Благотворительность в Казахстане: запретить и зарегулировать - Exclusive
Поддержать

Благотворительность в Казахстане: запретить и зарегулировать

Минкультуры готовит поправки к законам о благотворительной деятельности. Но проект чиновников вызвал сильное недовольство у самих благотворителей. По их словам, если эти поправки примут, пострадают все – и благотворительные организации, и физические лица, которые собирают деньги на лечение и на помощь во время ЧС, и простые граждане, которые хотят помогать своим соотечественникам.

Подробнее об этом Exclusive.kz поговорил со Светланой Ушаковой, членом рабочей группы по обсуждению поправок и руководителем Общественного фонда «Институт национальных и международных инициатив развития» (ИНМИР).

– Какие готовятся нововведения в законодательство о благотворительности?

– Во-первых, предлагается введение штрафов размером 80МРП для физических лиц за сбор пожертвований. В случае принятия этих поправок обычные граждане больше не смогут объявлять сборы средств, например, на лечение ребенка, поддержку жертв насилия или помощь людям, пострадавшим от стихийных бедствий.

Эти изменения затронут не только тех, кто нуждается в поддержке, но и самих жертвователей, ограничивая их право на помощь в том виде, в каком они могут ее предложить сейчас. Юристы и разные эксперты по благотворительности говорят также о том, что эти меры будут нарушать наше право собственности, право распоряжаться своими деньгами. Почему я не могу переводить деньги, кому хочу?

Одна из мотиваций поправок – борьба с мошенничеством. Это, действительно, важно, но делать это можно, например, через разъяснение гражданам, что существуют определенные мошеннические схемы, и, прежде чем переводить кому-то деньги, нужно проверять сборщика.

– Получается, любой краудфандинг может оказаться под запретом? То есть условно, если я попрошу своих подписчиков в Instagram скинуться мне на подарок на день рождения, то меня оштрафуют? Или нельзя собирать деньги только на какие-то конкретные цели, связанные с благотворительностью?

– Сейчас сложно сказать, потому что мы не знаем как эти поправки будут применяться на практике. В поправках написано, что разрешены только сборы для помощи животным и растениям. Возможно, если мы возьмем сбор на день рождения, то в силу того, что суммы небольшие, они не будут попадать в сферу внимания надзорных органов и не будут считаться благотворительностью.

Но это абсолютно законный вопрос – что мы вообще считаем благотворительными сборами? Например, если я, как директор общественного фонда использую свою узнаваемость, чтобы собрать средства для фонда, и прошу отправить деньги мне на счет, это, получается, будет уже нарушением.

Вообще, эту сферу очень сложно регулировать и контролировать. Сразу встанет вопрос: а кто будет это отслеживать, а сколько людей и денег нам на это понадобится? И насколько эффективно эта мера будет помогать бороться с мошенничеством? Или мы просто впустую привлечем к этому госслужащих, потратим бюджетные деньги, а результата никакого не будет, и лишь усложнится жизнь благотворителей?

– Какие еще предлагаются поправки?

– Предлагается ввести обязательную аккредитацию благотворительных организаций – это второй блок рекомендаций. Только аккредитованные государственными органами организации смогут собирать средства, и только им можно будет отправлять пожертвования.

Международный опыт показывает, что аккредитация сама по себе неплоха, она позволяет повышать статус, доверие к какой-то организации. Но она должна быть добровольной и при этом сопровождаться каким-то пакетом льгот для аккредитованной организации. Это могут быть налоговые льготы, или возможность для участия в конкурсе на получение государственных субсидий.

Еще один момент, связанный с аккредитацией – кто будет ее давать? По международным стандартам, это должен быть независимый орган, либо комиссия с участием парламента, но с также привлечением независимых экспертов в сфере благотворительности. Важно избегать, чтобы аккредитацию давал именно государственный орган.

Но поправки предполагают, что будет создана комиссия, имеющая совещательный и рекомендательный характер, а основное решение будет оставаться за государственным уполномоченным органом по благотворительности.

К счастью, на последнем заседании представители Министерства культуры и информации сказали, что услышали наши предложения и критику по поводу того, кто и как будет аккредитовывать благотворительные организации. Поэтому сейчас эти вопросы активно обсуждаются.

– Почему именно сейчас занялись разработкой этих поправок?

– Поводом стало то, что во время паводков в Казахстане из 6 миллиардов собранных средств 2 миллиарда были использованы не по назначению. Это по информации из АФМ. Мы сделали туда запрос, чтобы получить эту информацию, и тоже разобраться, действительно ли было нецелевое использование, кем и как оно осуществлялось, занимались ли этим физические лица или благотворительные организации и так далее. Пока ответа нет, но мы надеемся, что в отведенный законодательством срок мы его получим.

Поэтому еще один блок поправок связан со сборами средств во время ЧС. Предполагается, что местный исполнительный орган, уполномоченный по благотворительности, будет определять одну благотворительную организацию, которая сможет собирать деньги во время ЧС. Этот же орган будет контролировать процесс сбора. Помимо того, что эти меры ограничивают возможности других организаций помогать людям, они также создают коррупционные риски. А из-за того, что процесс аккредитации и одобрения местными властями очень сложный и длительный, он ставит под угрозу оперативную помощь.

Основная угроза всех этих поправок заключается в том, что они практически лишают простых людей возможности напрямую помогать другим людям в экстренных или жизненно важных ситуациях. А если посмотреть шире, они угрожают разрушить систему низовой помощи, которая является основой солидарности и взаимоподдержки в обществе. Уничтожение этого элемента существенно скажется на социальной сплоченности, доверии между людьми и готовности помогать.

В своем посте в Facebook вы отметили, что эти поправки в том числе были основаны на рекомендациях FATF, международной организации по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Причем тут эта организация? Текущие поправки как-то связаны с противодействием терроризму?

– Отсылка к этому была у представителей министерства. Но какого-то документа с обоснованием поправок нет, поэтому мы не знаем, как именно они используют их рекомендации.  

Казахстан вообще давно стремится вступить в FATF. Эта организация отслеживает сомнительные финансовые схемы и дает рекомендации, как с ними бороться. Если страна соответствует стандартам FATF, то это показатель, что с ней безопасно работать. Это, например, упрощает банковские переводы и улучшает в стране инвестиционный климат.

После теракта 11 сентября 2001 года FATF ввела восьмую рекомендацию, в которой говорится, что НКО могут быть уязвимы к использованию для финансирования терроризма. С этого момента во многих странах принимались законы, которые сильно препятствовали развитию НКО. Но с тех пор FATF уже три раза пересмотрела эту рекомендацию, последний раз в 2023 году. Организация четко указывает, что, вводя меры, нужно соблюдать баланс для того, чтобы правовая среда оставалась благоприятной для некоммерческих организаций. То есть бороться с терроризмом надо, но при этом не должны нарушаться права человека.

FATF также отмечает, что наиболее уязвимы к финансированию терроризма бывают благотворительные и религиозные организации. И поэтому государственным органам важно изучать именно этот сектор. В 2022 году евразийская региональная группа из России, Беларуси и Таджикистана, ассоциированная с FATF, но не являющаяся ее участником, проводила оценку в Казахстане и отметила, что в нашей стране недостаточно регулирования, прозрачности и подотчетности как раз в сфере благотворительных и религиозных организаций и требуется это усилить.

Я занимаюсь восьмой рекомендацией FATF с 2018 года и мое мнение как эксперта, что выводы этой евразийской группы некорректны. Потому что в рекомендации четко говорится, что все мониторинговые и регулирующие меры не должны приниматься ко всему сектору. Государство должно сначала провести оценку рисков, выявить группу организаций, которые находятся в зоне риска и с ними уже работать.

К сожалению, влияние этой рекомендации в Казахстане в отношении НПО ощущалось и раньше. Так, была введена база данных НПО, была введена отчетность по иностранному финансированию. И я думаю, что принятие регулирующих норм в отношении благотворительных организаций связано в том числе с этой восьмой рекомендацией FATF.

Государство должно быть заинтересовано в том, чтобы корректно применять эту поправку, потому что в противном случае FATF будет снижать наш рейтинг.

– На какой стадии сейчас находится принятие поправок? Есть ли уже какой-то документ, в котором они сформулированы?

Пока конкретного документа нет. Сейчас эти поправки являются проектом, озвученным Министерством культуры и информации и происходит обсуждение с рабочей группой. Скоро должно состояться следующее заседание, на котором минкульт представит обновленный вариант поправок, это будет промежуточный вариант.

Изначально в официальных источниках и заявлениях министерства отмечалось, что они хотят проработать эти поправки до конца года и потом сразу передать в мажилис. Но мне кажется, стоит удлинить процесс разработки и обсуждения, расширить экспертный круг, пригласить больше представителей благотворительного сектора, не только из крупных организаций, но и мелких, и значимых физических лиц, которые занимаются благотворительностью, чтобы учесть интересы всех. Важно также, чтобы широкие круги понимали, что происходит и могли влиять на процесс. Именно для этого сейчас нужна огласка – чтобы максимально подробно все проработать и не допустить быстрого принятия поправок.

Руслан Ибрагим




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *