Чем больше алматинцев, тем меньше на них воды - Exclusive
Поддержать

Чем больше алматинцев, тем меньше на них воды

Придет время, когда в Алматы воды будет катастрофически не хватать из-за увеличения населения, – считают ученые-гляциологи. Напомним: гляциология – это наука о природных льдах. В том числе и о тех, что раньше мог наблюдать каждый алматинец, кому повезло с видом из окна – видом на горы. Сегодня те же горожане смотрят, как снег исчезает с гор. А это значит – от нас уходит вода.

Старшее поколение алматинцев помнит снежные зимы, когда на катках звучала музыка и вечерами под светом прожекторов проходили массовые катания, можно было кататься на санках и беговых лыжах, а во дворах заливали горки, строили снежные крепости и играли в снежки. Январь 2024 года буквально до этой недели проходил в Алматы почти без снега и морозов. Более ста пятидесяти лет наблюдается таяние ледников как в Заилийском Алатау, так и по всему миру, а с 70-х годов прошлого века повсеместно отмечается ускорение повышения температур.

Наши доступные ледники

Благодаря доступности к ледникам в 1956 году в верховьях Малого Алматинского ущелья Заилийского Алатау появилась научная база гляциологов Туйыксу. Второй высокогорный научный стационар был оборудован на перевале Жосалы Кезен в Большом Алматинском ущелье. Исследования, проводимые в Казахстане, не имеют аналогов в мире по доступности к ледникам, и в Алматы на базе лаборатории гляциологии был организован Центрально-Азиатский Региональный Гляциологический Центр категории 2 под эгидой ЮНЕСКО. Центр создан для проведения научных исследований по проблемам гляциологии, координации научно-исследовательской деятельности и обмена информацией между различными организациями, участвующими в мониторинге состояния ледников, снега и вечной мерзлоты в Центральной Азии, для внедрения и развития региональных программ исследований по проблемам гляциологии, отвечающих целям Международной гляциологической программы. Ключевая роль Центра – разработка гляциологических аспектов проблем водной безопасности.

– Водная безопасность для Казахстана – одна из самых животрепещущих тем, – говорит ведущий научный сотрудник Центра, гляциолог Александр Леонидович Кокарев. – Центральная Азия во многом зависит от воды. Еще в средние века войны развязывались из-за дележа воды, воды требуется с каждым годом все больше и больше, а для Алматы это вообще актуальная проблема, причем вода должна быть чистая, пресная, питьевая.

По прогнозам ООН, в будущем мир будет существовать в условиях жесткого дефицита питьевой воды. Нехватка водных ресурсов может стать причиной международных конфликтов (нам ли, в Центральной Азии, этого не знать), и в данный момент эта проблема является одним из важнейших факторов сохранения политической стабильности и экономического развития стран.

Подснежники в январе

Зимы стали мягче, длительные периоды потепления привели к тому, что в январе на кустах сирени образовались почки, а в предгорьях зацвели подснежники.

– Нынешняя зима аномальная, из-за теплых деньков в январе снег в городе растаял, но в горах наблюдается норма, – отмечает гляциолог. – Температура поднимается, однако скорость деградации ледников остается такой же, как полвека назад, то есть нет резкого ускорения таяния ледников, которое прогнозировали и которым нас пугали. Февраль и март – самое снежное время, и урожай, в итоге, будет зависеть от количества снега в это время. Весенняя вода практически ничего, кроме наводнений, не дает, вода важна в вегетационный период, когда она активно используется растениями. В горах отмечается весьма большой подтепляющий эффект города. Если мы посмотрим инфракрасные космические снимки планеты, то увидим, что холодный, обычно это синий фон, расположен на периферии, а в городах, где развиты транспорт, коммуникации, отопление, предприятия – фон становится красным, то есть более теплым.

Город растет, а воды больше не становится

Согласно «Программе развития Алматы до 2025 года и основных приоритетах до 2030 года», в южной столице намерены построить пять полицентров, что приведет к значительному увеличению жилого фонда, предприятий, населения, транспорта, частных машин. Все это будет влиять на состояние ледников. Но не стоит забывать о том, что запасы питьевой воды хранятся именно в глетчерах (ледниках, – ред.).

– Влияние города ощущается очень сильно, а загрязнение тоже имеет «отепляющий» эффект, – говорит Александр Леонидович. – Кто бывает в горах, всегда наблюдают черную «подушку» над городом. Инверсия воздуха, или долинная циркуляция – это когда по долине поднимается теплый воздух, а ночью воздух идет с гор – несомненно, влияет на таяние ледников. Но практически нет больших различий между скоростью деградации ледников, которые находятся вблизи Алматы, и ледников, что находятся вдали от влияния мегаполиса.

В каменных глетчерах и под моренами (геологические отложения, накопленные глетчерным льдом, – ред.) ледников тоже находятся большие запасы льда. Эти географические объекты, помимо наличия в них погребенных линз льда ледникового происхождения, способны формировать и льды мерзлотного генезиса: они промораживаются, осадки проникают в их толщу и замерзают. Так формируются потенциальные источники водных ресурсов. Играют свою роль и глыбовые толщи обвальных скальных пород. Но в связи с изменением климатических условий высокогорий, такие запасы льда также подвержены уменьшению или деградации, хотя и с меньшей скоростью, нежели ледники.

– 2-3 тысячи лет назад произошел большой обвал, часть Большого Алматинского пика обрушилась и перегородила ущелье, – говорит Кокарев. – Образовались естественная плотина обвального типа и Большое Алматинское озеро. Надо отметить, что сток в озеро практически не меняется, и даже в связи с уменьшением ледников он остается прежним. Подобные явления наблюдаются по всему миру. Есть несколько причин: ледники по объему и по площадям становятся меньше, но интенсивнее тают в зоне абляции – это то место, где происходит таяние «языка» ледника. Линзы льда и мерзлота под моренами и под каменными глетчерами – все попадет в сток. Такую добавку к стоку в горах научный руководитель нашего Центра академик И.В. Северский назвал «компенсационным механизмом».Трудно сказать, насколько долго сохранится влияние мерзлоты и погребенного льда в высокогорье в связи с изменениями климатических условий, но мы продолжаем изучение строения и таяния мерзлотных льдов, льдов под каменными глетчерами и моренами.

Закрылось очень много метеорологических станций, которые находились на удаленном расстоянии от городов. Сегодня в Алматинской области основная нагрузка по статистическим данным ложится на такие станции, как Центральная метеостанция на проспекте Сейфуллина, Каменское плато, Медеу, Горельник и Мынжилки.

– У многих гляциологов, с которыми мы общаемся, есть мнение, что потепление – это процесс циклический. Бывают периоды похолодания и роста ледников, последнее крупное похолодание и ледниковый период закончились 12-15 тысяч лет назад. После этого было несколько всплесков, и последний малый ледниковый период, ориентировочно, закончился в 1850 году. То есть цикличность была всегда, и настанет время, когда ледники начнут расти. Человек вносит свою лепту в процесс таяния, но процент его влияния не слишком велик. Самые основные парниковые газы – это водяной пар, метан, СО-2. Существует дилемма: чем теплее становится, тем больше образуется парниковых газов, а чем больше становится парникового газа, тем становится теплее. Все циклические колебания связывают с процессами внутри солнечной системы и с активностью солнца. Но придет время, когда воды будет катастрофически не хватать из-за увеличения населения. Потребность в воде по всем предгорным территориям постоянно растет, поэтому стараются внедрять капельное орошение, чтобы не тратить воду бездумно.

Сегодня важно вести разъяснительную работу по минимальному потреблению. К примеру, в селе Балтабай есть розовый питомник, создателем которого была Ольга Васильевна Суздалева. Еще в начале 2000-х она организовала полив кустов при помощи капельного орошения. Под щедрым солнцем растут розы лучших мировых коллекций, которые украшают улицы многих городов. В школьных лесничествах экологи из Национального парка Иле-Алатау говорят детям о том, как растет лес, как по осени егерям и волонтерам приходится собирать семена и сдавать их в питомники, чтобы весной укоренить саженцы в земле. Но они не вырастут, если не будет воды. Люди, осознающие масштаб проблемы, учат своих детей ни при каких обстоятельствах не лить воду без необходимости, а некоторые строят экодома, где талый снег и осадки в виде дождя сохраняются в резервуарах.

Кстати, в Алматы нет резервуаров такого объема, чтобы напоить непомерно растущий вширь и ввысь город в случае, если вдруг пересохнет Большое Алматинское озеро, ледники растают окончательно и в горных реках не станет воды, источники иссякнут.

Галина Муленкова




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *