Чему Казахстану следует поучиться у Узбекистана - Exclusive
Поддержать

Чему Казахстану следует поучиться у Узбекистана

Министерство цифрового развития Казахстана регулярно бахвалится своими достижениями, утверждая, что в Казахстане активно внедряется 5G, улучшается качество связи и, вообще, «мы лучше Токио». Тем временем, все пользователи все чаще жалуются на качество интернета. Министерство объясняет это низкой стоимостью тарифов. Но в соседнем Узбекистане, где цены ощутимо ниже, качество интернета за короткий срок оказалось намного лучше. 

Поездку по Узбекистану журналист Exclusive.kz совершил в апреле этого года. Помимо просмотра достопримечательностей было интересно рассмотреть своими глазами разницу госуправления, изучив разницу в подходах к решению некоторых схожих актуальных проблем.

Ни для кого не секрет, что экономически Узбекистан развит значительно хуже Казахстана. Если ВВП РК на душу населения по состоянию на конец 2023 года составляет 13,3 тысяч долларов, то у Узбекистана этот показатель в 5,3 раз меньше – 2,5 тысяч. Причин такого низкого развития экономики соседней с нами страны много, но среди ключевых – длительный период застоя при диктатуре Каримова и, как следствие, большие объемы теневой экономики, про которую мы писали ранее. Тем не менее, множество проблем начинают стремительно решать сейчас. И среди них – развитие интернета.

При Каримове интернет намеренно старались не развивать. Сам он говорил, что «никто не может отрицать важное значение и безграничные возможности интернета» и что якобы государство «всесторонне поддерживает стремление наших соотечественников все более широко использовать возможности Интернета». Однако непосредственно о развитии, улучшении доступа к сети никакой речи не было. 

Будучи главой узбекского государства, Ислам Каримов намекал на то, что доступ должен быть менее широким, утверждая, что «деструктивные силы, стремящиеся ввести в заблуждение молодежь с неокрепшими сознанием, стремятся использовать возможности интернета в собственных, корыстных целях». И, как сейчас уже известно, он отдавал Центру наблюдений за массовыми коммуникациями и национальным провайдерам команды снижать скорость и блокировать доступ к сайтам с неугодной ему информацией. Более того, в 2012 году вскрылось, что сразу две телеком-компании были незаконно связаны с его дочерью Гульнарой: в МТС она путем рейдерства стала соучредителем, а «Билайн» совершал с ней и связанными с ней людьми сделки на сумму свыше 900 млн долларов.

– Если говорить о развитии интернета в Узбекистане и вообще развитии страны в целом, то вы можете видеть такую интересную ситуацию, что с каждым годом увеличивается статистика в позитивную сторону во всех отраслях экономики, что бы ни взяли – зерноводство, хлопководство и так далее. У нас огромное количество зарегистрированных газет и журналов, но это не значит, что их можно читать, и что люди, прочитав это огромное количество газет, узнают хоть что-либо, что на самом деле происходит в стране. То есть, узбекский режим, можно сказать, давно набил руку в том, как использовать цифры в свою пользу. То же самое можно говорить и об интернете. <…> Есть два врага интернета – это режим Ислама Каримова, который блокирует прежде всего политические сайты, пишущие критические вещи о ситуации в стране, я бы даже сказала, не критические, а правдивые. А во-вторых, я думаю, что не менее значимый враг интернета – это в целом очень тяжелая экономическая ситуация в стране, – говорила в 2007 году изданию DW журналистка Галима Бухарбаева, преследуемая режимом Каримова за освещение массового расстрела протестующих в Андижане и других проблем страны.

Именно по этой причине Узбекистан длительное время входил по международным рейтингам в десятку стран с наихудшим развитием связи, а сам Каримов в 2009 году был включён организацией «Репортёры без границ» в список «врагов интернета» наряду с главами КНДР, Китая, Туркменистана, Сирии, Саудовской Аравии, Мьянмы, Кубы и других стран с крайне высокой стоимостью интернета, намеренно низкими техническими возможностями для доступа в интернет, тщательной фильтрацией информации в сети и так далее. 

После смерти Каримова в 2016 году и передачи власти бывшему премьер-министру Шавкату Мирзиёеву ситуация разительно начала меняться. Для понимания масштабов: до смерти Каримова пропускная способность международной сети передачи данных в Узбекистане, по официальным данным, составляла 16,07 Гбит/с. Для сравнения, у Казахстана в тот же самый период она достигала показателя около 300 Гбит/с. Уже спустя год после смерти Каримова пропускную способность в Узбекистане увеличили до 64,2 Гбит/с, а ещё один год спустя, в 2018, – до 1120 Гбит/с. 

Сейчас в Узбекистане интернет, по личному опыту, достиг такого высокого качества и уровня доступности, что за время передвижений на поезде из Ташкента в Бухару, из Бухары в Самарканд и из Самарканда в Ташкент мобильная связь ни разу не отключалась и почти всё время оставалась на уровне 4G, лишь несколько раз спадая до медленного, но всё ещё работающего E. В то же время в Казахстане мобильный интернет во многих городах полностью перестаёт работать уже в тот момент, когда поезд начинает свой путь. А то и вовсе (как, например, в Астане на новом ж/д-вокзале «Нурлы Жол») уже тогда, когда человек только подходит к перрону. 

Примечательно, что таких результатов узбекистанцы достигли за крайне небольшой срок – фактически, всего лишь за последние 4 года. Ещё в 2020 году, согласно DataReportal, интернет в Узбекистане был доступен только для половины жителей страны. Тогда фиксировалось всего лишь 18,3 млн пользователей и медианная скорость мобильного подключения не превышала 9 Мбит/с, фиксированного (домашнего) – 22,5 Мбит/с. 

– До настоящего времени проводились работы по расширению мобильных сетей 2G. Сегодня все проекты предусматривают расширение охвата сетей 3G/4G. В частности, только в этом году было установлено и запущено более 2200 базовых станций 3G/4G, – писало министерство цифровых технологий Республики Узбекистан в апреле 2020.

В 2020 году Мирзиёев подписал постановление «О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства» и принял стратегию «Цифровой Узбекистан-2030», которые предусматривают реализацию множества проектов по внедрению цифровых технологий. Стратегия официально прописала необходимость в течение короткого времени – двух лет – стремительно повысить уровень подключения населенных пунктов к интернету со скоростью не менее 10 Мбит/с с зафиксированного на тот момент 78% до 95%. Отдельно была прописана обязанность обеспечить высокоскоростным интернетом до 1 января 2022 все популярные туристические места.

Для финансирования этой стратегии был принят отдельный указ, согласно которому с ноября 2020 года на цифровизацию стали направлять минимум 5% от общей суммы средств инвестпроектов, международных финансовых институтов, зарубежных правительственных финансовых организаций и стран-доноров.

Помимо этого, с 1 ноября 2020 правительство Узбекистана отменило требование по оформлению разрешения на эксплуатацию базовых станций для организации связи в закрытых помещениях, работающих в пределах радиочастот, выделенных операторам мобильной связи. Для операторов мобильной связи было предоставлено право оформлять разрешения на ввоз в Узбекистан радиоэлектронных устройств и оборудования без получения разрешения на приобретение, установку, проектирование и строительство и был внедрён уведомительный порядок завершения работ по строительству, монтажу, реконструкции, проведению испытаний, организации эксплуатации в коммерческих целях, изменению конструкции и расширению оснащения действующих установок телекоммуникационных линий и сооружений. Это позволило реализовать концепцию и улучшать доступность связи ещё быстрее. 

Как итог, уже к началу 2021 году в Узбекистане начали говорить не только о внедрении 3/4G, но и сразу о реализации проектов по развитию 5G-технологий. Первые 15 базовых станций тогда же были установлены в деловом квартале столицы Tashkent City. Узбекистан оказался первой страной в Центральной Азии, кто это сделал, – хотя впоследствии внедрение 5G застопорилось. По последним новостям, с конца 2024 года поэтапно развертывать пятое поколение мобильной связи во всех крупных городах страны одному из мобильных операторов Узбекистана будет помогать компания Nokia.

Для защиты прав потребителей и стимулирования действительной, не искусственной работы по улучшению качества интернета в июне 2021 года государственная инспекция «Узкомназорат» обязала операторов и провайдеров указывать исключительно достоверную информацию о предоставляемой скорости. 

– Если вы приобретаете скорость интернета на 100 Мбит/с, то она будет ровно 100 мбит/с, не меньше. Больше не будет такого понятия, как «до 100 Мбит/с». Мы полностью уберем предлог «до» во всех провайдерах и будем максимально требовать с них предоставления качественных интернет-услуг, – объявил тогда советник премьер-министра, начальник департамента по вопросам развития информационных технологий, телекоммуникаций и инновационной деятельности Олимжон Умаров (в этом году он стал первым замминистром цифровых технологий).

С тех пор в Узбекистане, в отличие от Казахстана, нет никаких абстрактных обещаний от телеком-компаний «Мы можем предоставить скорость до 500 Мбит/с», которой у пользователей на самом деле никогда не будет. Исключительно «Мы гарантируем, что за эту стоимость стабильно предоставим вам _вот эту_ скорость».

Сейчас, по данным DataReportal, в Узбекистане 29,5 млн пользователей интернета (или 83,3% жителей страны) и 33,8 млн пользователей мобильной связи (95,5% жителей). 

Медианная скорость мобильного интернета в Узбекистане всё ещё не идеальная – 24,7 Мбит/с. Однако при этом, как уже писалось выше, там она в результате принятых государством мер присутствует стабильно во всех частях основных городов страны и на протяжении поездок на поезде. Тогда как в Казахстане обозначенная медианная скорость 35,5 Мбит/с часто обрывается, – к примеру, даже в «золотом квадрате» Алматы журналист Exclusive.kz регулярно фиксирует периодические провалы скорости своего мобильного оператора до крайне низких по современным меркам 6-9 Мбит/с взамен обещанной средней. А вот медианная скорость фиксированного (домашнего) интернета в Узбекистане чуть выше, чем в Казахстане: в Узбекистане – 55,45 Мбит/с, в Казахстане – 51,41 Мбит/с.

В прошлом году на тот момент министр цифрового развития, теперь глава нацкомпании «Казахтелеком» Багдат Мусин оправдывал сложившееся в стране качество интернета высоким потреблением трафика и якобы дешевыми тарифами. Вслед за его заявлениями все операторы мобильной связи одновременно в одностороннем порядке объявили об увеличении цен. В то же время в Узбекистане, где интернет, как выяснилось, стабильнее, стоимость значительно ниже и, более того, министерство вовсе выступало за снижение цен для обеспечения большей доступности. 

Сравнение стоимостей тарифов с интернет-пакетом в Узбекистане и Казахстане одного из мобильных операторов представлено на скриншотах.

Какой из этого можно сделать вывод? Нашим чиновникам следует умерить свое чванство и внимательнее следить за реальностью, вслушиваясь в слова граждан и сопоставляя действительность во время поездок хотя бы по соседним странам. В противном случае, если «развивать» интернет таким же образом, как это делается до сих пор, – путём сумасбродных заявлений, что «мы в рейтингах лучше Токио», замалчивания негативной информации и переложения своих обязанностей на плечи провайдеров и Илона Маска, – это путь уподобления примеру Ислама Каримова, который не приводит ни к чему хорошему.

Напомним, в июне премьер-министр Олжас Бектенов поручил исключить необоснованные повышения операторами тарифов на связь и улучшить качество сети в течение трех месяцев. Срок идёт. Прошёл уже один месяц, осталось два. Посмотрим, приведёт ли это поручение наконец-таки к настоящему улучшению ситуации в короткий срок, как это произошло у соседей… 

В целом, вопрос необходимости его развития набил казахстанцам оскомину. Бывший премьер-министр Смаилов поручал Багдату Мусину решить вопрос с плохим интернетом в сентябре 2023, а в январе 2023 высказывал замечание из-за возмущений и жалоб от казахстанцев на низкое качество, указав, что «хорошее соединение иногда отсутствует даже в крупных городах». А в этот раз даже у самого правительства пропадал интернет во время обсуждения вопросов по его качеству. Сможет ли решить проблему новый министр Жаслан Мадиев?

Ранее Exclusive.kz подробно анализировал работу министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности в материале «Есть ли чем хвастаться Казахстану перед Павлом Дуровым?».

Максим Елизаров




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *