Чем степные аристократки отличались от наташ ростовых? - Exclusive
Поддержать

Чем степные аристократки отличались от наташ ростовых?

В Казнете разгорелся скандал между журналистами Мухтаром Туменбаем и Майей Бекбаевой, набравший десятки тысяч комментариев и репостов. Первый утверждает, что в одном из своих видео его оппонентка нелестно высказалась в адрес казашек.

Речь идёт о ролике, появившемся накануне Дня матери (11 мая) под названием «Почему алашординцы женились исключительно на русских женщинах?» По словам журналистки Бекбаевой, русские жены были более образованны – «с ними было, о чем поговорить». Словом, более конкурентоспособны, чем казашки.

Между тем, история знает немало примеров того, когда степная политика в значительной степени определялась казашками. Женщины из сословия торе были более деятельные, энергичные, независимые в своих поступках, поскольку в них с детства формировались чувство собственного достоинства и самодостаточность.

Ханша Бопай

Первые более или менее подробные сведения о женщинах-казашках появляются только с начала XVIII века. Это прежде всего относится к жене хана Младшего жуза Абулхаира (17181748) – Бопай-ханым. Даже с точки зрения патриархально мыслящих российских авторов XVIII-XIX веков, она была действительно яркой фигурой, которая привлекала их внимание своим недюжинным интеллектом и характером, заставляла посвящать ей отдельные страницы в различных документах, донесениях, а в последующее время (в конце XIX– начале XX веков) уже и в крупных исторических исследованиях.

Как утверждала казахстанский историк Ирина Ерофеева, в период патриархата даже в самой метрополии – дореволюционной России – роль женщины была весьма сложной. Многие евроазиатские традиции брака и семейных отношений, которые существовали в России, не отличались от классического Востока. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить знаменитый роман Льва Толстого «Анна Каренина», где рассказывается о трудностях и трагедии развода, через которые проходит женщина, чтобы, наконец, приобрести возможность самостоятельно устраивать свою жизнь. Пример знаменитого математика Софьи Ковалевской указывает, как сложно было женщине добиться права наравне с мужчинами заниматься наукой.

Что касается Бопай-ханым, то она, как свидетельствовала историк, обладала от природы определенным набором достоинств, которые создавали благодатную почву для ее возвышения. Это, в первую очередь, внешняя красота. Английскому художнику и путешественнику Джону Кэстлю, который побывал в казахских степях в 1736 году и общался с Абулхаиром и его женой, удалось запечатлеть прекрасный внешний облик ханши. Правда, в тот период, когда он рисовал ее, Бопай была отнюдь не молодой, ей было более 50 лет.

Никаких документальных сведений о том, как сложился брак между Абулхаиром и Бопай практически нет, но об этом сохранилось много исторических преданий, которые были записаны в конце XIX века.

Брак Абулахира с Бопай был во многом нетрадиционен для тех отношений, которые существовали в степи. Абулхаир рано остался без родителей. И хотя он был султанского происхождения, но не имел еще никакой широкой социальной поддержки и был практически нищим, а Бопай, по одной версии, принадлежала к торе, по другим преданиям – происходила из карасуек, но, тем не менее, была из очень обеспеченной семьи. И, естественно, отец не хотел выдавать замуж свою юную красавицу и умницу дочь за безродного и нищего султана.

Одно из преданий гласит, что Абулхаир, полюбив Бопай, скрыл свое султанское происхождение, чтобы устроиться к ее отцу пасти стада. У них завязался роман, она уже ждала ребенка и только тогда они решились объявить ее жесткому и властному отцу об этом. Отец Бопай будто бы поставил жениху полуфантастические условия – пригнать в качестве калыма 40 жеребцов с черными пятками, 40 – с белыми.

– Это, конечно, поэтизированная легенда, но здесь во многом явно угадываются многие реальные мотивы – сиротство Абулхаира в раннем возрасте, его бедность и невлиятельность, – утверждала Ирина Ерофеева. – И по обыкновенной логике вещей нетрудно догадаться, что подобный торе был в то время отнюдь не завидным женихом для любой девушки. А Бопай, судя по всему, была из круга очень обеспеченного, и поэтому брак был неравным.

Роль этой женщины интересна была тем, что она была не просто верной супругой и добродетельной матерью. Бопай – это отнюдь не классический казахский вариант Наташи Ростовой, которая женским инстинктом угадывала по выражению лица своего мужа, что он хочет сказать, и полностью повторяет его слова и мысли, не имея при этом собственного взгляда на общественные проблемы. Ханша Бопай, напротив, будучи рядом с мужем, обладала вполне самостоятельным мировоззренческим кругозором и не просто угадывала его мысли и подчиняла свои интересы его устремлениям, – у них в значительной степени эти устремления совпадали. Она была женщиной честолюбивой, властной и совсем не стремившаяся смириться с положением поддакивающей супруги – она хотела влиять на политику мужа. Во многих документах, в частности, подчеркивается, что очень часто Бопай спорила с Абулхаиром, убеждала его в неправоте отдельных действий. Кроме того, она вела вполне самостоятельную переписку и имела независимые от него контакты с царскими администраторами и, возможно, с джунгарскими правителями.

В частности, например, в контактах с мусульманином Алексеем Тевкелевым (настоящее имя Кулмухаммед-мурза) она, смиренно опустив голову, вела себя как истинная мусульманка и разговаривала с ним в подчеркнуто витиеватых, уважительных выражениях.

В то же время стиль ее переписки с первым губернатором Оренбургского края Иваном Неплюевым свидетельствует о довольно своеобразных контактах с этим человеком. В свое время известный русский историк второй половины XIX века Витевский, характеризуя роль Неплюева в истории Оренбургского края, очень емко и образно назвал его Петром Великим Оренбургского края, поскольку он заложил там основы российской колониальной политики. Будучи чрезвычайно сильной политической фигурой, Неплюев был не исполнителем воли царского правительства, а формировал эту волю из Оренбурга.

У него, со слов Ирины Ерофеевой, были сложные отношения с ханом Абулхаиром, их переписка, особенно со стороны Абаулхаира, носила эмоционально-резкий, где-то даже неприязненный характер. Совершенно другие отношения существовали у Оренбургского губернатора с Бопай-ханым. Неплюев относился к ней подчеркнуто любезно и вежливо, делал ей различного рода подарки, а стиль ее писем к нему был достаточно фамильярный и даже кокетливый. То есть она пыталась использовать свое женское оружие в проводимой в степи политике и, в то же время, сглаживать те противоречия, которые существовали между ее мужем и губернатором. В данном случае, не оставаясь в тени мужа, она играла самостоятельную роль. И ей, действительно удавалось где-то регулировать отношения и смягчать взаимное недовольство друг другом Неплюева и Абулхаира. Кстати говоря, ханша Бопай имела и собственную свою печать, которую ставила на деловых письмах.

Письма у нее не просто кокетливые – они очень интересные и живые. В одном из них она, в частности, благодарит Неплюева за посылку какой-то косметики. «Пришлите мне еще что-нибудь, я так хочу помолодеть, мне хочется нравиться». А еще письма Бопай привлекательны тем, что в отличии от многих других мужских и женских писем, в них отражается не только индивидуальность этой женщины, но особый, неповторимый колорит. Тогда как, например, этого не скажешь о письмах ее сыновей (допустим, Нуралы-хана).

Бопай, как явствует из документов, не просто давала советы мужу, но и выезжала с ним на курултаи казахской знати, где была активным оратором, влияющим на аудиторию. Старшины слушали ее, не пытаясь даже возражать.

Это, как утверждает Ирина Ерофеева, феноменальный случай в истории Казахстана: «Я больше не встречала в исторических материалах, чтобы женщина участвовала в сугубо мужских курултаях. Обычно они там даже не присутствовали. Бопай была настолько властной женщиной, что, когда погиб Абулхаир, она в течение десяти лет оказывала очень сильное влияние на своих сыновей. И они, нравилось им это или нет, вынуждены были слушать мать и выполнять ее волю. Прожила эта женщина достаточно долгую жизнь, умерла она на сто первом году жизни – 31 мая 1780 года. Правда, последние 20-30 лет ее жизни – видимо, по причине болезни – почти не освещены.

Казахская Мата Хари

Были в степи и другие неординарные женщины. Например, княгиня Тайкара, дочь Нуралы – одного из сыновей Абулхаира и Бопай.

Тайкара – единственная казашка в дореволюционный период, которой была посвящена масса восторженных отзывов. Если по отношению к Бопай у царских чиновников была более уважительная и почтительная интонация, так как она была женщиной уже в возрасте, то в отношении Тайкары царские чиновники проявляли к ней чисто мужские эмоции.

Она была дочерью Нуралы-хана от женщины, на которой он женился в довольно позднем возрасте по обычаю левирата – она была женой его младшего брата Чингиза, который рано умер. Их дочь отличалась, как описывают современники, красотой, которая приводила всех чиновников Оренбургского края в изумление. Неординарная внешность сочеталась с интеллектом, шармом, умением одеваться, носить и европейскую и восточную одежду.

Благодаря тому, что ее муж, кожа Нурмухамед Абжелилов, был в составе пограничного суда при Оренбургской пограничной комиссии, она имела возможность бывать и в Петербурге, где усвоила лоск российских светских дам, хотя там она одевалась подчеркнуто в восточные одежды.

 Когда в Оренбургском крае в качестве губернатора появился барон Отто Генрих фон Ильгестром, первая же встреча с Тайкарой произвела на него неизгладимое впечатление. Она стала фавориткой Игельстрома, что дало потом основания выполнять ей роль казахской Мата Хари.

Потомки Абулхаира, возмущенные тем, что институт ханской власти в Младшем жузе был ликвидирован после восстания Срыма Датова, возложили на нее миссию повлиять на барона с тем, чтобы он был восстановлен. И Тайкаре это удалось. В последующем царские чиновники, будучи глубоко уязвленными этим, писали об Игельстроме как об «идиоте, старом селадоне, который потерял голову от киргизской красавицы».

Много написано о бабушке Чингиза Валиханова – Айганым-ханум, женщине умной, самостоятельной и гораздо более сильной, и интересной, чем ее муж – хан Вали. Более того, она была женщиной, обладающей стратегическим мышлением. В отличие от многих своих современников, она прекрасно понимала значение и необходимость образования для детей, поэтому Айганым организовывала школы в степи, вела переговоры с Омской администрацией на предмет того, чтобы ее сына приняли на учебу, что также нетипично для того времени. Ее самостоятельность проявлялась и в вопросах землепользования.

О сестре Кенесары – знаменитой султанше Бопай, женщине, которая вместе с братом последовательно участвовала в борьбе с царскими войсками, тоже осталось немало воспоминаний. Но, к сожалению, документов, проливающих свет на какие-то другие особенности ее характера, мало.

Информационная провокация

Вернемся к теме – почему все-таки агрессивные посты собирают десятки тысяч репостов и комментариев?

Как выяснилось, устойчивую популярность провокационного контента, сознательно направленного на вызов гнева, агрессии и полярных реакций в социальной среде психологи называют rage-bait (дословно – приманка на ярость). Именно поэтому, считают они, людей тянет в бой, когда незнакомец в интернете заявляет, что «Все мужики – козлы, а все женщины – тарелочницы”, “Қазақша сойле” или «Все травмы — от мамы!»

По сути rage-bait – это информационная провокация, нацеленная на массовую эмоциональную реакцию, – говорит аналитический психолог Мария Белова. – Но с точки зрения юнгианской психологии, это не просто кликбейт, а запуск коллективной тени – вытесненных, неинтегрированных аспектов психики, присутствующих как в индивидуальном, так и в общественном бессознательном.

Высказывания типа «мужчины не заслуживают любви» или «все психологи — шарлатаны» апеллируют не столько к рациональной части личности, сколько к архетипическим структурам – чувствам вины, стыда, ощущения несправедливости, опыту отверженности. Происходит мгновенное высвобождение аффекта, сопровождаемое потребностью в немедленной реакции, а это уже является симптомом напряжения между сознательной установкой и вытесненным содержанием. Алгоритмы социальных сетей становятся просто усилителем психологической динамики, как отдельного человека, так и социума в целом. Для автора rage-bait-постов это часто становится формой бессознательного выражения внутреннего конфликта через внешнюю провокацию. Для аудитории – формой участия в коллективной драме, где каждый комментарий является попыткой защитить свое Эго от столкновения с Тенью.

– Когда у человека много тревоги, это вызывает напряжение, – считает коллега Марии Беловой, аналитический психолог Айгуль Садыкова. – Легче всего сбросить его через какое-то физическое действие (например, спорт). Но проще всего писать проклятья в сети, потому что то, что выставлено там, начинает вызывать у пользователей какие-то эмоции. И чем больше агрессивных выпадов, тем выше показатель тревожности общества и это очень плохой признак. Мы не можем сказать о прошлом времени, потому что раньше соцсетей не было. Возможно, сброс напряжения шел тогда через что-то другое.

На мой взгляд, тот мощный поток информации, который сейчас есть, тоже, как ни странно, вызывает напряжение, потому что его надо постоянно перерабатывать, тем более, что большая часть информации негативная: нарастающая инфляция, нестабильность, войны и т.д. С другой стороны, как никогда стала видна поляризация общества – часть людей живет в роскоши, а часть – выживает и это вызывает агрессию простых людей. Однако тот, кто полностью доволен своей жизнью, никогда не будет вестись на провокации в сети, агрессивно поддерживая чью-то позицию.

Мерей Сугирбаева




4 Комментариев

  1. Отличный материал! Особенно в отношении rage-bait и его психологических основ. К сожалению, людям, попадающим в жернова такой необоснованной ярости, очень трудно в моменте. Но, по себе знаю, это обычно идет ему на пользу: приходит лучшее понимание людей, своей миссии, возникают новые идеи и смыслы.

  2. Хорошо что Ерофеева умерла, теперь можно без страха и совести драть ее тексты и рубить гонорары

  3. ЖАСА МЕРЕЙ!!! ТАМАША СТАТЬЯ!!! БАЙЫМЕН СӨЙЛЕСЕ АЛАТЫН ҚАТЫН БІР БӨЛЕК ХАЛЫҚТЫҢ ҚАМЫН ОЙЛАП ӘРЕКЕТ ЕТКЕН ҚАЗАҚТЫҢ ХАНШАЙЫМДАРЫ БІР БӨЛЕК…ОРЫС ҚАТЫН АЛҒАН ҚАЗАҚТЫҢ ЕРКЕКСЫМАҚТАРЫ БІЛІП ҚОЙСЫН ОЛ ҚАТЫНДАР НЕ БІТІРІПТІ, ЕЛГЕ ҚАНДАЙ ЕҢБЕГІ СІҢІПТІ АЙТСЫН ДӘЛЕЛДЕП….