БРИКС+ и программа развития для Глобального Юга
Рио-де-Жанейро принимает 6-7 июля саммит президентов и глав государств БРИКС+. Сейчас эта группа объединяет десять стран, но очень многие хотят в неё вступить. Речь идёт о странах с разным политическим, культурным и цивилизационным характером, но с общей приверженностью идее развития сотрудничества по линии Юг-Юг и стремлением к более справедливому, многополярному мировому порядку.
Подобная работа нужна сейчас как никогда, поскольку невозможно отделить борьбу с изменением климата и адаптацию к нему от социально-экономического развития. С производственной точки зрения, для решения столь сложной и многогранной задачи требуется интеграция в более высокие уровни цепочки создания стоимости с помощью стратегий, опирающихся на строгие принципы устойчивого развития. На практике это означает принятие мер по стимулированию энергоэффективных методов производства и экспансии в производство продукции с высокой добавленной стоимостью.
Однако декарбонизация промышленности зависит от наукоёмких отраслей и технологий, а инвестиции туда не обеспечиваются органически рыночной динамикой. Требуется политическая воля, стратегическое планирование, аппетит к рискам в долгосрочных проектах и, что критически важно, повышение производительности за счёт более эффективного использования природных ресурсов. Такая программа требует усиления государства; нужна стратегическая мобилизация госучреждений, способных действовать сравнительно независимо от бюджетных ограничений.
В этих условиях БРИКС+ следует сосредоточиться на поиске взаимной дополняемости в стратегических отраслях и видах деятельности, чтобы страны группы могли стимулировать инновации и повышать международную конкурентоспособность, не ослабляя друг друга. Инициативы, подобные «Партнёрству для новой промышленной революции» (PartNIR), являются важными шагами в этом направлении.
Но надо выходить за рамки диалога. Чтобы обязательства воплотились в конкретные действия, власти должны взаимодействовать с широкой коалицией стейкхолдеров, включая компании, гражданское общество, профсоюзы и научное сообщество, для совместной разработки политики, руководящих принципов и общих стандартов. Формирование общих ценностей у бизнеса и населения не только укрепит их отношения, но и повысит устойчивость, а также репутацию бизнеса. В свою очередь, это поможет обществу лучше принимать нововведения, снизив потенциал для сопротивления или конфликтов.
В частности, для новых инвестиций могут потребоваться трудовые гарантии, включая справедливые условия труда, запрет детского и принудительного труда, защита свободы объединений и права на коллективные переговоры (в полном соответствии с международными соглашениями и национальным законодательством). Кроме того, меры, повышающие гендерное равенство и ликвидирующие расовую дискриминацию, поддержат инклюзивную, всестороннюю концепцию устойчивого развития с учётом мнения Глобального Юга.
Финансы – ещё один ключевой компонент. Дискуссии о нём должны возглавить государственные финансовые учреждения стран-участниц, поскольку они лучше всего позиционированы, чтобы направлять капитал в стратегические отрасли и координировать работу с частными инвесторами. В странах БРИКС+ уже есть десятки государственных банков развития и суверенных фондов благосостояния с мандатом на «терпеливые инвестиции» (то есть долгосрочные), с техническими знаниями и наглядным опытом поддержки инициатив структурных изменений и устойчивого развития. Эти учреждения создают плодородную почву для дальнейшего сотрудничества, особенно с помощью инновационных финансовых инструментов, которые позволят усилить роль Нового банка развития.
Важно отметить, что госбанкам развития и суверенным фондам благосостояния не следует ограничиваться лишь исправлением ошибок рынка. Они должны играть роль инвесторов на ранних этапах, чтобы стимулировать необходимые структурные преобразования, в частности, выдвигая социальные и экологические требования в своей инвестиционной работе с целью повлиять на решения частного сектора во всей цепочке создания стоимости. Например, можно потребовать от компании поделиться технологиями и знаниями, если она хочет получить госфинансирование. Тем самым государство поможет формированию новых рынков и гарантирует, что господдержка вносит вклад в создание более инклюзивных и устойчивых экономических моделей.
С чёткими целями (кратко-, средне- и долгосрочными), подобными цели БРИКС+ утроить мощность возобновляемой энергетики к 2030 году, государственные программы, направляющие ресурсы в конкретные отрасли, будут естественным образом улучшать координацию. Каждой стране группы надо будет принимать целевые меры для отраслей, созревших для увеличения производительности и эффективности. На динамику межотраслевого баланса можно влиять через разные каналы, включая эффективный спрос, механизмы снижения рисков, сокращение удельных производственных затрат, а также меры по стимулированию частных инвестиций, в том числе с помощью госзакупок.
Два примера таких отраслей – производство критически важных минералов и энергетического биосырья (например, экологически чистого авиатоплива). Страны, подобные Бразилии, уже добились здесь прогресса и могут поделиться технологиями и опытом в обмен на стратегическое финансирование.
Эффективная программа развития в БРИКС+ потребует скоординированной мобилизации ресурсов и институциональной работы, при этом государство будет играть центральную роль в управлении общей стратегией. Госсектор – это не просто инвестор или финансист; он уникально позиционирован, чтобы закреплять ожидания частного сектора во всё более нестабильном мире. Председательство Бразилии в БРИКС+ пришлось на период усиления протекционизма и фрагментации мировой экономики, но это исторический шанс для внедрения модели сотрудничества, учитывающей экономические реалии и императивы развития Глобального Юга.
Copyright: Project Syndicate, 2025. www.project-syndicate.org
Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.