Ya Metrika Fast


English version

Чем угрожает России включение в списки FATF

Политика — 21 октября 2024 16:00
0
Изображение 1 для Чем угрожает России включение в списки FATF

Россия сейчас формально не находится даже в сером списке. Но на практике угроза вторичных санкций со стороны США и внутриевропейские регуляторные требования приводят примерно к такому же результату.

22 октября представители Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (The Financial Action Task Force – FATF) в Париже будут снова решать вопрос о том, включать ли Россию в свой черный список. Положительное решение, которого давно добивается Украина, сама не входящая в эту международную группу, означало бы фактическое отключение российской экономики от международной банковской системы. Однако шансы на такой исход хоть и подросли за последнее время, но все равно остаются невысоки.

В последний раз Киев пытался наказать Россию таким образом в июне этого года. Судя по внутреннему документу, который цитирует Politico, аргументы Украины не особо изменились с прошлого раза. Россию обвиняют в сотрудничестве с двумя странами (Ираном и Северной Кореей), которые уже находятся в черном списке FATF, а также финансировании частных военных компаний и террористических группировок из государственных средств.

В этот раз, впрочем, давление может быть более сильным, учитывая недавние украинские заявления о том, что северокорейские военные теперь напрямую участвуют в войне на стороне России. Не исключено, что эти публичные заявления были сделаны накануне заседания FATF именно для того, чтобы оказать давление на представителей организации.

Чингиз Айтматов

FATF была учреждена «Большой семеркой» еще в 1989 году. На ее заседаниях обсуждается, насколько законодательство и правоприменение в той или иной стране отвечает рекомендациям по борьбе с отмыванием денег. Россия тоже входит в FATF – с 2003 года, но из-за войны с Украиной организация приостановила российское участие в феврале 2023 года. Действующая при Совете Европы аналогичная FATF группа MONEYVAL поступила так же.

На заседаниях в Париже участники обсуждают, прежде всего, какие страны необходимо включить в черный и серый списки FATF. Тех, кто попал в первый (сегодня это Иран, Мьянма и Северная Корея), фактически отключают от международной банковской системы, после чего они могут проводить какие-то финансовые операции только через посредников. FATF считает, что страны в черном списке намеренно не выполняют правила борьбы с отмыванием денег, а также не предоставляют доступ проверяющим органам и исследователям к их банковским записям.

Помимо черного, FATF также составляет серый список, где стран куда больше и обновляются их ряды куда чаще. Туда попадают те государства, которые в теории согласны с рекомендациями и готовы менять свои законы и практики для борьбы с отмыванием денег. Но пока они этого не сделали, поэтому все финансовые операции с клиентами из этих стран подлежат усиленной проверке внутренних отделов банков и финансовых институтов.

На практике это означает, что какие-то транзакции из серых стран вообще не проходят, а какие-то занимают значительно больше времени, чем у других. В конечном итоге это ведет к росту транзакционных издержек, отражается на стоимости сделок, инвестиционных возможностях и даже инвестиционном рейтинге.

Впрочем, островные «налоговые раи» – вроде Каймановых островов, Барбадоса, Панамы и ряда других государств – живут в сером списке годами. По всей видимости, доходы от непрозрачности для них перевешивают потенциальные выгоды от соблюдения буквы и духа рекомендаций FATF.

Россия сейчас формально не находится даже в сером списке. Но на практике угроза вторичных санкций со стороны США и внутриевропейские регуляторные требования приводят примерно к такому же результату. Ужесточение проверок, отказы в операциях, выросшие в разы сроки проведения транзакций – все это хорошо знакомо российским компаниям и гражданам. А с декабря прошлого года, когда США объявили о расширении применения вторичных санкций, эти проблемы стали еще острее.


Однако включение России в черный список существенно усложнило бы и без того тяжелую ситуацию с прохождением платежей.

Очевидные противники включения России в списки нарушителей – ее торговые партнеры: Китай, Индия, ОАЭ, Турция. Для них попадание России в черный список угрожает остановкой сотрудничества в оборонной сфере, совместных авиационных, логистических и ядерных проектах.

Также включение в черный список остановило бы существующие экспортные потоки из России, в том числе нефти, зерна, урана, металлов и удобрений, от которых зависят многие страны. Выпадение этих экспортных объемов приведет к росту мировых цен на товары и, соответственно, очередному витку инфляции.

К тому же строгих формальных оснований для включения России в черный список FATF пока нет. Официально Москва продолжает выполнять требования организации. Сама FATF стремится к нейтральности и старается избегать обвинений в политизации: одно дело – приостановить участие России в группе за войну, другое – включить в черный список государство, которое формально ему не соответствует.

Официальное попадание России в серый список тоже маловероятно. Российские финансовые организации по-прежнему соблюдают требования FATF при осуществлении финансовых операций. Законодательство в этой части в России не менялось с начала войны, и российские финансовые власти постепенно открывают обратно какую-то отчетность. А активной торговлей с теми странами, которые уже включены в черный список, занимается также Китай, но его за это не включают ни в черный, ни в серый список.

Россия, впрочем, уже была в черном списке. В феврале 2000 года FATF разработала перечень из 25 признаков бюрократической и деловой практики, по которым ту или иную страну можно было отнести к числу не желающих бороться с отмыванием преступных денег. У России обнаружили десять таких признаков, поэтому 22 июня 2000 года ее включили в первый черный список FATF.

Вместе с этим списком FATF тогда распространила обращение к странам «Большой восьмерки» с призывом ввести финансовые санкции против его фигурантов. На выход из списка у России ушло два года законодательной деятельности.

Украина тоже когда-то попадала в черный список – причем дважды: сначала с 2002 по 2004 год, а затем еще раз в 2010-м, на год.

Сейчас, даже если Украине удастся убедить FATF включить Россию в серый список, это мало что изменит на практике. Сегодня большинство операций российских клиентов, транзакции которых номинированы в долларах или евро (а значит, проходят через американскую или европейскую банковские системы), и так изучаются банками под микроскопом. Транзакции с банками Китая, Турции и ОАЭ регулярно тормозятся и усложняются. Об инвестиционном рейтинге, который пострадал бы от включения в список, никто уже не вспоминает – глобальные рейтинговые агентства отозвали рейтинги России и прекратили ее оценивать еще в самом начале войны. Так что все негативные последствия от серого списка FATF российская экономика давно получила и без официального включения.

Полную версию читайте здесь.


Александр Коляндр

Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.