Чем больше войн, тем больше инфляция - Exclusive
Поддержать

Чем больше войн, тем больше инфляция

В течение 2022 года инфляция резко выросла как в странах с развитой экономикой, так и в странах с формирующимся рынком. Структурные тенденции предполагают, что проблема будет носить долгосрочный, а не преходящий характер. В частности, многие страны в настоящее время вовлечены в различные «войны» – некоторые реальные, некоторые метафорические — которые в будущем приведут к еще большему бюджетному дефициту, большей монетизации долга и более высокой инфляции.

Мир переживает форму «геополитической депрессии», увенчанную обострением соперничества между Западом и объединенными (если не союзными) ревизионистскими державами, такими как Китай, Россия, Иран, Северная Корея и Пакистан. Холодная и горячая войны находятся на подъеме. После жестокого вторжения России в Украину все еще остается риск его расширения и задействования НАТО. Израиль – и таким образом США – находятся на пути столкновения с Ираном, который стоит на пороге преобразования в ядерную державу. Большой Ближний Восток является пороховой бочкой. А США и Китай сталкиваются с вопросом о том, кто будет доминировать в Азии и будет ли Тайвань насильственно воссоединен с материком.

Соответственно, США, Европа и НАТО перевооружаются, как и практически все на Ближнем Востоке и в Азии, включая Японию, которая приступила к крупнейшему за многие десятилетия наращиванию военной мощи. Более высокий уровень расходов на обычные и нетрадиционные виды оружия (включая ядерное, кибер, био и химическое) практически гарантирован, и эти расходы лягут бременем на государственный бюджет.

Глобальная война с изменением климата также будет дорогостоящей – как для государственного, так и для частного секторов. Смягчение последствий изменения климата и адаптация к ним могут ежегодно обходиться в триллионы долларов на протяжении десятилетий, и глупо думать, что все эти инвестиции будут способствовать экономическому росту. После настоящей войны, которая уничтожила большую часть физического капитала страны, всплеск инвестиций, безусловно, может привести к экономической экспансии; вместе с тем, страна стала беднее из-за того, что потеряла большую часть своего богатства. То же самое относится и к климатическим инвестициям. Значительную долю существующего основного капитала придется заменить либо в силу того, что он устарел, либо потому, что он был уничтожен в результате климатических явлений.

Сейчас мы также ведем дорогостоящую войну против будущих пандемий. По целому ряду причин, некоторые из которых связаны с изменением климата, вспышки заболеваний, которые могут перерасти в пандемии, станут более частыми. Независимо от того, будут ли страны инвестировать в профилактику или в преодоление будущих кризисов в области здравоохранения постфактум, они будут нести более высокие расходы на постоянной основе, и это еще больше усугубит бремя, связанное со старением общества, системой здравоохранения с оплатой по фактическому потреблению услуг (pay-as-you-go) и пенсионными планами. Эта скрытая необеспеченная задолженность, по оценкам, уже близка к уровню прямого государственного долга большинства стран с развитой экономикой.

Более того, нам все чаще придется вести войну против разрушительного воздействия «глоботики»: сочетания глобализации и автоматизации (включая искусственный интеллект и робототехнику), которая угрожает растущему числу рабочих и служащих. На правительства будет оказываться давление с тем, чтобы они помогали тем, кто остался позади, будь то в рамках программ обеспечения базового дохода, масштабных бюджетных трансфертов или значительного расширения государственных услуг.

Эти затраты останутся значительными, даже если автоматизация приведет к резкому экономическому росту. Например, поддержка скудного универсального базового дохода в размере 1000 долларов в месяц обойдется США примерно в 20% ВВП.

Наконец, мы также должны вести неотложную (и связанную с этим) войну против растущего неравенства в доходах и богатстве. В противном случае недомогание, поразившее молодежь и многие домохозяйства среднего и рабочего класса, продолжит вызывать ответную реакцию против либеральной демократии и рыночного капитализма. Чтобы не допустить прихода к власти популистских режимов и проведения безрассудной, неустойчивой экономической политики, либеральным демократиям придется потратить целое состояние на укрепление своих систем социальной защиты – что многие уже делают.

Ведение этих пяти «войн» будет дорогостоящим, а экономические и политические факторы будут ограничивать способность правительств финансировать их за счет более высоких налогов. Соотношение налога к ВВП в большинстве стран с развитой экономикой уже является высоким – особенно в Европе, а уклонение от уплаты налогов, избежание и арбитраж еще больше усложнят усилия по увеличению налогов на высокие доходы и капитал (предполагая, что такие меры могут даже обойти лоббистов или обеспечить покупку бай-ин от правоцентристских партий).

Таким образом, ведение этих необходимых войн приведет к увеличению государственных расходов и трансфертов в виде доли от ВВП без соразмерного увеличения налоговых поступлений. Структурный бюджетный дефицит вырастет еще больше, чем он есть, что потенциально может привести к неприемлемым коэффициентам задолженности, что повысит стоимость заимствований и приведет к долговым кризисам с очевидными отрицательными последствиями для экономического роста.

Для стран, которые заимствуют средства в собственной валюте, целесообразным вариантом будет позволить более высокой инфляции снизить реальную стоимость долгосрочного номинального долга с фиксированной процентной ставкой. Этот подход действует как налог на капитал с вкладчиков и кредиторов в пользу заемщиков и должников, и он может сочетаться с дополнительными драконовскими мерами, такими как финансовые репрессии, налоги на капитал и полный дефолт (для стран, которые заимствуют в иностранной валюте или чья задолженность в основном является краткосрочной или индексируется с учетом инфляции). Поскольку «инфляционный налог» является тонкой и хитрой формой налогообложения, которая не требует одобрения со стороны законодательной или исполнительной власти, это путь наименьшего сопротивления дефолту, когда дефицит и долги становятся все более неустойчивыми.

Я сосредоточился главным образом на факторах со стороны спроса, которые приведут к более высоким расходам, дефициту, монетизации долга и инфляции. Но существует также много среднесрочных негативных шоков совокупного предложения, которые могут усилить сегодняшнее стагфляционное давление, увеличивая риск рецессии и каскадных долговых кризисов. Великая Умеренность мертва и похоронена; грядет Великий стагфляционный долговой кризис.

Copyright: Project Syndicate, 2022. www.project-syndicate.org

Нуриэль Рубини

Почетный профессор экономики Школы бизнеса Стерна при Нью-Йоркском университете, главный экономист команды Atlas Capital и автор книги Megathreats: Ten Dangerous Trends That Imperil Our Future, and How to Survive Them (Little, Brown and Company, 2022).




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *