Брутальное искусство Сериккали Кокенова - Exclusive
Поддержать

Брутальное искусство Сериккали Кокенова

В его руках все становится ювелирным украшением: от волчьего клыка до кости. В его руках все может стать скульптурой: от поваленного ветром старого карагача до брошенной кем-то «железяки». Потому что он художник, он так видит: идею, мысль и красоту во всем.

В Алматы, в Государственном музее искусств имени А.Кастеева открылась персональная выставка известного казахстанского зергера, художника Сериккали Кокенова.

Больше 150 ювелирных украшений, шесть панно и 10 скульптурных произведений составили единую и неожиданную композицию, где настоящее саукеле дополняют панно с казахским свадебным головным убором и великолепное украшение «Қалыңдық» («Невеста») – снова саукеле, в миниатюре, но со всеми подробностями – даже подвески звенят, как им положено.

Или панно «Бақсы» («Шаман»): мощная композиция из деревянных дисков, где угадывается и образ бақсы, и знаменитые наскальные рисунки (кем они были сделаны – быть может, как раз шаманом?) завершает длинная кожаная бахрома, непременный атрибут шаманского костюма. Подвеска с тем же названием – «Бақсы» – будто чуть-чуть цитирует эту же композицию, но уже в серебре и кости с вкраплением магического казахского камня – бирюзы.

Сериккали Кокенов вообще часто использует бирюзу. Как и другие «родные» камни с наших месторождений в Караганде, Семее, Усть-Каменогорске, Павлодаре и т.д. И только «родной» металл – серебро. Дерево и кость – тоже только местные, «все валяется на улице», сказал он мне несколько лет назад во время интервью. «Вот этот «кап» – нарост на карагаче, по идее это отклонение от нормального роста дерева, но как эффектно выглядят эти деформированные, хаотичные узоры волокон древесины, какая интересная получается фактура!» – говорит художник.

Кстати, ему не раз на открытии выставки задавали вопрос – почему он, ювелир, вдруг решил заняться деревом? На самом деле когда-то, в 1990-х, он с дерева и начинал.

Сериккали Кокенов тогда закончил Алматинское художественное училище по специальности «театрально-декоративное искусство». Должен был работать в театре декоратором. Но театры в 1990-х выживали, как могли, а в Алматы открылся знаменитый «Шебер ауыл», собравший художников-прикладников, был создан кооператив «Мирас» – Сериккали Кокенов пошел туда. Его новой (пусть и смежной) специальностью стало декопративно-прикладное искусство – тогда-то он и начал с дерева.

«После дерева – кожа, потом – оружие, – рассказывал художник, – и, наконец, ювелирные украшения. К ним я пришел в 25 лет, и вот уже 35 лет этим занимаюсь. И что я думаю? Если ты – в ремесле, особенно в казахском ремесле, ты, мастер, должен уметь все. Работать с деревом и кожей, тканью и костью, знать кузнечное дело, владеть самыми разными техниками – от ковки до тиснения и плетения. Я, например, делал қамшы (плетку) из рога козла – это кость, кожа, металл, и те же тиснение и плетение. Или седло: сначала ты делаешь каркас из дерева, потом его надо обтянуть кожей, потом нужны стремена и уздечка – это металл и кожа, а потом это все надо украсить, а для этого надо быть ювелиром. Поэтому сильный шебер (мастер – каз.яз.) должен уметь все».

Сериккали Кокенов все это прошел: от дерева и кожи до металла и кости, от седла и плетки до сабли и ножа. Когда занялся ювелирными украшениями, понял, что это ему интересно больше всего, да и спрос стабильный. Айжан Беккулова, председатель Союза ремесленников Казахстана, часто цитирует пословицу: «Если в ауле есть хотя бы одна женщина, зергер без работы не останется». Сегодня он – признанный ювелир, дважды обладатель международного знака качества ЮНЕСКО, четырежды победитель казахстанского конкурса ремесленников «Шебер» и обладатель почетного звания «ХАС ШЕБЕР», лауреат международных конкурсов и премий. Но даже сегодня, после в 35 лет в «ювелирке», Сериккали Кокенов признается, что скучает по дереву.

Это нашло отражание в его персональной выставке. Как и другие знания и умения Сериккали Кокенова – настоящего казахского мастера, владеющего всеми техниками, перечисленными выше. У него есть роскошное кольцо «Арлан» (можно перевести как «вожак волчьей стаи»). В нем клык волка, серебро и бирюза, а еще – неожиданно добрый смысл.

«Для казаха образ волка прежде всего означает силу и мудрость, – объясняет мастер. – Это создание, которое никогда не оставляет свою, семью, детей, всегда защищает родных и бьется за них до конца. Поэтому его клык – это как пожелание такой же честной и сильной судьбы: где бы ты не был, будь, как арлан. А эта бирюза с Майкайынского месторождения в Павлодаре для меня – символ открытого неба. То есть смысл этого кольца: живите свободно и честно под открытым чистым небом».

Это кольцо «Арлан» получилось очень брутальным. Иначе и быть не могло – при таких «исходниках». Но, пожалуй, в случае с Сериккали Кокеновым дело не только в исходных материалах: если бы меня попросили описать его стиль, я бы выбрала именно эти два слова – брутальный и мощный. Так мощны его традиционные украшения в западноказахстанском стиле: многие в нашей стране и за рубежом знают зергера Сериккали именно по ним.

Специалисты считают, что в изделиях Западного Казахстана особенно ярко проявляется наследие эпохи гуннов: от техники (зернь, витая скань) и декора (зернистые треугольники и ромбы, вставки из сердолика и т.д.) до настроения (гуннские племена, вождь Атилла, «Гнев Божий»). Другие эксперты напоминают о наследии амазонок, женщин-воительниц, по легенде они как раз оттуда – из Мангыстау.

Так или иначе, стиль западноказахстанских украшений сегодня остается таким же, как и века назад – уникальным, непревзойденным, эффектным. Во многом это – благодаря Сериккали Кокенову и созданной им целой школе учеников. Самое главное: освоив непростые технические приемы казахских ювелиров прошлых веков, мастер воспринял и философию тех зергеров, творивших «во имя неба и казахской земли», тот самый мощный непокорный дух, что мы видим в современных изделиях Сериккали Кокенова.

Он назвал свою персональную выставку «Жаңғырту». Можно перевести модным словом – «модернизация», а можно сказать – «обновление». По мне, так это обновление великого старинного искусства степных зергеров. Выставка Сериккали Кокенова доказывает: оно в надежных руках.  

Фото автора

Гульнар Танкаева




4 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.