Чьих даров боятся доморощенные «данайцы»
В предыдущем материале на портале Exclusive.kz уже рассказывалось о том, что Центральная Азия – это своеобразный культурно-исторический «субконтинент». В этой статье рассмотрим, как строились отношения между Китаем и Казахстаном, и чьих «даров» на самом деле нам следует опасаться.
Когда-то в 2013 году, а именно 7 сентября 2013 года, Си Цзиньпин, будучи в Астане, презентовал новую концепцию «Экономический пояс Шёлкового пути». Новый формат сотрудничества кого-то воодушевил, а кто-то – отнеся к нему со скептицизмом. Астана видела много громких презентаций.
Однако, вопреки скептикам, заявление китайского лидера прозвучало не ради красного словца о дружбе и прочем. Скептики не поняли, что тут не важно какая в Китае система – коммунистическая или возобновлённая конфуцианская. Ключевое здесь – система. А система действует по программе. В системе не программы рождаются из слов, а наоборот. В системе вначале прорабатывается программа, и только потом провозглашаются лозунги.
Формула: Консорциум пяти стран и Китай
Китайское партийное слово с государственным делом не разошлось, и Китай вложил многие миллиарды в развитие своей программы. Выделим основное, это – их программа. В эту программу деньги вложили они, а не мы. Мы тут участвуем, по сути, своей транзитной территорией, и без своих вложений сотрудничаем на общее благо. Нам надо это ценить. Запомним, что никакая другая страна не вкладывала капиталы в нашу инфраструктуру.
Вложив многие миллиарды, по сути, Китай и создал консорциум пяти стран. Под эту программу и под её бюджеты сразу согласились поработать все местные элиты. И впервые создалась формула «Центральная Азия – пять» «плюс Китай».
Китай провел региональную глобализацию под свои экспортные маршруты, и мир принял этот формат. Китай продвигает безопасный коридор под свой товарный экспорт в Европу. И Европа откликнулась. Ей нужен недорогой товар. И недавно она тоже включилась своими финансами. Вначале Евросоюз объявил о выделении 300 миллиардов евро для Транскавказского коридора (ТРАСЕКА), затем о поддержке Срединного евразийского коридора (Транскаспийского международного транспортного маршрута), соединяющего Китай и ЕС в обход России и Белоруссии. Этот коридор пролегает через Европу, Азербайджан, Грузию, Турцию, акваторию Каспийского моря, Казахстан и Китай.
Кстати, а почему нет Армении и Ирана? Видимо, потому что в новый генплан мира они занесены в зону нестабильности. Из этой формулы «минус – две страны» нам следует сделать свой частный вывод: сохраняйте стабильность, не будоражьте себя и соседей, и инвестиции придут сами.
Итак, наша задача сохранять стабильность регионального пространства полностью совпала с целями глобального поставщика товаров и их покупателя. От нас им не нужны лозунги о братстве, о Туране. К этому они относятся как к нашему внутреннему вопросу. Им нужна чёткая логистическая бизнес-модель и включенная в эту модель региональная корпоративность местных элит. Взамен они дают нам деньги в виде инвестиций и в виде прибылей от их бизнес-маршрутов. И все они, в конце концов, будут работать на благо Турана. С деньгами его строить легче же…
В общем, все счастливы. Но так было не всегда.
Поздно бояться данайцев – казахская КВЖД уже строится
Китай снова становится великим, и умным. И по степени его государственного ума этот подъём, и расцвет будет долгим. И нам тоже предстоит с этим жить, не абы где-то подальше на островах, а по соседству. И никто иной, а только Китай дарует нам инвестиции и прочие шансы и на наш расцвет.
И да, все мы знаем Вергилия: «Timeo Danaos et dona ferentes» – и все мы боимся «данайцев, дары приносящих». Бесплатные дары прекрасны в мышеловках. Но сейчас ситуация другая.
И нам и Китаю некуда деваться от нашего соседства. У нас, и у Китая совпали объективные интересы. И они – не в войне, а в мире. Китаю нужен безопасный торговый маршрут, который нам приносит хорошие деньги. То есть мы получаем свои дивиденды с их капвложений. И потому тем, кто категорически против этого трансконтинентального проекта, предлагается вспомнить: а какая ещё мировая держава вкладывала такие деньги в нашу инфраструктуру.
Конечно, Китай вкладывает деньги ради себя, ради своих интересов, но ведь все эти проекты остаются нам. Все же помнят историю Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД).
КВЖД: строительство, эксплуатации и национализация
Китайско-Восточная железная дорога была построена царской Россией в 1897-1903 годах, которая преследовала свои имперские цели в соответствии с её колониальным проектом Желтороссия. Но КВЖД была построена в нарушение международных договоров альянса восьми государств, разгромивших Китай в начале 1900-х годов. Вот именно это нарушение договора и стало одной из причин войны с Японией 1905 года. Но в итоге КВЖД осталась в ведении России.
В ходе Русской революции управление дорогой в ноябре 1917 года захватил Харбинский Совет рабочих и солдатских депутатов, но в декабре 1917 года в Харбин зашли китайские войска и разогнали совет самозванцев. Китайцы не просто продемонстрировали: чья земля. В марте 1920 года они полностью заняли КВЖД и отменили право экстерриториальности россиян. Лишь в мае 1924 года СССР и Китайская республика подписали Соглашение, согласно которому были ликвидированы российские концессии в Харбине, Тяньцзине и Ханькоу.
Однако уже с 1926 года китайские «антисоветчики» начали устанавливать свой контроль за всем оставшимся за СССР имуществом КВЖД. В результате в 1929 году разразилась «маленькая» война между СССР и Китаем. Тогда китайские войска «антисоветчика» Чжан Сюэляна захватили КВЖД, арестовали советских служащих, но некоторых из них депортировали в СССР. В ответ Особая Краснознамённая Дальневосточная армия силой восстановила контроль над КВЖД. Статус-кво был восстановлен.
В 1935 году после захвата Японией части Китая, созданное интервентами марионеточное государство Маньчжоу-Го выкупило у СССР КВЖД и расплатилось, соответственно, японскими иенами. Однако после разгрома Японии СССР 14 августа 1945 года заключил новый договор с новым правительством Китая, согласно которому дорога перешла в совместное советско-китайское управление и получила новое название – Китайская Чанчуньская железная дорога. А в 1952 году былая КВЖД была безвозмездно передана «просоветскому» Китаю.
Итак, мы сложную и временами кровавую историю железной дороги, которая, в конце концов, осталась хозяевам земли.
КВЖД-2 – Казахская великая железная дорога
И раз уж великая дорога из Китая в Европу будет строиться, то она должна и для нас стать великой стройкой. Когда-то царская КВЖД оживила Маньчжурию, где произошел экономический подъём, трудозанятое население увеличилось. И если проводить аналогию, то это как раз тот проект, который нам нужен.
Нам в руки плывут инвестиции и сама дорога как новая река экономической жизни. Нам остаётся лишь наполнить ее своими смыслами. Поэтому нам следует объявить этот проект великой стройкой, национальным проектом. Дорога, наконец-то, свяжет напрямую юго-восточный регион с западным, протянувшись от Джунгарских ворот до самого Хазарского моря.
Как ранее говорили: будет создан единый народно-хозяйственный комплекс. А лозунг прямо просится на билборд: «КВЖД – Казахская великая железная дорога».
Стоит признать, что от соседства с Колоссом нам не уйти. К тому же он ещё и вкладывает в нашу экономику инвестиции. Они идут не без пользы для нас. Эти проекты будут осуществлены. Так давайте уж, превратим их в нашу стратегию. По сути, не на наши, а на китайские деньги осуществляется тот стратегический проект нашего развития, позволяющий связать страну магистралями, нужен в первую очередь нам. Это – наш стратегический, национальный проект. И даже если он и в их целях, но идёт нам на пользу, то давайте уж работать над ним.
Давно уже надоели мантры о том, что нас всего-то двадцать миллионов, что наш рынок маленький. Двадцать миллионов – это вполне себе нормальная страна. Вполне себе мировой середнячок. И наши двадцать миллионов – это не минус для рынка, это – плюс. Просто кто-то не может ввести механизмы для регулировки этого среднего рынка и прикрывается общим размером. Но тут вопрос не в размерах страны и не в численности населения, а в масштабах менеджеров этого рынка. Ведь если даже признать нашу страну маленькой, то ведь тем легче урегулировать все товарно-производственные отношения внутри неё. Сама прагматичная логика управления трактует, что малым управлять легче. Или у наших администраторов логика не такая?
Данайцы растут изнутри
Вернёмся к Вергилию и его данайцам, дары приносящим. Их следует опасаться, но когда человеку нечего кушать, то выбора у него нет. Экстраполируем это на нашу экономику. Её еда – это деньги, и она со своих оборотов кормит население. Но если у экономики нет денег, то кормить население нечем. И вот эти деньги нам дает только Китай. Тогда зачем нам спрашивать: какого цвета курица, если она приносит нам яйца и цыплят? К тому же, Китай дает нам не дары, а возвратные инвестиции. Вопрос лишь в том: кто и как распоряжается этими «дарами»?
В заключение неплохо было бы вспомнить о нашем историческом опыте, который говорит о том, что все наши каганаты и все великие ханства разрушились изнутри и только потом пришли завоеватели. Поэтому здесь, пожалуй, самой опасной угрозой являются те, кто уничтожает казахское единство изнутри. Причем самыми опасными из них, особенно во время разворачивающегося мирового экономического и политического кризиса, являются те, кто занимается разворовыванием бюджета. Они уничтожают национальную идею – нашу мечту мирного времени о том, что мы – самый богатый народ в мире.
Комментариев пока нет