English version

Что означает для автовладельцев и жителей рост цен на сжиженный газ

Экономика — 5 августа 2025 12:00
0

В Казахстане с 1 августа на 15% выросла предельная оптовая цена на сжиженный нефтяной газ, что повлечет собой и рост его розничной стоимости. Этот газ используется населением вместо природного газа при приготовлении пищи. Но чаще всего им заправляют автомобили, заменяя бензин и дизельное топливо.

Вместе с тем, в последние годы сжиженный нефтяной газ или пропан-бутановая фракция, которую получают при переработке нефти и газа, становится ценным сырьем для нефтегазохимических производств. В 2022 году в стране был введен в эксплуатацию завод по выпуску полипропилена, который при выходе на полную мощность будет потреблять до 17% всего производимого в стране пропан-бутана. В ближайшие годы планируется запустить и другие нефтехимические заводы. А это значит, что спрос на сжиженный нефтяной газ, как на сырье будет только увеличиваться.

Сейчас до 85% газа, распределяемого министерством энергетики на внутреннем рынке, используется в виде автомобильного топлива. При этом потребности рынка автогаза растут с каждым годом. За последние три года количество автомашин, заправляющихся пропаном, увеличилось на 40%. Перед правительством стоит непростая задача – обеспечить потребности внутреннего рынка на фоне динамичного растущего спроса, при этом сразу в нескольких секторах экономики.

Почему вырастут цены – объяснение минэнерго

Министерство энергетики РК сообщает, что повышение цен на сжиженный нефтяной газ – вынужденная мера, поскольку его производство в стране продолжает оставаться убыточным. Сейчас себестоимость его производства составляет от 70 до 80 тыс. тенге за тонну, тогда как предельная оптовая цена для заводов-производителей установлена на уровне 51 932 тенге за тонну.

«В этой связи у заводов-производителей накапливается дефицит средств для модернизации и проведения плановых ежегодных ремонтов. В условиях убыточности снижается интерес к производству сжиженного газа, заводы предпочитают переключаться на выпуск более рентабельной продукции, что создает угрозу полноценного обеспечения внутреннего спроса», – отмечает ведомство.

По сведениям министерства, за 2022-2024 годы потребление сжиженного нефтяного газа на внутреннем рынке выросло на 33% – с 1,8 млн до 2,4 млн тонн. Ожидается, что в этом году спрос увеличится еще на 200 тыс. тонн, до 2,6 млн тонн. При этом дефицит газа может составить 30-40%.

Согласно приказу министра энергетики, предельная оптовая цена на сжиженный газ с 1 августа повышена c 51 932 до 59 722 тенге за тонну или на 15%. Предельная розничная цена увеличится от 7 до 10 тенге на литр в зависимости от региона.

Таким образом, минэнерго объясняет, что действующие цены на сжиженный нефтяной газ убыточны для производителей, поэтому необходимо их повышать до тех уровней, чтобы заводы не только окупили свои затраты, но и получали прибыль, а также были заинтересованы в дальнейшем расширении производства.

Конечно, звучит неправдоподобно, что в стране с рыночной экономикой кто-то вынужден продавать свой товар по цене ниже себестоимости. Но это так.

ТШО и другие

Сжиженный нефтяной газ – это побочный продукт. Его получают при переработке нефти на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) или же при переработке сырого попутного природного газа в товарный на газоперерабатывающих заводах (ГПЗ) или установках. В Казахстане, практически, до середины 2000-х годов сжиженный нефтяной газ не был популярным видом топлива. Его в ограниченном количестве продавали в газовых баллонах для заправки кухонных газовых плит. НПЗ в основном сжигали нефтяной газ на факелах, то же самое делали на нефтегазовых месторождениях пока в 2004 году в Казахстане не ввели запрет на сжигание попутного газа на факелах.

После этого объем выпуска пропан-бутана начал стремительно расти. Чем больше нефти и попутного газа добывалось и перерабатывалось, тем больше производилось сжиженного нефтяного газа. К середине 2010-х совокупный объем его производства достиг 2,5 млн тонн, из них 16% выпускали НПЗ, остальное – нефтегазодобывающие предприятия и ГПЗ.

Около двух третей продукции экспортировалось, а остальная часть потреблялась внутри страны, главным образом в жилищно-коммерческом секторе как бытовой газ или на отопление (~45%), в качестве топлива промышленными предприятиями (~23%) и на автотранспорте (~13%).

На внутренний рынок газ поставляется по разнарядке минэнерго, которое ежемесячно решает, какому производителю в каком объеме и в какой регион поставить газ, а также устанавливает предельные оптовые цены. Оставшиеся объемы производители могут частично продавать через торговые биржи, а также напрямую потребителями или же экспортировать.

Однако, в связи с ростом спроса в ноябре 2023 года правительство ввело на полгода запрет на экспорт продукта, и с тех пор регулярно его продлевает. Санкции не касаются только предприятий, работающих по соглашению о разделе продукции (СРП) либо стабилизированному контракту. К ним относятся компании «Тенгизшевройл» (ТШО), Nostrum Oil&Gas (Жаикмунай), Карачаганак Петролеум Оперейтинг (КПО) и North Caspian Operating Company (NCOC).

При этом КПО и NCOC не производят пропан-бутан. КПО продает весь сырой газ ТОО «КазРосГаз», совместному предприятию национальной компании «КазМунайГаз» (КМГ) и российского «Газпрома». Компания перерабатывает сырой карачаганакский газ на Оренбургском ГПЗ, полученный товарный газ поставляет обратно в Казахстан, а сжиженный нефтяной газ преимущественно экспортирует.

В прошлом году с учетом ТШО и Жаикмунай в стране было 12 производителей сжиженного нефтяного газа: три НПЗ – Павлодарский, Шымкентский и Атырауский, нефтяные компании CNPC-Актобемунайгаз, Казгермунайгаз, Казахойл-Актобе, Sauts-Oil, и три ГПЗ – Казахский, Gas Processing Company и Амангельдинский.

Всего в 2024 году в стране было выпущено свыше 3 млн тонн сжиженного газа, из них около 700 тыс. тонн экспортировано ТШО и Nostrum Oil&Gas.

ТШО – самый крупный производитель сжиженного нефтяного газа. Ее доля от общего объема производства в стране составила в прошлом году 41%. Вместе с тем, оператор Тенгиза имеет обязательства по поставке пропана на завод по выпуску полипропилена ТОО «Kazakhstan Petrochemical Industries» (KPI). Предприятие, запущенное в 2022 году, еще не вышло на проектную мощность (500 тыс. тонн в год). В 2024 году оно потребило 333,3 тыс. тонн.

Кроме того, ТШО подписала в 2022 году договор с ТОО «Бутадиен» на поставку 380 тыс. тонн бутана ежегодно на будущий завод по выпуску бутадиеновых каучуков, строящийся рядом с заводом KPI.

Также ТШО договорился с минэнерго, что в этом году гарантированно поставит на внутренний рынок 240 тыс. тонн газа. Компания, скорее всего, и в дальнейшем будет снижать экспорт сжиженного газа.

Остальные производители итак поставляют на внутренний рынок все, что производят. Ежемесячно в рамках плана поставки минэнерго распределяется 140-150 тыс. тонн газа. Хотя, по данным агентства Argus, потребности страны составляют 164 тыс. тонн.

Потребляет в основном автомобиль

По данным минэнерго, сейчас около 80-85%, поставляемого на внутренний рынок сжиженного газа, потребляется автотранспортом. По данным МВД, если в 2022 году количество авто с газовым двигателем составляло 491 тыс. единиц, в этом году оно выросло до 677 тыс. единиц, то есть на 38%.

Сжиженный нефтяной газ на заправках в среднем вдвое дешевле, чем самый недорогой бензин – АИ-92. К примеру, в Алматы литр АИ-92 на АЗС одного из популярных сетей продается по 213 тенге, а автогаз по 102 тенге за литр.

К тому же на рынке появляется все больше автомашин (в основном южнокорейских) с уже встроенным газобаллонным оборудованием (ГБО). Так что пока сохраняются все предпосылки для дальнейшего роста спроса на сжиженный газ со стороны автотранспорта.

Власти призывают автовладельцев переходить на компримированный природный газ (КПГ). Минэнерго разработана Дорожная карта по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива на 2024-2027 годы. Она предусматривает строительство автогазонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) и перевод городских маршрутных автобусов на природный газ.

Сейчас в Казахстане эксплуатируются более 2 700 единиц автобусов, использующих компримированный природный газ (КПГ) как моторное топливо.

Услуги автозаправки оказывает 21 АГНКС: восемь станций расположены в городе Алматы, три в Кызылорде, по два в Шымкенте, Мангистауской (г. Актау и с. Бейнеу) и Атырауской областях (города Атырау и Кульсары), и по одной в городах Актобе, Тараз, Уральск и Талдыкорган. А СПГ в настоящее время в Казахстане и вовсе не производится.

Предполагается, что перевод маршрутных автобусов на КПГ поможет снизить выбросы углекислого газа в городах, и уменьшит спрос на дизельное топливо. Минэнерго отмечает, что общее потребление КПГ в республике в прошлом году составило 121,2 млн куб. м, что соответствует замещению 90 тыс. тонн дизтоплива.

Однако, процесс перевода автобусов и других авто на КПГ идет очень медленно, если не сказать, что стоит на месте хотя рынок имеет большой потенциал для роста. Отрасль нуждается в поддержке, поскольку самостоятельно автовладельцы вряд ли будут переходить на КПГ. Одной из причин этого может быть дороговизна установки оборудования. В прошлом году переоборудование обычного четырехцилиндрового автомобиля на сжиженный нефтяной газ специалисты оценивали в 150-200 тыс. тенге, а на компримированный природный газ – от 750 тыс. до 1 млн тенге. Да, и весит ГБО для КПГ в три раза тяжелее, чем для СНГ. Кроме того, компримированный природный газ в среднем на 25-30% дороже, чем сжиженный нефтяной газ. Эксперты считают, что перевод на КПГ более предпочтителен для грузовых авто, работающих на дизтопливе, нежели для легковых. При этом нужно субсидировать не только переоборудование авто, но и расширять инфраструктуру производства и реализации метана.

Таким образом, снизить потребление пропан-бутана за счет перевода авто на компримированный природный газ тоже не получится. По крайней мере, пока это не станет экономически выгодным для автовладельцев или же государство не поддержит их льготами. А значит, спрос на сжиженный газ продолжит расти. Поэтому надо увеличивать его производство.


Дулат Тасымов

Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.