English version

Что думают автолюбители об автопроме?

Общество — 17 января 2024 12:00
0 -1

На вершину успеха ведут много путей. А с вершины путь один – только вниз… Как сделать его менее болезненным?

Комплексное исследование авторынка Казахстана, проведенное по инициативе компании Freedom Finance Global, примечательно по ряду причин. Прежде всего – методологией и источниками информации о рынке. Это не только кабинетное исследование, экспертный опрос, но и мнение автовладельцев и водителей, принимающих решение о покупке (1021 человек из всех регионов Казахстана).

Картина сложилась довольно противоречивая, где, наряду с фантастическими достижениями, казахстанский автопром демонстрирует провалы и проблемы.

Но прежде об успехах. Они поистине беспрецедентны. Прирост количества легковых автомобилей в стране в прошлом году превысил показатели за 10 лет – с 2013 по 2022 годы (14,4%). Обеспеченность населения автомобилями превзошла допандемийные уровни. В стране растет доля бензиновых авто и малолитражек. Темпы роста электрокаров достигли трехзначных процентных показателей. Доля китайского автопрома дошла до четверти всех продаж новых автомобилей в стране.

Ансар Абуев, аналитик Freedom Finance Global, подчеркнул, что 2023 год можно назвать переломным в современной истории автомобильного рынка Казахстана. Он оставил довольно большой задел на продолжение роста, что, по его словам, в 2024 году позволяет оптимистично смотреть в будущее.

– И не только из-за резкого роста количества машин в стране, но и ввиду того, что казахстанцы стали более открытыми к новому. – сказал Ансар Абуов. – Авторынок – это место, где часто можно встретить устойчивые мнения, стереотипы, консерватизм и прагматизм. Однако активный рост китайских авто, оснащенных непопулярными для Казахстана инженерными решениями, показал смещение парадигмы местного покупателя. Сейчас мы видим, что крупные игроки также сумели адаптироваться к новым тенденциям и подхватить тренд.

По прогнозам аналитиков, Hyundai и Chevrolet сохранят лидирующие позиции как отдельные бренды, но общие продажи китайских автомобилей будут превалировать на рынке в 2024 году. С другой стороны, прогнозируется сохранение дефицита запчастей на китайские автомобили еще как минимум в течение полутора-двух лет.
Темпы роста электрокаров в Казахстане в дальнейшем будут зависеть от развития сетей обслуживания и затрат на импорт этих автомобилей в страну. Также ожидается расширение количества моделей китайских электрокаров как у частных продавцов, так и у дилеров.

Аналитики Freedom Finance Global прогнозируют, что динамика цен на автомобили будет расти в 2024 году. Величина роста будет зависеть от показателя инфляции. Ожидается повышение цен на автомобили году на 12–17%. Вместе с тем, по их прогнозам, темпы роста авторынка снизятся в этом году вместе с замедлением темпов снижения инфляции, хотя и останутся относительно высокими для местного рынка.

Исследование выявило ряд застарелых и новых проблем на авторынке Казахстана. Одна из них – старый автопарк. Автомобилей старше 20 лет в стране – 47%. Старше 10 лет – 70%. Больше половины автомобилей респондентов куплены в период с 2016 по 2022 годы (58,9%), при этом чаще всего они приобретали подержанные авто (73,6% против 26,4% новых авто). Каждый четвертый участник опроса купил автомобиль в специализированных официальных дилерских центрах (24,8%) или на рынке вторичных автомобилей по месту жительства (23%). Большинство автовладельцев – 67,8% – приобрели машину, оплатив сразу всю стоимость покупки. Услугами кредитования воспользовались 29,7% опрошенных.

Кроме того, экспертами выделяются такие негативные факторы, как низкая доступность автомобилей для среднестатистического потребителя, отсутствие предыстории и юридической чистоты автомобилей, нехватка новых автомобилей в салонах, стагнация в продаже автомобилей премиум-сегмента, высокая стоимость запчастей для подержанных автомобилей, высокий уровень спроса и несоответствующее ему предложение на автомобильном рынке, а также непопулярность программы Trade-in.

Большинство участников опроса имеют в собственности семьи один (82,9%) или два (15,8%) автомобиля. Тремя и более легковыми машинами владеют лишь 1,4% опрошенных. Владельцами одного автомобиля преимущественно являются жители Алматы (86,5% , против 75% в Шымкенте и 72,8% – в Астане). Два автомобиля чаще всего встречаются в собственности у жителей столицы и Шымкента (24,7% и 25% соответственно).

В топ-5 популярных марок автомобилей у казахстанцев входят Toyota (13,8%), ВАЗ ЛАДА (11,4%), Volkswagen (8,8%) и корейские автобренды KIA (7,8%) и Hyundai (7,1%).
Экспертные интервью с высококвалифицированными представителями отрасли подтвердили, что автомобильный рынок Казахстана на сегодняшний день находится в стадии развития. Однако активная фаза роста продаж и потребления, по их мнению, уже пройдена, и в ближайшие пару лет ожидается стагнация рынка (как вторичного, так и первичного). Автомобильный рынок Казахстана, как считают опрошенные, отражает идею «красного океана»: сформированный рынок с высокой конкуренцией и понятными правилами ведения бизнеса, где не нужно создавать спрос и изобретать какие-то способы продаж.

Однако многие из них отмечают, что в ближайшее время возможно снижение базовой ставки, и как следствие – повышение доступности кредитов для населения. Экспансия китайского автопрома напрямую повлияет на снижение востребованности автомобилей других стран-производителей, считают участники интервью. Также прогнозируется рост спроса на новые авто, а также стоимости автомобилей на 10–20%. Спрос на подержанные автомобили снизится.

По мнению экспертов, среди участников автомобильного рынка нет жесткой конкуренции, каждый работает в своем сегменте. Даже при выборе той или иной модели автомобиля потребитель не встретит две марки с идентичными характеристиками, каждый автоконцерн находит своего покупателя. Но это скоро изменится, – считают участники исследования. Влияние китайского автопрома на рынок автомобилей в Казахстане будет возрастать, в связи с чем автопроизводству на территории РК придется побороться за своего потребителя – более интересными ценовыми предложениями, доступными кредитными инструментами, дополнительными услугами, условиями обслуживания и т. д.

Процветание серого и черного автомобильного рынка в Казахстане не ставится экспертами под сомнение: спекуляция при высоком спросе со стороны потребителей была, есть и будет, спекулянтам достаточно отслеживать тенденции данного спроса.

Эксперты также подтвердили, что на авторынок Казахстана значительно влияет геополитика. Неопределенность ситуации создает неуверенность на рынке. Последствия санкционных ограничений в России напрямую влияют на рост продаж авто, идущих на параллельный импорт, а война в Украине и большие потоки миграции – на рост количества легализованных российских автомобилей.

Янкулчан Ганиев, директор департамента развития бизнеса АО «Банк Фридом Финанс Казахстан», рассказал о цифровизации автокредитования, внедрении его компанией цифровых кредитов на покупку автомобиля. Новые технологии позволяют в разы сократить время для получения автокредита клиентом и производственные расходы банка.

Виктория Новичкова, директор ТОО Freedom Drive и Freedom Mobile в своем выступлении охарактеризовала переход автобизнеса в онлайн-формат как неизбежную необходимость, диктуемую временем. Кто этого не поймет, тот через два-три года исчезнет с рынка, заявила она категорично. Спикер дала свой анализ рынка автошин в Казахстане, который значительно изменился в последние пару лет. Уходят старые производители шин, приходят новые, на рынке растет влияние Китая. Ожидаемый в 2024 году новый завод по производству шин, по расчетам, должен выпускать до 3 миллионов шин для легковых, и до 500 тысяч – для грузовых автомобилей. По ее мнению, с учетом структуры рынка и его объемов, в Казахстане останется не более 10 процентов продукции завода для внутреннего потребления.

Азамат Керимбаев, председатель правления Freedom Finance Insurancе, также характеризовал уход автострахового бизнеса в онлайн, как главное, если не единственно возможное сегодня средство преодоления преследующих страховой бизнес проблем. Это – глубокий застой в системе обязательного автострахования, большое недоверие клиентов к страховым компаниям и их продуктам. «За 15 последних лет мы создали миллион недовольных страховщиками клиентов», сказал он. А причина – проста.

Вся сегодняшняя система автострахования сформирована таким образом, что попавший в ДТП клиент практически никогда не получает от страховой компании необходимой ему суммы на ремонт машины. Она всегда меньше, чем ему требуется, и порой – даже попросту мизерна. Отсюда возникают обиды и тотальное недоверие клиентов. Систему эту трудно сломать, но ее негативное влияние можно обойти, применяя современные методы, развивая добровольное автострахование.


Дмитрий Слинько

Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.