Что нужно требовать от Chevron за продление контракта по Тенгизу?

Американская энергетическая корпорация Chevron, владеющая 50% доли участия в ТОО «Тенгизшевройл» (ТШО), ведет переговоры с правительством Казахстана о продлении контракта на разработку месторождения Тенгиз, который заканчивается в 2033 году. В министерстве энергетики не раскрывают детали переговоров. Независимые эксперты озвучили свои предложения, которые нужно ставить перед инвестором, прежде чем продлевать соглашение.
«Наша концессия действует ещё восемь лет. (…) Мы начали работы с правительством, чтобы обсудить её продление. Я хотел бы завершить это самостоятельно, а не перекладывать на кого-то другого», – сказал главный исполнительный директор Chevron Майк Вирт в интервью Bloomberg.
Журналист агентства Хавьер Блас предполагает, что Майк Вирт, вероятно, останется ещё на три года на своем посту, чтобы закончить переговорный процесс.
Контракт на разработку нефтегазовых месторождений Тенгиз и Королевское сроком на 40 лет был заключен в апреле 1993 года. Тогда же было создано на паритетных началах совместное предприятие (СП) ТОО «Тенгизшевройл» (ТШО) между Республикой Казахстан и корпорацией Chevron. Позже, во второй половине 1990-х, к проекту присоединились американская ExxonMobil и российский Лукойл, которые получили 25% и 5% доли участия, соответственно, за счет снижения акций казахстанской стороны.
Напомним, что в январе этого года президент Касым-Жомарт Токаев поручил правительству «активизировать переговоры относительно продления СРП-контрактов, возможно, на обновленных и более выгодных для нашей страны условиях».
В тот же день на брифинге на тот момент министр энергетики Алмасадам Саткалиев сообщил журналистам, что сами участники консорциумов уже не раз поднимали вопрос о необходимости внесения ясности: планирует ли правительство продлевать соглашения или нет, поскольку речь идет об инвестициях, о планировании последующих капитальных вложений. При этом он отметил, что «у нас наиболее актуальным, исходя из сроков разработки», является контракт по Тенгизу.
«Предварительно правительство сформирует повестку, сформирует список требований своих. Одно из возможных требований – это увеличение доли Казахстана в этих проектах», – сказал Саткалиев.
Также, по его словам, казахстанская сторона может потребовать улучшения условий контрактов, смены операторов проектов.
В этот раз (после заявления Вирта) в минэнерго на запрос Exclusive.kz ответили, что «работа в данном направлении продолжается и осуществляется в рамках общей стратегии и политики государства».
«Мы придаем большое значение качественному и взвешенному подходу к формированию дальнейших решений для обеспечения соблюдения как действующих договорных обязательств, так и долгосрочных интересов страны. При этом отмечаем, что, учитывая конфиденциальный характер соглашений, так и содержание обсуждаемых факторов, влияющих на принятие решений по вопросу, разглашение какой-либо информации до выработки официальной позиции не представляется возможным», – сообщили в ведомстве.
Примечательно, что в день, когда вышла статья в Bloomberg, гендиректор Chevron встретился с президентом Токаевым, который в это время находился в США и участвовал в 80-й сессии Генеральной ассамблеи ООН.
Во время встречи, как передает пресс-служба Акорды, президент отметил значительный вклад Chevron в экономическое развитие нашей республики. За годы независимости корпорация инвестировала в страну $55 млрд. Сейчас около 25% от общих объемов компании приходится на Казахстан.
Нужно увеличивать нашу долю – эксперт
Директор аналитической компании PACE Analytics Аскар Исмаилов считает, что в нефтегазовой отрасли наступает момент, когда Казахстан может и должен использовать международный опыт, чтобы укрепить свои позиции в стратегических проектах. И речь идёт прежде всего о Тенгизе и Кашагане, которые остаются ключевыми активами страны.
«Прецедент есть. В сентябре 2017 года Азербайджан добился переподписания «Контракта века» по проекту «Азери-Чираг-Гюнешли». Иностранные компании согласились на условия, которые ещё недавно казались невозможными. Во-первых, доля азербайджанской государственной компании SOCAR в проекте выросла с 11,6% до 25%. Во-вторых, был выплачен подписной бонус – $3,5 млрд сразу в бюджет. В-третьих, Азербайджан получил львиную долю прибыльной нефти – 75% на весь срок контракта до 2050 года. Это обеспечило стране миллиарды долларов ежегодно и стало, без преувеличения, победой государственного курса», – говорит эксперт нефтегазовой отрасли.
По его мнению, сейчас ситуация благоприятная: Chevron уже заявил о желании продлить контракт по Тенгизу. В таких условиях именно Астана способна задавать рамки. Но что нужно изменить при продлении контракта?
«Во-первых, долю «КазМунайГаза» (КМГ) в Тенгизском проекте следует увеличить как минимум до 40-45%, а может и больше (сейчас нацкомпании принадлежит 20% доли участия в ТШО). Это будет справедливо, учитывая, что социальные, экологические и инфраструктурные риски несёт именно Казахстан. Во-вторых, продление соглашения должно сопровождаться подписным бонусом – пусть это будет не менее $3 млрд, которые можно направить в бюджет или целевым образом на строительство дорог, школ и больниц в Атырауской области. В-третьих, нужно отдельно прописать долю прибыли Казахстана (не путать с доходами КМГ как участника проекта). Увеличить долю можно за счет доли ExxonMobil, который в последнее время подпортил отношения с Chevron после судебной тяжбы из-за блока Stabroek в Гайане. Такой разлад между акционерами будет негативно влиять на операционную деятельность предприятия. Также можно не продлевать контракт с Лукойлом. С российскими компаниями работать на западе становится сложнее из-за санкций в отношении России. Сама компания сейчас не находится под санкциями. Однако Германия и Франция предлагают включить ее в санционный список. Сейчас из-за санкций работа в нефтегазовых проектах усложнилась. А как мы знаем, санкции – это надолго. Тем более, что Лукойл участвует на других казахстанских проектах в партнерстве с КМГ», – говорит Аскар Исмаилов.
Он считает, что необходимо добиваться переподписания соглашения и по месторождению Кашаган.
«Этот проект с самого начала был обременён высокой себестоимостью, сложными технологиями и затяжными спорами между инвесторами. Но именно Кашаган способен стать катализатором энергетического будущего Казахстана. Для этого нужно устранить старые барьеры: пересмотреть контрактные условия, усилить обязательства по газовой инфраструктуре, гарантировать приоритет для казахстанских подрядчиков и закрепить право на пересмотр условий при изменении мировой конъюнктуры. Тем более, что дополнительных инвестиций на проекте не ожидается», – отмечает Исмаилов.
Он считает, что модель сотрудничества должна быть такой: иностранным нефтяным компаниям обеспечиваются гарантии стабильности и возврата инвестиций, но государство получает больше – долю, деньги и контроль.
«И это не вопрос политического популизма, а экономической логики. Мир вступает в эпоху, когда мировые гиганты сокращают проекты, и лишь самые привлекательные регионы получают капитал. Казахстан может войти в этот клуб, если будет действовать жёстко, но разумно», – говорит нефтегазовый эксперт.
По его мнению, сегодня мы находимся в похожем положении, что и Азербайджан восемь лет назад. И если тогда Баку сумел переломить ситуацию в свою пользу, то почему Астана должна довольствоваться устаревшими схемами?
Кто больше заинтересован?
В январе ТШО завершила реализацию проекта будущего расширения (ПБР), в результате которой добыча нефти на Тенгизе вырастет до 40 млн тонн в год. В прошлом году на месторождении было произведено 27,8 млн тонн нефти. Почти 45% рост производства, безусловно, приведет и к росту доходов акционеров проекта, в том числе и Казахстана. Но при одном условии – если цены на нефть не упадут очень сильно, как это произошло в пандемийном 2020 году.
ТШО на протяжении многих лет является самым крупным налогоплательщиком страны. В прошлом году он перечислил в казну свыше 3 трлн тенге. Однако, помимо увеличения доходов бюджета есть и другие требования, которые необходимо включить в новое соглашение. Первое из них – обязательство предприятия поставлять нефть на внутренний рынок. Сейчас казахстанские НПЗ перерабатывают сырье, поставляемое КМГ и частными небольшими нефтедобывающими компаниями. Однако, большинство месторождений, которые они эксплуатируют, находятся на поздней стадии разработки, соответственно, добыча на них снижается. Вероятнее всего, после 2030 года их объемов уже не будет хватать на то, чтобы полностью обеспечивать внутренние потребности в сырье. Поэтому часть тенгизской нефти должна перерабатываться для производства бензина, дизтоплива и авиакеросина.
Кроме того, у ТШО одна из самых низких показателей по закупке казахстанских товаров – всего 7,4% от всех затрат компании на покупку товаров в 2023 году.
Также ранее независимые экологи поднимали вопрос об ужесточении экологических требований к нефтяным компаниям. Необходимо пересмотреть нормы по выбросам вредных веществ в атмосферу, заложенные в действующих контрактах на недропользование. Они были заключены более 30 лет назад. С тех пор экологические требования ко всем недропользователям в стране изменились, но к тем, кто работает по СРП и стабилизированным контрактам, остались прежними.
На реализацию ПБР оператор Тенгиза потратил свыше $48 млрд. Однако, эксперты, полагают, что ТШО до 2033 года постарается максимально выкачать легкую нефть, чтобы побыстрее вернуть вложенные инвестиции. После чего останется очень сложная для извлечения нефть, которая потребует применения новейших технологий. В результате, Казахстан сам будет вынужден просить Chevron остаться и разрабатывать дальше. Если смотреть график добычи на Тенгизе, то как раз после 2032-2033 годов идет значительный спад добычи. Поэтому все эти моменты должны быть учтены на переговорах о продлении контракта по Тенгизу.
Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.