Что алматинский театр ARTиШОК расскажет и покажет про нас во Франции?
Первый независимый театр Казахстана ARTиШОК в начале июля едет во Францию – на знаменитый фестиваль Avignon OFF.
Справка Exclusive.kz. Avignon OFF – фестиваль исполнительских искусств, одно из важнейших культурных событий, куда каждый год приезжают продюсеры и представители сотен театральных компаний со всего мира, а на площадках идут больше полутора тысяч постановок.
ARTиШОК представит свой спектакль «Конец прекрасной эпохи. В.Маяковский. Облако в штанах». Впрочем, для французского зрителя выбрано более лаконичное и узнаваемое название – «Cabaret “Maiakovsky”» или «Кабаре “Маяковский”».

«Владимир Маяковский – один из наиболее значимых поэтов-авангардистов XX века. Его поэма «Облако в штанах» – визитная карточка автора. Маяковский, объявивший себя голосом улицы, отрицает старое искусство и бросает вызов самому Богу, и всё это с невероятной страстью и словесной изобретательностью.
ARTиШОК осознанно обращается к этому тексту, который был создан чуть больше ста лет назад во время Первой мировой войны, – пояснили в театре. – Поэма «Облако в штанах» отражая прошлую эпоху, удивительно пересекается с нынешним временем, когда слово «война» снова является нашей повседневной реальностью. Смыслы, о которых говорит Маяковский, его вызов, его надрыв отражаются в современном человеке, который, как и автор поэмы, пытается понять новое время».

На фото: сцена из спектакля «Конец прекрасной эпохи. В.Маяковский. Облако в штанах»
По словам директора театра ARTиШОК Анастасии Тарасовой, у спектакля «Конец прекрасной эпохи. В.Маяковский. Облако в штанах» интересная история.
«Год назад он был задуман как разовый проект. Мы запустили на Малой сцене театра серию встреч со зрителями «Конец прекрасной эпохи», в рамках которой придумали читать поэзию, так скажем, «немодную», которую все чаще задвигают на дальнюю полку. Мы читали Окуджаву, Цветаеву, Бродского, Маяковского. С постановкой «Маяковский» нас сначала пригласили в ночной клуб «Rocky horror», потом на фестиваль «Foure», затем были гастроли в Ташкенте в театре Марка Вайля «Ильхом». Так спектакль вошел в наш репертуар».
А потом (в феврале этого года) в Алматы приехала большая делегация, куда вошли продюсеры и представители администрации города Авиньон. У них была задача – отобрать на свой фестиваль спектакли из Казахстана.
«У Avignon OFF есть своя специфика, – рассказывает Анастасия Тарасова, – все постановки должны быть мобильными: небольшая труппа артистов, минимум декораций, на монтаж перед выступлением дается 15 минут, на демонтаж – 10. Поэтому далеко не каждый спектакль подходит под такие условия. А Маяковский не только подошел, но и очень понравился команде отборщиков на показе в Алматы».
Поклонники ARTиШОКа уверены: спектакль понравится и зарубежным зрителям. Спектакль «Cabaret “Maiakovsky”» можно будет увидеть с 5 по 14 июля на площадке театра Atypik.
«Осенью 2025 года театр будет открывать свой юбилейный 25 сезон. И Авиньон более чем достойный повод, чтобы начать праздновать четверть века уже сейчас», – говорит Анастасия Тарасова.
…Ты помнишь, как все начиналось?
А начинать праздновать лучше всего с истории – и ARTиШОКу есть что вспомнить.
Итак, театр был основан профессиональными актерами и режиссерами в 2001 году. Напомним: тогда в Казахстане не было современного независимого театрального движения. Команда ARTиШОК начала строить независимый экспериментальный театр: впервые актеры выходят в публичные городские пространства и знакомят алматинцев с «уличным театром» и театральной импровизацией.
Довольно быстро у ARTиШОКа появилось камерное пространство в подвале жилого дома на Кунаева-Жибек-Жолы. Это стало возможным благодаря меценатской поддержке предпринимателя Андрея Маляренко – он выделил деньги на покупку помещения и оставил его за театром.
Как сказано на сайте театра: «В период с 2002-го по 2007-й год ARTиШОК совершил невероятный прорыв на международном театральном рынке, посетив фестивали в России, Швейцарии, Чехии, Армении, Румынии, Финляндии, Дании, Швеции, Германии, Великобритании».
«Первое десятилетие действительно стало очень знаковым для ARTиШОКа. Можно сказать, что это было гастрольное турне по всему миру. С точки зрения менеджмента и фестивального продюсирования театр сложился максимально удачно – у ARTиШОКа была небольшая команда и постановки, где задействовано минимум декораций и технического оснащения», – говорит Анастасия Тарасова.
Важнейший момент, который случился с театром в начале 2000-х годов – в ARTиШОК со своим образовательным мастер-классом приехал режиссер и театральный деятель из Швейцарии Маркус Цонер. Он стал проводником, который экспортировал современную европейскую школу импровизации.
Тогда у театра появились первые уличные спектакли – «Белые люди», «Цветные», и, совместно c “Markus Zohner Theater Compagnie” (Швейцария), были организованы первые гастроли в Бишкеке.

На фото: сцена из спектакля «Zip-Zap… и ни слова о метле»
Знаковым спектаклем стал «Zip-Zap… и ни слова о метле», основанный на актерской игре и пантомиме. Постановку осуществила авторская команда – Елена Набокова, Елена Тайматова, Вероника Насальская, Дмирий Скирта и Алексей Кащиным.
Спектакль «Zip-Zap… и ни слова о метле» участвовал в международном фестивале в Иркутске и завоевал сразу шесть наград – гран-при, лучшая режиссура, лучшая актерская команда, лучшая мужская и женская роли, лучшее звуковое решение спектакля и приз зрительских симпатий.
Потом в театре появляется постановка «Back in the USSR» – история трех школьниц, трех пионерок – рефлексия по советскому прошлому, когда было много сильных переживаний, которые влияли и продолжают влиять на нас сейчас.
Этот спектакль был показан в Швейцарии, Румынии, Нидерландах, Дании, Финляндии, Германии и в Узбекистане – в театре «Ильхом» (Ташкент).
В 2006 году спектакль «Back in the USSR» показали в Лондоне, в театре Riverside Studios. И через год ARTиШОК участвовал с этой постановкой в международном театральном фестивале KIJIMUNA FESTA в Японии.
Объективно и непредсказуемо
«После 2015 года в команду театра пришли новые актеры – Куантай Абдимади, Айганым Сагынбаева, Нурсултан Мухамеджанов, – говорит Анастасия Тарасова. – Благодаря этим ребятам появилась возможность создавать спектакли, которые могут идти и на русском, и на казахском языках. Была создана постановка «Уят», которую мы смогли свозить на гастроли в театрально-культурный центр имени Всеволода Мейерхольда в Москве.
В 2017 году в сотрудничестве с инженерным театром АХЕ (Россия, Санкт-Петербург) был поставлен спектакль «Степной цирк Байконур» – история космодрома Байконур через мифологию и цирковое представление. С этой постановкой мы поехали на фестиваль «Вдохновение» – он проходит на территории ВДНХ в Москве. Там есть площадка, где стоит настоящая ракета, и мы играли спектакль возле этой ракеты и павильона «Космос».
Последние наши гастроли в Москву состоялись буквально накануне начала войны, в декабре 2021 года. Мы ездили туда с нашей детской постановкой «Зефирный Жора». После начала войны мы не принимаем участия в российских театральных фестивалях, потому что в основном они связаны с государственным финансированием и прогосударственной позицией, которую мы объективно не разделяем».
Еще одно воспоминание из 2017 года – как ARTиШОК ездил на фестиваль документальных театров в Лион со спектаклем «Норд-Ост», а спектакль об Алматы «Прямо по Толе би» был показан на международном фестивале в Милане.
«Каждая из этих поездок являлась для нас определенным этапом, ступенькой. Однако с 2019 по 2023 года мы практически никуда не ездили. Это было связано с тем, что начался карантин, был абсолютный коллапс, связанный с оформлением виз, стоимостью билетов, сокращением расходов на культурные программы. Потом началась война. А вместе с ней – непредсказуемые движения в культурной сфере, затрагивающие театр.
Где бы вы не были, чем бы вы не занимались, вы все равно зависите от того, что происходит в мире. И театр зависит от этого в том числе. И у нас действительно был большой перерыв в гастролях и фестивальных поездках.
И я считаю важной победой, что в этом году мы организовали гастроли в Ташкент и Бишкек. Участие ARTиШОК в фестивале Avignon Off во Франции – большое событие, и хочется верить, что это станет еще одной отправной точкой», – резюмировала Анастасия Тарасова.
Фото предоставлено театром ARTиШОК
Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.