Чрезмерная централизация – это препятствие на пути роста и развития
В прошлом месяце Китай провел свою первую Центральную конференцию по финансовой работе – обзор финансового сектора на самом высоком уровне, который проводит Коммунистическая партия Китая (КПК) – начиная с 2017 года. Учитывая, что финансовый сектор Китая включает в себя крупнейшую в мире банковскую систему по активам (53,1 триллиона долларов США) – и вторую по величине (после США) по капитализации фондового рынка – и что на конференции присутствует полный состав Постоянного комитета Политбюро, принятые решения и даже заданный тон имеют глобальные последствия.
В опубликованном после конференции докладе, подтверждается, что фундаментальный взгляд КПК на финансовый сектор не изменился. Для лидеров Китая основная функция финансов состоит в служении реальной экономике, а правительство отвечает за поддержание стабильности, управление рисками, продвижение отечественных инноваций и высококачественное развитие.
Однако с 2017 года фокус дискуссий значительно сместился, тогда основным приоритетом было управление дисбалансами, возникающими из-за теневого банкинга, расходов местных органов власти и эксцессов в сфере недвижимости. Все риски в этих областях усугубились в результате масштабного монетарного и фискального стимулирования, которое правительство Китая проводило после мирового финансового кризиса 2008 года.
В прошлом месяце денежно-кредитная и фискальная политика вновь заняла первое место в повестке дня, но обстоятельства – и связанные с ними проблемы – были совершенно иными. Несколько лет назад Китай ужесточил свою макроэкономическую политику. В настоящее время ключевой вопрос заключается в следующем: каким образом следует адаптировать и применять денежно-кредитную и фискальную политику для поддержания качественного роста и структурных реформ перед лицом меняющихся внутренних и внешних условий?
К числу наиболее важных внешних факторов, которые должны учитывать лидеры Китая, относятся сохраняющаяся слабость монетарной и фискальной политики в странах ОЭСР. Согласно данным Федеральной резервной системы, с 2009 года годовая реальная процентная ставка в США была в основном отрицательной. Так было и в прошлом году: хотя ФРС последовательно повышала ставки в попытке обуздать растущую инфляцию, годовая реальная процентная ставка составила -1,9%.
Аналогичные показатели можно встретить в еврозоне, Японии и Великобритании. Однако в Китае реальные процентные ставки гораздо выше, даже несмотря на низкую номинальную процентную ставку. По данным Всемирного банка, реальная процентная ставка в Китае в 2022 году достигла 2,1%, в то время как в Индии она составляет всего 0,2%.
Это расхождение в денежно-кредитной политике имело далеко идущие последствия для финансового сектора и валютных рынков Китая. За четыре квартала, закончившихся в июне 2023 года, дефицит портфельных инвестиций Китая (чистый отток) достиг $186 млрд по сравнению с $96 млрд в предыдущие четыре квартала. А в первые девять месяцев 2023 года реальный эффективный обменный курс Китая упал на 5,4%, поскольку уровень инфляции в стране был ниже, чем у его основных торговых партнеров.
Внутри страны перед Китаем стоит грандиозная задача декарбонизации своей экономики. Достижение пика выбросов углекислого газа к 2030 году и чистого нулевого уровня выбросов к 2060 году – в соответствии с обязательством Китая “30-60” – имеет важное значение для обеспечения высококачественного и устойчивого развития. Однако в краткосрочной перспективе декарбонизация оказывает значительное понижательное давление на экономический рост. В конце концов, добавленная стоимость обрабатывающей промышленности Китая по-прежнему составляет около 28% ВВП, что намного выше, чем средний показатель в 13% для стран ОЭСР.
Это противоречие между краткосрочными соображениями и долгосрочными целями выходит далеко за рамки декарбонизации; фактически, оно определило конференцию, состоявшуюся в прошлом месяце. Для достижения долгосрочных целей, Китаю необходимо преодолеть краткосрочные проблемы с ликвидностью, вызванные недавними изменениями и потрясениями, включая повышение процентных ставок в развитых странах, пандемию COVID-19, геополитически мотивированные изменения в цепочках поставок и падение цен на активы.
Только при наличии большого количества ликвидных средств Китай сможет противостоять дефляционному давлению и ослаблению доверия потребителей и инвесторов; восстановить балансы местных органов власти (которые сильно пострадали из-за пандемии COVID-19); и финансировать инновации (что крайне важно для долгосрочного процветания Китая). Огромные объемы финансирования также будут необходимы для достижения целей Китая по декарбонизации.
Для мобилизация необходимых ресурсов потребуется более низкая реальная процентная ставка, что также поможет Китаю решить краткосрочные проблемы, такие как дефляция цен на активы, и преодолеть среднесрочные и долгосрочные проблемы, от стабилизации сектора недвижимости до борьбы со старением населения. К счастью, за десятилетия быстрого роста Китай накопил значительные финансовые активы и резервы, поэтому у него есть пространство для монетарной и фискальной политики, необходимой для удовлетворения краткосрочных потребностей в ликвидности и поддержки долгосрочных структурных реформ.
Хотя в докладе конференции были выделены области, в которых центральное правительство будет принимать меры для укрепления и стабилизации экономики – от восстановления балансов корпораций и местных органов власти до поддержки инвестиций в инновации – было бы ошибкой считать, что Китай стремится к большей экономической централизации. Напротив, в докладе конференции подтверждается необходимость того, чтобы финансовый сектор поддерживал высококачественное устойчивое развитие путем финансирования инноваций, повышения эффективности и продолжая открываться.
С этой целью в докладе была одобрена масштабная модернизация фондового рынка, включая диверсификацию каналов акционерного финансирования. Китайские лидеры признают важнейшую роль такого финансирования в распределении и управлении рисками в самых различных областях: от инноваций и передового производства до продовольственной и энергетической безопасности.
Более того, в докладе конференции подчеркивается необходимость того, чтобы частные фирмы вносили свой вклад в экономический рост и модернизацию Китая. К ним относятся иностранные компании и инвесторы, чей интерес к китайскому рынку остается устойчивым, несмотря на геополитическую напряженность. На недавней Шанхайской международной выставке China International Import Expo – одной из крупнейших мировых торговых ярмарок – американские компании составляли самую большую иностранную делегацию.
Массивная и сложная экономика Китая определяется напряженностью между центральными и местными органами власти, государственным и частным секторами, различными регионами, а также внутренними и внешними условиями. В такой системе центральная власть должна взять на себя ответственность за поддержание общей стабильности и определение направления политики.
Но точно так же, как необузданная либерализация приведет к хаосу, чрезмерная централизация станет препятствием на пути роста и развития. Именно поэтому, даже подтверждая роль правительства в обеспечении макроэкономической стабильности, доклад конференции отражает твердую приверженность постепенному открытию китайской экономики для иностранных инвестиций и частной конкуренции. Добавьте к этому потепление американо-китайских отношений, вызванное недавней встречей президента Китая Си Цзиньпина со своим американским коллегой Джо Байденом, и появится множество оснований полагать, что Китай завтрашнего дня будет более инновационным, открытым и динамичным, чем когда-либо.
Copyright: Project Syndicate, 2023. www.project-syndicate.org
Комментариев пока нет