«Мусорный» бизнес в стране должен быть прозрачным? - Exclusive
Поддержать

«Мусорный» бизнес в стране должен быть прозрачным?

Во всем мире мусорный бизнес считается одним из самых рентабельных. Но в «Жаңа Қазақстане» еще далеко до «Таза Қазақстана». И речь не о чистке госаппарата.

«Чистый Казахстан» – это одно из направлений национального проекта «Зеленый Казахстан», цель которого – создание благоприятной среды проживания для населения и улучшение экологической ситуации.

Именно «Таза Қазақстан» предусматривает устойчивое управление отходами: например, представляя проект, министерство экологии РК пообещало установить больше восьми тысяч контейнеров для раздельного сбора, и, конечно, заняться пропагандой среди населения идеи сортировать отходы. Правда, в проекте ничего не сказано о поощрении этого самого населения – то есть какие «плюшки» ожидают граждан Казахстана за их экологическую сознательность. Этот вопрос успешно решает Айбек Рахим, основатель проекта Ecosen: сдавая вторсырье на экостанцию, алматинцы получают не только моральное поощрение («Вы герой!» – радостно сообщает приложение ecosen.kz), но и вполне себе материальное – бонусы, на которые можно приобрести разные экологичные товары.

– Мы всегда стараемся работать с людьми, – говорит Айбек Рахим. – Бывают разные примеры: иногда люди приходят и сдают мусор, а не сырье, но при этом думают, что они уже экогерои. Для нас это убыток: мусор нельзя сдать на переработку. Поэтому мы постоянно объясняем – и в нашем приложении, и во время разных встреч – как нужно сортировать отходы, и именно поэтому мы компенсируем бонусами хлопоты настоящих экогероев.

Справка exclusive.kz. Экологический проект Ecosen – единственная компания в Казахстане, которая принимает все виды перерабатываемого вторичного сырья. Кроме сбора макулатуры, пластика и т.д., «ecosenовцы» помогают создавать «зеленые офисы», вывозить вторсырье, предлагают разные виды экобоксов и занимаются экологическим просвещением алматинцев, объясняя, почему раздельный сбор и дальнейшая переработка отходов – это необходимо.

– Айбек, один из главных аргументов противников раздельного сбора мусора: «все равно все потом сваливается в одну общую кучу, потому что у нас почти нет заводов по переработке». Назовите, пожалуйста, предприятия, с которыми работает Ecosen, и какого вида сырье и куда вы отправляете?

– На самом деле многим проще все смешать и выкинуть в мусорные баки, которые уйдут на полигоны или спецплощадки. Тогда из общей массы, может быть, 20-30% сохранится для дальнейшей переработки, а все остальное уйдет в почву, загрязняя и землю, и атмосферу, и нанося вред всему окружающему. Так делали достаточно долго и делают до сих пор – мы просто не видели других решений. Возможно, именно поэтому многим кажется странной идея разделять отходы, чтобы потом переработать. А в развитых странах, например, в Японии, мои ровесники (Айбек 1996 года рождения, – авт.) видели это с детского сада. То есть нужны десятки лет для воспитания культуры.

Что касается предприятий – наших партнеров, мы всегда открыто заявляем, с кем работаем. Ecosen собирает только то, что можно переработать. К примеру, картон перерабатывает наш партнер ТОО NUR Kagazy, макулатуру – ТОО «Маолин», ПЭТ-бутылки – ТОО «КазЖасылТех» и т.д. Все эти заводы перерабатывают вторсырье и продают уже готовую продукцию.

– До недавнего времени вы принимали цветное стекло и консервные банки, что удивляло многих, потому что с переработкой этого сырья в Казахстане проблемы. Вы хотели таким образом поощрить людей заниматься раздельным сбором мусора? Но это наверняка было невыгодно с точки зрения бизнеса? 

– Мы принимали цветное стекло (зеленого и коричневого оттенка) и консервные банки в убыток себе. Здесь сработал прицип: если я знаю, что сырье можно где-то переработать, не принимать его было бы для меня странно. И я бы принимал его и по сей день, просто завод «КазФерроСталь» и компания по сбору стекла приостановили прием, а если сбыта нет – нам тоже смысла нет принимать такое сырье. Мы всегда работаем прозрачно – и с населением, и с нашими клиентами.

– Года три-четыре назад у вас было несколько точек в Алматы, и это было очень удобно. Сейчас работает только одна экостанция в MEGA на Розыбакиева. Расскажите, что за проблемы с организацией пунктов приема вторсырья? Могут ли алматинцы надеяться на открытие еще пунктов в ближайшее время? Или даже так – что мы можем сделать для того, чтобы вы смогли открыть еще пункты?

– Открытие экостанции для сбора вторсырья – это ресурсы, это организация логистики, закуп мешков для хранения сырья и т.д., и не забудьте о необходимости нанять администратора. А чтобы экостанция себя окупала, необходим постоянный «приток» сырья от людей. То есть открыть пункт приема сырья не так сложно, а вот дождаться положительных результатов работы – это уже сможет далеко не каждый. Мы сильно зависим от людей, от того, что и как они сдают. Как я вам уже говорил, иногда люди сдают мусор, чувствуя себя при этом экогероями. Как нам помочь? Каждый человек может рассказать о нас в социальных сетях, сдавая чистое и нужное сырье в экостанцию, обращаясь в акиматы или торговые центры с просьбой выделить точки для экостанций. И, отвечая на ваш вопрос – можно ли ждать открытия экостанций – можно. Скоро их количество увеличится до трех. За анонсами можно следить в нашем инстаграмме @ecosen.kz

– Кстати, о торговых центрах. Во многих странах (например, в Германии) в супермаркетах стоят автоматы, куда можно сдать бутылки и получить чек на скидку на следующую покупку. Вы наверняка занимались этим вопросом, подскажите, пожалуйста, в какую сумму может обойтись установка таких автоматов? Есть ли смысл их у нас ставить?

– Фандоматы – это технологичное решение, которое автоматизирует процесс вывоза отходов для сборщика. Стоимость – от 5 млн тг. То есть окупаемость – 5-7 лет в идеальном случае. Это очень долго. И необходимо ставить сразу больше 100 единиц, как минимум. Мы как пионеры в нашем деле хотим попробовать ввести такую систему и в этом году предложим решение для нашей страны. Кстати, оно очень хорошо синхронизируется с нашим мобильным приложением ecosen.

– Главные на сегодняшний день проблемы вашего бизнеса?

– Нестабильность заводов по переработке отходов в Казахстане. У них сложности со сбытом. А когда у них проблемы, под угрозой весь рынок. Во-первых, если заводы не будут стабильно работать, отходы отправятся на полигон. Во вторых, для тех, кто собирает вторсырье, исчезнет сам смысл их деятельности. Мне кажется, государству необходимо помочь переработчикам в вопросе экспорта их продукции. Тогда рынок сам стабилизируется.

– А чем государство могло бы помочь таким компаниям, как ваша? Есть ли у вас сейчас какие-то преференции?

– Никаких преференций нет. Я плачу НДС, КПН, налоги за сотрудников так же, как обычный предприниматель. Что касается поддержки – думаю, если появится закон о «залоговой таре», то это уже будет большая помощь предпринимателям, которые работают в данной сфере, потому что стоимость тары, упаковки будет расти, так как производители за это платят. Такая система работает в развитых странах – в Японии, Швеции, Германии и др.

Справка exclusive.kz. Залогово-депозитная система обращения тары предполагает, что в цену напитка включен залог за упаковку – чаще всего за стеклянную или пластиковую бутылку или алюминиевую банку. Сдавая пустую упаковку, покупатель возвращает сумму залога, обычно в специальном автомате. Эта система признана одним из самых действенных способов решения проблемы с отходами: например, в Германии 99% банок из-под напитков сдаются обратно.

– Айбек, ваш бизнес – один из самых сложных в Казахстане, и со стороны складывается впечатление, что в этот сегмент рынка лучше не соваться.

– Согласен. Сбор, сортировка и переработка отходов – это одна из самых сложных сфер. Я убедился в этом как предприниматель, который «крутится» в этом деле с 2017 года. Но для меня, во-первых, это мечта детства. Мои одноклассники знают, что я еще в школе предлагал сортировать мусор и перерабатывать его. И мне хотелось не просто рассуждать, а создавать какие-то решения. Во-вторых, в студенчестве я со своей командой сделал первое мобильное приложение в Казахстане, которое объединяет мусороперерабатывающие организации с теми, кто создает отходы. Мы начали генерировать пул заявок на вывоз вторсырья, но наш партнер-сборщик не справлялся с вывозом и мы начали получать жалобы. Могу сказать так: ситуация на рынке вынудила меня создать компанию по сбору вторичного сырья, чтобы приложение ecosen могло развиваться дальше. Мне просто не захотелось расставаться со своим детищем. А теперь я хочу внести свой вклад в улучшение экологии Казахстана.

Гульнар Танкаева

Фото: Гульнар Танкаева




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *