Что думают автолюбители об автопроме?
На вершину успеха ведут много путей. А с вершины путь один – только вниз… Как сделать его менее болезненным?
Комплексное исследование авторынка Казахстана, проведенное по инициативе компании Freedom Finance Global, примечательно по ряду причин. Прежде всего – методологией и источниками информации о рынке. Это не только кабинетное исследование, экспертный опрос, но и мнение автовладельцев и водителей, принимающих решение о покупке (1021 человек из всех регионов Казахстана).
Картина сложилась довольно противоречивая, где, наряду с фантастическими достижениями, казахстанский автопром демонстрирует провалы и проблемы.
Но прежде об успехах. Они поистине беспрецедентны. Прирост количества легковых автомобилей в стране в прошлом году превысил показатели за 10 лет – с 2013 по 2022 годы (14,4%). Обеспеченность населения автомобилями превзошла допандемийные уровни. В стране растет доля бензиновых авто и малолитражек. Темпы роста электрокаров достигли трехзначных процентных показателей. Доля китайского автопрома дошла до четверти всех продаж новых автомобилей в стране.
Ансар Абуев, аналитик Freedom Finance Global, подчеркнул, что 2023 год можно назвать переломным в современной истории автомобильного рынка Казахстана. Он оставил довольно большой задел на продолжение роста, что, по его словам, в 2024 году позволяет оптимистично смотреть в будущее.
– И не только из-за резкого роста количества машин в стране, но и ввиду того, что казахстанцы стали более открытыми к новому. – сказал Ансар Абуов. – Авторынок – это место, где часто можно встретить устойчивые мнения, стереотипы, консерватизм и прагматизм. Однако активный рост китайских авто, оснащенных непопулярными для Казахстана инженерными решениями, показал смещение парадигмы местного покупателя. Сейчас мы видим, что крупные игроки также сумели адаптироваться к новым тенденциям и подхватить тренд.
По прогнозам аналитиков, Hyundai и Chevrolet сохранят лидирующие позиции как отдельные бренды, но общие продажи китайских автомобилей будут превалировать на рынке в 2024 году. С другой стороны, прогнозируется сохранение дефицита запчастей на китайские автомобили еще как минимум в течение полутора-двух лет.
Темпы роста электрокаров в Казахстане в дальнейшем будут зависеть от развития сетей обслуживания и затрат на импорт этих автомобилей в страну. Также ожидается расширение количества моделей китайских электрокаров как у частных продавцов, так и у дилеров.
Аналитики Freedom Finance Global прогнозируют, что динамика цен на автомобили будет расти в 2024 году. Величина роста будет зависеть от показателя инфляции. Ожидается повышение цен на автомобили году на 12–17%. Вместе с тем, по их прогнозам, темпы роста авторынка снизятся в этом году вместе с замедлением темпов снижения инфляции, хотя и останутся относительно высокими для местного рынка.
Исследование выявило ряд застарелых и новых проблем на авторынке Казахстана. Одна из них – старый автопарк. Автомобилей старше 20 лет в стране – 47%. Старше 10 лет – 70%. Больше половины автомобилей респондентов куплены в период с 2016 по 2022 годы (58,9%), при этом чаще всего они приобретали подержанные авто (73,6% против 26,4% новых авто). Каждый четвертый участник опроса купил автомобиль в специализированных официальных дилерских центрах (24,8%) или на рынке вторичных автомобилей по месту жительства (23%). Большинство автовладельцев – 67,8% – приобрели машину, оплатив сразу всю стоимость покупки. Услугами кредитования воспользовались 29,7% опрошенных.
Кроме того, экспертами выделяются такие негативные факторы, как низкая доступность автомобилей для среднестатистического потребителя, отсутствие предыстории и юридической чистоты автомобилей, нехватка новых автомобилей в салонах, стагнация в продаже автомобилей премиум-сегмента, высокая стоимость запчастей для подержанных автомобилей, высокий уровень спроса и несоответствующее ему предложение на автомобильном рынке, а также непопулярность программы Trade-in.
Большинство участников опроса имеют в собственности семьи один (82,9%) или два (15,8%) автомобиля. Тремя и более легковыми машинами владеют лишь 1,4% опрошенных. Владельцами одного автомобиля преимущественно являются жители Алматы (86,5% , против 75% в Шымкенте и 72,8% – в Астане). Два автомобиля чаще всего встречаются в собственности у жителей столицы и Шымкента (24,7% и 25% соответственно).
В топ-5 популярных марок автомобилей у казахстанцев входят Toyota (13,8%), ВАЗ ЛАДА (11,4%), Volkswagen (8,8%) и корейские автобренды KIA (7,8%) и Hyundai (7,1%).
Экспертные интервью с высококвалифицированными представителями отрасли подтвердили, что автомобильный рынок Казахстана на сегодняшний день находится в стадии развития. Однако активная фаза роста продаж и потребления, по их мнению, уже пройдена, и в ближайшие пару лет ожидается стагнация рынка (как вторичного, так и первичного). Автомобильный рынок Казахстана, как считают опрошенные, отражает идею «красного океана»: сформированный рынок с высокой конкуренцией и понятными правилами ведения бизнеса, где не нужно создавать спрос и изобретать какие-то способы продаж.
Однако многие из них отмечают, что в ближайшее время возможно снижение базовой ставки, и как следствие – повышение доступности кредитов для населения. Экспансия китайского автопрома напрямую повлияет на снижение востребованности автомобилей других стран-производителей, считают участники интервью. Также прогнозируется рост спроса на новые авто, а также стоимости автомобилей на 10–20%. Спрос на подержанные автомобили снизится.
По мнению экспертов, среди участников автомобильного рынка нет жесткой конкуренции, каждый работает в своем сегменте. Даже при выборе той или иной модели автомобиля потребитель не встретит две марки с идентичными характеристиками, каждый автоконцерн находит своего покупателя. Но это скоро изменится, – считают участники исследования. Влияние китайского автопрома на рынок автомобилей в Казахстане будет возрастать, в связи с чем автопроизводству на территории РК придется побороться за своего потребителя – более интересными ценовыми предложениями, доступными кредитными инструментами, дополнительными услугами, условиями обслуживания и т. д.
Процветание серого и черного автомобильного рынка в Казахстане не ставится экспертами под сомнение: спекуляция при высоком спросе со стороны потребителей была, есть и будет, спекулянтам достаточно отслеживать тенденции данного спроса.
Эксперты также подтвердили, что на авторынок Казахстана значительно влияет геополитика. Неопределенность ситуации создает неуверенность на рынке. Последствия санкционных ограничений в России напрямую влияют на рост продаж авто, идущих на параллельный импорт, а война в Украине и большие потоки миграции – на рост количества легализованных российских автомобилей.
Янкулчан Ганиев, директор департамента развития бизнеса АО «Банк Фридом Финанс Казахстан», рассказал о цифровизации автокредитования, внедрении его компанией цифровых кредитов на покупку автомобиля. Новые технологии позволяют в разы сократить время для получения автокредита клиентом и производственные расходы банка.
Виктория Новичкова, директор ТОО Freedom Drive и Freedom Mobile в своем выступлении охарактеризовала переход автобизнеса в онлайн-формат как неизбежную необходимость, диктуемую временем. Кто этого не поймет, тот через два-три года исчезнет с рынка, заявила она категорично. Спикер дала свой анализ рынка автошин в Казахстане, который значительно изменился в последние пару лет. Уходят старые производители шин, приходят новые, на рынке растет влияние Китая. Ожидаемый в 2024 году новый завод по производству шин, по расчетам, должен выпускать до 3 миллионов шин для легковых, и до 500 тысяч – для грузовых автомобилей. По ее мнению, с учетом структуры рынка и его объемов, в Казахстане останется не более 10 процентов продукции завода для внутреннего потребления.
Азамат Керимбаев, председатель правления Freedom Finance Insurancе, также характеризовал уход автострахового бизнеса в онлайн, как главное, если не единственно возможное сегодня средство преодоления преследующих страховой бизнес проблем. Это – глубокий застой в системе обязательного автострахования, большое недоверие клиентов к страховым компаниям и их продуктам. «За 15 последних лет мы создали миллион недовольных страховщиками клиентов», сказал он. А причина – проста.
Вся сегодняшняя система автострахования сформирована таким образом, что попавший в ДТП клиент практически никогда не получает от страховой компании необходимой ему суммы на ремонт машины. Она всегда меньше, чем ему требуется, и порой – даже попросту мизерна. Отсюда возникают обиды и тотальное недоверие клиентов. Систему эту трудно сломать, но ее негативное влияние можно обойти, применяя современные методы, развивая добровольное автострахование.
Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.