Быть или не быть смене премьер-министра? - Exclusive
Поддержать

Быть или не быть смене премьер-министра?

Главная политическая интрига начала 2024 года – сменится ли премьер-министр в Казахстане, а с ним – и правительство.

Интрига усилилась после того, как спикер сената парламента Казахстана Маулен Ашимбаев официально подтвердил журналистам проведение 7 февраля расширенного заседания правительства с участием президента Казахстана Токаева.

Слухи о смене премьера страны начали возникать практически сразу после назначения Алихана Смаилова в январе 2022 года. Во время и после ликвидации коммунальной аварии в ноябре 2022 года в Экибастузе Павлодарской области общественность обвиняла во всем действующее правительство и ожидала решения президента о его отставке. И в марте 2023 года, после внеочередных выборов в мажилис, практически все были уверены в смене премьера и кабинета министров во время утверждения новым состав парламента. Вопреки ожиданиям, партия парламентского большинства «Amanat», возглавляемая председателем мажилиса Ерланом Кошановым, переутвердила Смаилова премьером. По неофициальным высказываниям отдельных парламентариев в тот период, после бурных дебатов в профильных комитетах мажилиса утвердили и предложенные кандидатуры министров. Позднее мажилисмены, высказывая претензии в адрес правительства, неоднократно публично об этом упоминали.

Предположения об отставке правительства возникли после пожаров, приведших к человеческим жертвам, в июне 2023 года в области Абай. Однако тогда президент сменил лишь министра по ЧС. Спустя пару месяцев сменился еще и министр экологии и природных ресурсов.

Поэтому логика кадровых решений власти не всегда очевидна и малопонятна широкой публике.
Но если следовать общепринятым критериям, можно попробовать проанализировать шансы кандидатов на должность главы кабинета министров. Разумеется, при довольно большом количестве допущений. Например, что смена премьера вообще состоится. И что список кандидатов на эту должность не слишком велик с учетом жестких номенклатурных требований.

Хотя логичнее оценивать кандидатов на премьерство с точки зрения максимальной эффективности результатов работы в случае назначения. Что мы и сделаем.

Сейчас от правительства требуется эффективно решать текущие проблемы, не забывая закладывать основы перспективного будущего для страны. Это то, чего ждут граждане, и что требует президент Токаев в программных документах.

По многочисленным публикуемым рейтингам, первые места среди управленческой элиты страны занимает председатель мажилиса Ерлан Кошанов. Его и считают одним из наиболее вероятных кандидатов на премьерство. Способен ли Кошанов решить столь масштабные и трудно совместимые задачи? Однозначно не скажет никто. Но если посмотреть его карьерный путь, то есть сомнения в этом. Кошанов был депутатом сената, представителем правительства в парламенте, руководителем канцелярии премьер-министра, администрации президента. Затем снова вернулся в парламент, уже председателем мажилиса. И лишь пару лет побыл акимом Карагандинской области. Несмотря на почти 30-летний стаж государственной службы, такой опыт не видится достаточным для руководства правительством страны. Из-за отсутствия опыта хозяйственника. Эта претензия, кстати, очень часто звучит в адрес Смаилова.

Есть один момент, который в номенклатурных перемещениях может играть важную роль: среди государственных деятелей тяжело найти достойного кандидата на место Кошанова в мажилисе. Если даже проигнорировать формальные номенклатурные требования, необходимость поддержки проводимых реформ – одно из главных условий. Председателем мажилиса может быть лишь «политический тяжеловес», способный направить в конструктивное русло законодателей с очень разными взглядами на проблемы, в первую очередь – стратегические. Среди новых управленцев таких немного. К сожалению, у президента Токаева – очень короткая «скамейка запасных». А прежние «политические тяжеловесы» (например, Тасмагамбетов, Тажин, Нигматулин и иже с ними) не отвечают этому главному требованию.

Еще один кандидат на должность премьер-министра, о котором упоминают – нынешний глава Национального банка страны Тимур Сулейменов. Его называли одним главных экспертов экономической политики президента Токаева. Однако, в его карьере не было опыта руководства регионом. И также, как у Смаилова, недостаточно опыта хозяйственника. И если с экономическими стратегиями у Сулейменова все в порядке, то с текущими хозяйственными вопросами могут возникнуть проблемы из-за недостатка практического опыта.

Имя министра иностранных дел Мурата Нуртлеу также часто упоминают в связи с креслом премьер-министра. Тем более Нуртлеу – действующий вице-премьер. Его считают одним из доверенных людей президента Токаева. В январе 2022 года Мурат Нуртлеу очень короткое время даже был назначен в руководство Комитета нацбезопасности для устранения угроз действующей власти после «январских событий». Однако к Нуртлеу – та же претензия. Он всю свою карьеру был дипломатом, а затем руководил администрацией президента. И весной 2023 года снова вернулся к работе дипломата в качестве министра иностранных дел страны. У Нуртлеу нет опыта руководства регионом и хозяйственника.

Безусловно, опыт – дело, как говорится, наживное. Но у человека, который будет руководить правительством в нынешнем Казахстане, просто не будет времени на приобретение такого опыта. А ошибки будут дорого обходиться.

Есть пара «крепких хозяйственников», имена которых называют в качестве претендентов на пост премьер-министра. Это пара акимов: алматинский градоначальник Ерболат Досаев и глава Мангистауской области Нурлан Ногаев.

Ерболат Досаев, при всем его богатом опыте экономиста и хозяйственника, имеет в карьере несколько эпизодов, которые могут стать аргументами против его кандидатуры. Один из них – увольнение с поста министра здравоохранения после заражения ВИЧ детей в Шымкенте в 2006 году. 8 из 149 зараженных детей умерли еще до начала суда по этому делу. Разумеется, прямой вины Досаева в случившейся трагедии не было. Но как руководитель отрасли он должен был понести ответственность. После этого Досаев 6 лет не работал на госслужбе.

Спустя год после возвращения Досаева на госслужбу, в сентябре 2013 года, на Кашагане остановили добычу нефти из-за утечки газа через трубопровод. Бетонированием трубопровода занималась компания, одним из конечных бенефециаров которой выступал на тот момент Досаев. Северо-Каспийский консорциум (NCOC) тогда заявил, что трубопровод нужно заменить полностью, из-за чего добычи нефти на Кашагане в 2014 году не будет. Это означало большие расходы госбюджета и еще бὀльшие потери доходов. Досаев в то время был министром экономики, и ему лично предъявляли претензии за потери бюджета вследствие работы компании, конечным владельцем которой он тогда якобы был. И хотя компания неоднократно официально разъясняла причины аварии и отсутствие в этом ее вины, претензии к Досаеву так и остались. И остались они по причине того, что в 2012 году Досаев попал в список богатейших бизнесменов Казахстана, заняв среди них 19 место.

В 2016 году поправки в земельное законодательство Казахстана, о которых объявил Досаев, стали причиной земельных митингов в нескольких регионах страны.

После «январских событий» 2022 года президент Токаев назначил Ерболата Досаева акимом Алматы. Перед Досаевым была поставлен вполне конкретная задача: восстановить «южную столицу» после трагических событий и вернуть город к нормальной жизни. Вряд ли среди алматинцев есть единое мнение насчет того, справился ли новый градоначальник с поставленной задачей. Но летом 2023 года в интернете появилась петиция об отставке акима Алматы.

Нурлан Ногаев возглавляет один из самых сложных регионов страны – Мангистаускую область. Это третий регион в его карьере, после ЗКО и Атырауской области. Ногаев считается одним из эффективных кризис-менеджеров. Он был одним из немногих акимов, вышедших к людям на площадь в Атырау во время земельных митингов 2016 года. Однако тогда Ногаев публично пообещал, что никого из участников земельных митингов не будут преследовать. Но активисты Макс Бокаев и Талгат Аян, признанные инициаторами митинга в Атырау, были осуждены на длительные сроки заключения. И хотя это решение не зависело персонально от Ногаева, его все же называли человеком, не сдержавшим данное слово. И прямо обвиняли в осуждении активистов протестов.

Имеющий инженерное образование Ногаев работал в нефтяных компаниях, что дает основания говорить о нем, как о специалисте в нефтяной отрасли. Насколько его «инженерный бэкграунд» поможет разобраться в иных сферах, например, в очень актуальных сейчас электро- и теплоэнергетике, судить сложно. Но министром энергетики Ногаев тоже был. Поэтому можно сказать, что Нурлан Ногаев – весьма вероятный кандидат на премьерство. Но здесь возникает та же проблема, что и в случае с Кошановым. Кто сможет заменить Ногаева на посту акима Мангистауской области, учитывая большой протестный потенциал региона? Таких кризис-менеджеров, как Ногаев, в арсенале Токаева практически нет.

Остальные кандидаты на премьер-министра, о которых так или иначе упоминают, могут занять должность, пожалуй, только в случае:
— необходимости решения каких-то конкретных краткосрочных задач
-из-за невозможности назначения основных кандидатов
-как нестандартный кадровый ход главы государства, который мало кто ожидает.

К первому случаю можно отнести кандидатуру вице-премьера Серика Жумангарина. При всех стараниях Жумангарина его воспринимают не очень серьезно из-за кейса с журналистами 4-летней давности и его фразы «Жынымды келтірменізші». Кроме того, все заявления Жумангарина по поводу сдерживания инфляции, входящей в его компетенцию, не всегда отражают реальную действительность и зачастую вовсе не являются результатом его работы и работы госорганов. Хотя кандидатуру Жумангарина можно с определенной долей допущения отнести и ко второму случаю. Впрочем, как и вариант с сохранением своего поста Смаиловым.
В третьем случае возможно назначение совершенно неожиданных кандидатур. Включая неизвестных широкой публике персон.

Что касается председателя Высшей аудиторской палаты Казахстана Натальи Годуновой, упоминаемой в связи с премьерской должностью, то скорее можно предположить ее назначение вице-премьером, курирующим финансовый блок кабмина. С учетом гендерных и этнических критериев формирования правительства. Это, скорее всего, также будет означать, что 1-й вице-премьер Роман Скляр уйдет из правительства.

Для всех экспертов понятно, что окончательное решение будет принимать президент Токаев. И иногда даже администрация главы государства не всегда в курсе его окончательных решений. И также понятно, что легким это решение не будет.

В любом случае, все анализы и предположения остаются лишь вероятными вариантами развития событий. Конечный результат узнаем 7 февраля.

Әділет Оқап




2 Комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.