Борются ли с дискриминацией в Казахстане? - Exclusive
Поддержать

Борются ли с дискриминацией в Казахстане?

Казахстан сохраняет свой статус лидера с точки зрения политической модернизации в регионе. Но есть одна область в сфере защиты прав человека, которая пока вне сферы внимания общества – это вопрос о разработке Закона о не дискриминации.

Реализация инициатив в области укрепления сферы защиты прав человека идет широким фронтом. Расширяется сфера обеспечения демократического участия граждан, продолжаются конституционные и судебные реформы, совершенствуются законы в области гендерного равенства, защиты прав ребенка, борьбы с домашним насилием, прав человека в уголовном правосудии, предотвращении пыток и жестокого обращения, прав лиц с ограниченными возможностями, права на труд и охраны труда. Тем не менее, законодательный потенциал в этой сфере серьезно девальвируется из-за многочисленных недостатков, присущих действующей правоприменительной практике: нечеткости формулировок, противоречий между составами нарушений/преступлений против личности, и других пробелов. Именно поэтому в конце прошлого года президент поручил правительству создать Рабочую группу по вопросам антидискриминационного законодательства.

За последние несколько десятилетий антидискриминационное законодательство в разных странах мира было усовершенствовано под влиянием международного права. Речь идет о запрете дискриминации по различным основаниям/признакам, включая расу, цвет кожи, пол, язык, религию, политические или иные мнения, национальность, этническое или социальное происхождение, имущество, инвалидность, сословное или иное положение.

Специальные антидискриминационные законы и/или законы о равенстве существуют в большинстве государств-участников ОБСЕ. Функции по принятию решений входят в компетенцию значительного числа органов по обеспечению равноправия. Однако объем полномочий по принятию решений не везде одинаков. Так, в некоторых государствах органы по обеспечению равноправия не полномочны принимать юридически обязательные решения, в то время как в других их решения носят юридически обязательный характер. Компетенция принимать юридически обязательные решения также может иметь различный объем.

Европейская судебная практика имеет больший опыт по разрешению прецедентов в области дискриминации по признаку пола. Внесение в текст Договора о создании Европейского сообщества нормы о запрещении расовой или этнической дискриминации рассматривался до 1999 г., в то время как базовая гарантия равной оплаты за равную долю труда мужчин и женщин была включена в основополагающий документ – Римским договором 1957 г. (сегодня это ст. 141).

Ситуация отличается от положения в США, где в силу исторических причин судебная практика защиты прав граждан активизировалась еще в 30-е годы прошлого столетия за счет исков афроамериканцев. Например, вызов, брошенный расовой дискриминации в деле «Браун против департамента образования», доказал эффективность судебного иска как средства достижения социальных изменений.

Хотя движение в защиту прав женщин возникло в США раньше, чем суды начали применять закон о запрете дискриминации по признаку пола, опираясь на опыт дел о расовой дискриминации. Европейский суд признал, что «соблюдение основных прав личности является одним из основополагающих принципов законодательства Сообщества. Несомненно, что искоренение дискриминации по признаку пола составляет часть этих основных прав».

Что касается отечественной практики, то запрет на дискриминацию находит свое отражение в следующих правовых актах: Конституция Республики Казахстан (Статья 14, Статья 39); Гражданский процессуальный кодекс, уголовно-процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, трудовой кодекс, кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения, ряд норм, запрещающих дискриминацию, содержится в некоторых других правовых актах.

Таким образом, в Конституцию РК есть лишь статья 14 о равенстве всех граждан перед законом и судом и статья 39, допускающая некоторые ограничения прав и свобод в исключительных случаях. Однако ни в Конституции, ни в других законах нет специального и полного определения дискриминации, за которую предусмотрена ответственность.

Для большего понимания этой коллизии предполагается объемное определение дискриминации, с перечислением всех ее видов. Без их включения в национальное законодательство все имеющиеся там запреты на дискриминацию и меры ответственности теряют всякий смысл.

Международные нормы, как правило, имеют приоритет над национальными правовыми актами/законами, что обычно регулируется Конституцией и подтверждается прецедентным правом, в которых может быть подчеркнута применимость международных стандартов. Таким образом, национальное законодательство должно быть согласованным само по себе и должно соответствовать договорам, посвященным дискриминации/неравенству и защите от них.

Права и свободы человека и гражданина, продекларированные на международном уровне и получившие признание в мировом масштабе, призваны определять смысл и содержание национального законодательства многих государств, в том числе Казахстана. Предполагается, что они должны быть принципом политических, экономических, социальных реформ, аксиомой модернизации современного законодательства. Однако несмотря на повсеместное, порой даже избыточное декларирование концепции прав и свобод человека и гражданина как основы взаимоотношений государства и личности, уровень практической реализации данной̆ концепции, реальной защищенности прав и свобод нуждается в существенной доработке.

Будущие изменения должны включать не только разработку полноценных определений дискриминации, но и новых конкретных органов, регулирующих обращения всех лиц, которые полагают себя жертвами дискриминации. В данной случае речь должна идти о создании независимого Офиса по борьбе с дискриминацией в Республике Казахстан.

Сулеймен Усен, Директор Общественного Фонда “National Endowment for Prosperity”

Сергеева Мария, экперт ОФ “NEP”




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. в Казахстане только одна дискриминация — не-русскоговоряших граждан: десские секции — на русском, все публичные мероприатия детские — на русском, гос органы зачастую только на русском в особенности судебная система — где граждане не могут защищать себя на родном языке…на работу не берут без русского