолжающегося принудительного перевода налогоплательщиков на новый Кабинет ИСНА – ключевого элемента Интегрированной системы налогового администрирования. Так, с 13 января этого года именно через ИСНА направляются все уведомления о задолженностях, пенях, приостановлениях операций по счетам и нарушениях, при этом старый кабинет больше не дублирует эти документы. С 4 ноября КГД также перенёс в ИСНА подачу заявлений на зачёт и возврат налогов, пошлин и пеней, – а прежний способ подачи был полностью заблокирован. Сбои в ИСНА напрямую влияют на способность бизнеса оформлять операции, подавать отчётность и подтверждать налоговый статус, и потому требуют оперативной реакции от профильных госорганов.
Фото: скриншот



Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.