Борьба с теневой экономикой: разница в казахском и узбекском подходах
Узбекистан на первом месте по распространенности теневой экономики среди стран Центральной Азии. Доля теневого рынка в Узбекистане сохраняется на уровне выше 40%. Проявляется это, в частности, в том, что местные предприниматели для сокрытия своего истинного заработка и уплаты меньших налогов под различными предлогами просят заплатить им наличными, даже если речь идет о крупных суммах и они имеют терминал для оплаты картой. К слову, схожая проблема есть и у Казахстана, поэтому Токаев в начале года поставил перед правительством задачу по её устранению. Exclusive.kz выяснял, как с этим борются в соседней стране.
Теневая экономика и коррупция были актуальны для Узбекистана с самого распада СССР. Их существование долго пытались скрывать, но никогда не отрицали, – проводились даже опросы, где отмечалось, что более половины опрошенных предпринимателей признаются в даче взяток представителям проверяющих госорганов, вне зависимости от наличия у них нарушений.
Но при Каримове на это обращали мало внимания. Страна регулярно оказывалась в самых нижних позициях международных рейтингов по восприятию коррупции, а попытки решить эти проблемы осуществлялись лишь формально.
К примеру, в социологических опросах 1998 года отмечалось, что 64% граждан Узбекистана не верят в то, что суды могут справедливо решать конфликты между предпринимателями и контролирующими органами. Причинами назывались несовершенство системы налогообложения. 72% граждан указывали, что налоги сильно завышены и излишни, а также отмечали наличие нездоровой бюрократии вкупе с вымогательствами, 66% респондентов указывали на факты немотивированного законами вмешательства государственных органов в деятельность предпринимателей. Всё это вынуждало бизнесменов скрывать часть своей прибыли, а чрезмерное вмешательство государства в экономику лишь ускоряло распространение теневой экономики, с которой, как утверждалось, страна боролась.
– Наличие в обществе криминальной «теневой экономики» порождает организованную преступность, в разлагающую сферу влияния которой попадают и представители властных государственных структур различных звеньев и различного уровня. Возникает коррупция, которая сопряжена, прежде всего, с использованием возможностей государственной службы для содействия или прямого оказания помощи организованным криминальным структурам. А это уже прямая угроза безопасности и стабильности в обществе в силу тех негативных последствий, которые несут обществу преступность и коррупция, – открыто признавал Каримов в вышедшей в 1997 году книге «Узбекистан на пороге XXI века. Угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса».
Тем не менее, до самой его смерти все эти признания так и оставались пустыми словами. Те немногие журналисты, которые в период строгой цензуры находили возможность писать о проблемах страны, отмечали, что бой с тенью ограничивался задержаниями «старушек, которые выносят на улицу продавать самсу, не имея на это лицензии» и лишь изредка «тех лиц, которые перестали устраивать руководителей, начав чрезмерно хапать народное добро и не делиться». А тем временем, экономика Узбекистана оставалась в кризисном состоянии.
Теневой сектор, как отмечается в уже современных научных статьях экономистов, приобретал такие формы как криминальные доходы, уход от налогов, теневая занятость, нелегальная торговля, контрабанда, отсутствие регистрации предприятий и так далее. Она проникала в практически все сферы общества.
Все это перешло в наследство в 2016 году Шавкату Мирзиёеву. Одной из его ключевых его политических задач стало создание образа демократичного (или, по крайней мере, более демократичного) будущего. Начиная с 2016 года Узбекистан постепенно стал подниматься в рейтинге восприятия коррупции международной организации Transparency International.
В 2019 году официально было оценено, что размер теневой экономики в стране находится в промежутке от 40% до 50% по отношению к ВВП, около 60% работающих граждан заняты в неформальном секторе и 8 млн граждан работают «в чёрную», из-за чего страна недополучила порядка 16-17 млрд долларов, которые могли пойти на улучшение жизни граждан, а само население зачастую оказывается не защищено от нарушений трудовых прав со стороны работодателей. После этого отчёта в Узбекистане утвердили программу по противодействию коррупции, которая внедрила декларирование доходов госслужащих, сформировала региональные комиссии по противодействию коррупции, регулярно изучающие экономическую ситуацию и докладывающие о ней. Был также дан старт проекту «Сфера без коррупции» по борьбе с теневым бизнесом в капитальном строительстве и высшем образовании.
Противодействие теневой экономике продолжилось в 2020 году, когда Шавкат Мирзиёев подписал указ «О мерах по снижению доли «скрытой экономики» в Республике Узбекистан». Он изменил систему учёта и возврата суммы НДС и начал ряд экономических реформ, связанных с внедрением в экономику цифровых технологий: получение индивидуального QR-кода точками розничной торговли сферы услуг, обязательный переход на уплату общеустановленных налогов в сфере общественного питания, снижение ставки налога и отмена разрешительных свидетельств для лиц, осуществляющих риэлтерскую деятельность и многое другое. Это был «дорожный план», действовавший до января 2022 года. Этим же указом была создана специальная комиссия, которая совместно с экспертами Всемирного банка разработала стратегию по дальнейшей борьбе с теневой экономикой.
Но часть предпринимателей посчитала эти меры недостаточными и не самыми справедливыми.
– Обеление экономики в период, когда нет экономического роста страны, приводит к дополнительным изъятиям денежных средств у слабых бизнесов в пользу государства, что в конечном итоге влияет на зарплаты работников и, как следствие, снижению потребительского спроса. Весь проект указа опять написан только для усиления налогового администрирования, во имя собираемости налогов, который ударит только по малому бизнесу и населению, то есть, во имя собираемости налогов опять закроются тысячи малых предприятий, – приводилось мнение в материале на сайте Stan Radar.
Указывалось также, что государство сейчас концентрирует усилия на улучшении мониторинга экономической активности и повышении прозрачности, но принимает недостаточно мер, стимулирующих предпринимателей работать на законных основаниях.
В середине 2023 года Мирзиёев вновь подчёркивал, что власти страны и дальше «будут предоставлять все условия для предпринимателей, которые создают рабочие места, внедряют передовые технологии и разрабатывают новые продукты», но «будут нетерпимы к уклоняющимся от уплаты налогов». Он также заявил, что «бизнесмены, не выходящие из теневой экономики, являются врагами Узбекистана».
– Необходимо чётко понимать одну вещь. Теневая экономика, прежде всего, является большим препятствием для деятельности честно работающих предпринимателей. Сегодня дисциплинированные предприниматели часто высказывают свои законные претензии и спрашивают «Где честная конкуренция?», – отмечал Мирзиёев в начале этого года, выступая на совещании по приоритетным задачам обеспечения макроэкономической стабильности и экономического развития.
Сейчас теневая экономика в Узбекистане по-прежнему сохраняется на уровне выше 40%. Суммарно борьбой с теневой экономикой и экономической преступностью занимаются 14 органов. С этого года в генеральной прокуратуре также расширены полномочия департамента по борьбе с экономическими преступлениями и создано отдельное управление по теневой экономике, а также в тестовом режиме запущен рейтинг устойчивости субъектов предпринимательства, который предполагает отмену налоговых проверок и возврат НДС и налоговой переплаты для предпринимателей с высоким рейтингом.
В начале 2024 года правительство и депутаты предложили меры для борьбы с теневой экономикой, которые могут быть внедрены в будущем. Некоторые из них являются весьма радикальными. Так, вице-премьер Джамшид Кучкаров совместно с администрацией президента предложили проект постановления по сокращению оборота наличных денег, который запретит оплату наличными за любые услуги для бюджетных организаций, а также для всех граждан за дорогостоящие товары (стоимостью более 100 млн сумов), а Центральный банк и Налоговый комитет отдельным указом президента сможет начать обмениваться данными о подозрительных p2p-переводах на сумму свыше 100 млн сумов за год для физлиц и 500 млн сумов для юрлиц.
Помогут ли данные меры, пока неясно. В идеале они должны привести к снижению коррупции. Однако раздутый чиновничий аппарат, может свести на нет усилия президента Мирзиёева по борьбе с теневой экономикой и коррупцией. Ведь недаром говорят: теневая экономика – это мутная вода, где акулы бизнеса выгуливают мелкую рыбешку до съедобной кондиции.
Ранее Exclusive.kz публиковал видео-дискуссию «В Центральной Азии идет глобальная зачистка криминального мира» о прошедшей в Узбекистане широкомасштабной операции по задержанию представителей криминального мира, а также новость о том, что Центробанк Узбекистана планирует внедрить методы по улучшению своей открытости, начав с 2025 года публиковать прогнозы по базовой ставке.
5 Комментариев
Сам президент коррупционер и его семья и родственники который сидят в верхушке они все коррупционеров и взяточников! Все они только грабить страну и народов.
А я кайфую, а я балдею и на себя баблосы тратить не жале
Прежде чем кого обсуждать сперва у себя надо навести порядок, сейчас Узбекистан намного лучше живёт чем Казахстан, хотя бы взять медицину молодцы ,узбеки тяжело поверить у них медицина намного выше чем в Казахстане, сейчас многие казахстанцы едут туда лечиться.
[…] и, как следствие, большие объемы теневой экономики, про которую мы писали ранее. Тем не менее, множество проблем начинают […]
[…] тұсындағы ұзақ тоқырау кезеңін және соның салдарынан біз бұрын жазған көлеңкелі экономиканың үлкен көлемін атауға болады. […]