Чем грозит Казахстану крепкий рубль?
Проклятие или благословение? Казахстанские экономисты, финансисты и бизнесмены ломают копья по поводу скачка курса российского рубля.
По данным Нацбанка, в течение июня произошло значительное укрепление рубля ко всем валютам, в первую очередь к доллару, на фоне введенных в России мер контроля движения капитала, высоких цен на основные экспортные товары, включая энергоресурсы, вкупе с существенным сокращением импорта и несмотря на значительное смягчение введенных ранее валютных ограничений. Это, соответственно, привело к ослаблению курса тенге/рубль до минимальных исторических уровней 9,0–9,1 тенге за рубль.
Нацбанк подчеркивает, что рынок тенге/рубль недостаточно глубокий и ликвидный для самостоятельного формирования, что связано с торговым дисбалансом между Россией и Казахстаном, а также с тем, что казахстанские экспортеры не продают свою продукцию северному соседу за тенге, чем обуславливается низкий спрос на тенге в РФ, в отличие от российских экспортеров, которые большинство своего экспорта в Казахстан продают за российские рубли.
С одной стороны – это жесткое проинфляционное давление, особенно для страны, импортирующей львиную долю потребительских товаров из России или через нее. Инфляция в Казахстане в июне в годовом выражении ускорилась до 14,5% с 14% месяцем ранее.
С другой стороны, растущие в цене российские товары становятся менее конкурентоспособными. «У нас по бизнесу есть немало контрактов с РФ, и платить по 9 тенге за рубль – легче отказаться от контрактов», – пишет известный предприниматель Алмас Чукин.
Главная проблема здесь, по его же словам, состоит в том, что альтернативный импорт ограничивают соглашения ЕАЭС, направленные на поддержку в первую очередь российских потребителей.
«При таком курсе рубля нам надо убрать все ограничения на импорт, и купить за доллары, которые по-прежнему около 400+ тенге в мире, то, что нам надо», пишет Чукин. «И чтобы нам квоты на сахар или масло не диктовал совет пяти стран, который собирается раз в полгода.»
Действительно, если Москва одной рукой стреляет себе в ногу, вторая ее рука не должна хотя бы тянуть на дно партнеров вроде Казахстана. Тем более, логистический кризис, связанный с санкциями против РФ, создает дополнительные возможности для замещения российских товаров.
С политикой же Национального банка, который категорически не вмешивается в курсообразование тенге/рубль, нельзя не согласиться: таргетировать курс, более близкий к историческому среднему, означало бы искусственно снижать конкурентоспособность казахстанских производителей.
И это еще одна сторона медали – крепкий рубль дает казахстанским экспортерам возможность заработать на российском рынке, поставляя товары почти по демпинговым ценам.
Так, по данным газеты «КоммерсантЪ», ArcelorMittal в июне вернулся к поставкам стали в Россию, хотя в мае объявил об остановке экспорта. При этом импорт с завода в Казахстане поступает по ценам, которые значительно ниже, чем в России и Европе. Возвращение конкурента с выгодными условиями задевает интересы российских металлургов, для которых значение внутреннего рынка заметно выросло. Санкции закрывают для них рынки Европы и США, а наладить экспорт в Азию мешают крепкий рубль и резкий рост логистических затрат.
«При текущем курсе рубля, безумно крепком, при резко возросших расходах на логистическую цепочку, на фрахт, перевалку, на доставку, мы не можем продавать на вроде бы дружественные нам рынки юго-восточных стран, Тихоокеанского региона и так далее», – цитирует газета владельца «Северстали» Алексея Мордашова. «Экономически это просто невыгодно».
Есть еще, конечно, вопрос с наводнившими казахстанский рынок наличными рублями, который Нацбанк обещает решить в ближайшее время, разрешив их вывоз с 15 июля. Не очень понятно, что препятствовало такому шагу ранее, став таким образом причиной огромного дисбаланса между наличным и безналичным рынками.
А пока, по сути, имеем «бесплатную» девальвацию с ключевым торговым партнером, при которой не нужно тратить бюджетные деньги на традиционную индексацию банковских депозитов к доллару.
При таком раскладе, может быть, и IKEA, покидающая Россию, придет наконец в Казахстан.
Комментариев пока нет