Что скрывают нефтяные гиганты в своих контрактах с Казахстаном?
Основатель движения Save the Caspian Sea (Спасем Каспийское море) Вадим Ни подал в суд на министерство энергетики Казахстана. Он требовал от ведомства раскрыть условия соглашений по разработке нефтегазовых месторождений Тенгиз, Кашаган и Карачаганак. Но казахстанские суды не приняли его иск к рассмотрению. Теперь он намерен обратиться в международные инстанции.
Экологический активист подал иск в суд на следующий день после того, как в феврале этого года во время заседания Комитета по вопросам экологии и природопользованию мажилиса тогдашний генеральный директор компании «Тенгизшевройл» (ТШО) Кевин Лайон заявил, что считает «условия соглашения с ТШО справедливыми». Это был его ответ депутату Ерлану Барлыбаеву, который сказал, что оператор Тенгиза платит налогов меньше, чем табачная компания, и спросил, насколько г-н Лайон, как гражданин США, считает справедливым соглашение между Казахстаном и ТШО.
«Для меня это представляется очень сомнительным выводом, когда условия соглашений известны лишь узкому кругу лиц в стране и те связаны с гарантиями о неразглашении информации. Поэтому на следующий день после этого заявления я подал иск на министерство энергетики с требованием о предоставлении доступа к экологической части этих соглашений и публичном их раскрытии. Потому что до этого был получен отказ, и он был обоснован тем, что нефтяным компаниям даны гарантии об их неразглашении», – заявил Вадим Ни, выступая в Мажилисе в апреле этого года.
Он говорит, что соглашения по Тенгизу, Кашагану и Карачаганаку остаются закрытыми, несмотря на участие Казахстана в Орхусской конвенции, гарантирующей общественности доступ к экологической информации.
Однако казахстанские суды так и не приняли административный иск к Минэнерго. 11 августа кассационная инстанция Верховного суда тоже отказала Вадиму Ни в рассмотрении судебного иска.
«Сейчас я готовлю обращения в международные инстанции. Это специальные процедуры Совета по правам человека ООН. Я уже провел консультации с Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека (это агентство ООН, которое занимается защитой прав человека во всем мире). Это связано с тем, что нарушено мое право на получение информации, гарантированные Всеобщей декларации прав человека и Международным пактом о гражданских и политических правах. Нарушено мое право на судебную защиту согласно Всеобщей декларации прав человека. В сентябре я планирую подать сообщения по поводу несоблюдения прав на получение экологической информации и права на доступ к правосудию по Орхусской конвенции», – рассказал Вадим Ни в интервью Exclusive.kz.
На вопрос, как он поступит с полученной информацией, если благодаря международным инстанциям ему все-таки предоставят доступ к соглашениям по Тенгизу, Кашагану и Карачаганаку, и есть ли у него подозрения, что операторы нарушают свои обязательства по экологическим вопросам, Вадим Ни ответил, что он опубликует полученную информацию.
«Я подозреваю, что экологические требования по соглашениям устанавливают более низкие экологические стандарты по сравнению с действующим законодательством», – отметил он.
Напомним, что ранее председатель зеленой партии «Baytaq» Азаматхан Амиртаев говорил, что в Казахстане ставка за эмиссию в атмосферу одной тонны метана составляет всего 73 тенге, тогда как в тех же США аналогичная ставка доходит до $900 за 1 тонну (около 484,7 тыс. тенге по сегодняшнему курсу). Он полагает, что такие размеры выплат закреплены в самих соглашениях по этим трем крупным месторождениям.
Это не первый случай, когда казахстанцы требуют раскрытия условий соглашений о разделе продукции и контрактов по разработке Тенгиза, Кашагана и Карачаганака. В прошлом году группа граждан с участием представителей политической партии «Байтақ» (Baytaq) и членов объединения юридических лиц «Альянс предпринимателей «Парасат» подали петицию с соответствующим требованием. Но за полгода публичное обращение в минэнерго подписали всего чуть более 2,5 тыс. граждан страны. Для того, что ведомство рассмотрело петицию и приведенные в ней аргументы, ее должны поддержать не менее 50 тыс. человек.
Несколько раз обращались с аналогичным требованием к правительству и другим инстанциям и представители партии «Ак жол». В 2022 году тогдашний премьер-министр Алихан Смаилов отказался раскрывать условия СРП, ссылаясь на возможные возражения иностранных инвесторов.
«В соглашениях о разделе продукции, заключенных с иностранными инвесторами, предусмотрено обязательство Республики Казахстан о сохранении конфиденциальности в отношении информации, содержащейся в указанных соглашениях. При этом, раскрытие Республикой Казахстан данной информации в одностороннем порядке, за исключением случаев, оговоренных в соглашениях о разделе продукции (СРП), может привести к разбирательствам в международном арбитраже, что помимо расходов государственного бюджета на арбитраж влечет за собой репутационные риски для страны», – ответил тогда премьер на запрос группы депутатов мажилиса.
Позже, в 2023 году мажилисмен Азат Перуашев обратился в Конституционный суд с требованием обязать правительство раскрыть условия СРП по крупнейшими нефтегазовым проектам. Однако высший судебный орган конституционного контроля в Республике Казахстан заявил, что «рассмотрение указанных в обращении вопросов не входит в компетенцию Конституционного суда».
Таким образом, все ветви власти в Казахстане оказались бессильны как-либо повлиять на иностранные нефтяные компании и призвать их сделать доступными контракты по разработке крупных нефтегазовых месторождений для общественности. Гражданам остается обращаться в международные организации, чтобы защитить свои права на получение информации.
При этом в ряде нефтегазодобывающих стран участники сделок не скрывают условия СРП. К примеру, соглашение о разведке, разработке и разделе продукции по нефтегазовому участку «Шах Дениз» в азербайджанском секторе Каспийского моря между государственной нефтяной компанией Азербайджана и иностранными нефтяными компаниями находится в открытом доступе.
Как спасти Каспий?
Между тем, деятельность нефтегазовых компаний может оказывать негативное воздействие на окружающую среду. По данным Save the Caspian Sea, десятилетиями Каспийское море загрязняется промышленными отходами. Аварии и дноуглубительные работы угрожают жизни морских организмов и людей. Суда сливают нефтесодержащие и токсичные отходы в воду, отравляя ее и разрушая прибрежные экосистемы и лишая животных среды обитания.
Только в июле этого года в акватории моря спутниками Sentinel-1А и Sentinel-1C зафиксировано 28 нефтесодержащих пятен общей площадью около 25 кв. км. Часть загрязнений обнаружена в прибрежной зоне, остальные – в открытом море. Четыре пятна, суммарной площадью 7 кв. км были зафиксированы в казахстанском секторе Каспия. Остальные инциденты пришлись на сектора России (21 пятно площадью 16,79 кв. км) и Азербайджана (3 пятна площадью 1,3 кв. км).
При этом Каспий с каждым днем мелеет. Дамбы на Волге и нерациональное использование водных ресурсов лишают море притока. Дно моря ежегодно обнажается на 70 см, в некоторых районах Казахстана береговая линия уже отступила на 20 км. Нужно срочно предпринимать меры по спасению Каспия.
20 августа Вадим Ни подал на рассмотрение президента и премьер-министра свою программу – «10 шагов по спасению Каспийского моря». Она является своего рода Дорожной картой, следуя которому можно снизить нагрузку и восстановить экосистему Каспия.
В частности, в этой программе говорится, что необходимо вести эффективный мониторинг загрязнений на Каспии и обеспечить публичный доступ к этим данным. Вести мониторинг предлагается в том числе с помощью спутников, производя видео и фото фиксацию. Сегодня госорганы ведут такой мониторинг, но не десяточно быстро, считает эколог.
Во-вторых, предлагается обеспечить полную прозрачность экологической и финансовой отчетности компаний и госструктур в отношении деятельности на Каспии.
«Мы хотим видеть ясную картину того, что предпринимают крупные компании, прежде всего для сохранения экосистемы Каспия, и что делают государственные органы, и одновременно сравнивать это с инвестициями или выплатами, которые делают компании, и мерами, которые финансируются госорганами», – поясняет эколог.
В-третьих, нужно ввести единые международные стандарты, которые позволят контролировать деятельность, связанную с загрязнением и рисками аварий на Каспии. Предлагается сделать это на основе норм Тегеранской конвенции по защите морской среды Каспийского моря, чтобы они были применимы во всех прикаспийских государствах.
Четвертый шаг предусматривается реализацию международных экологических стандартов на национальном уровне. Для этого нужно принимать законодательные акты, чтобы те меры, которые были согласованы на международном уровне, реализовывались и на местном уровне.
Пятый шаг касается создания эффективно работающих охраняемых природных территорий и оперативного реагирования на случаи гибели охраняемых видов. Необходимо решить вопросы с установлением границ заповедной зоны на Северном Каспии, а также принять процедуры, позволяющие гражданам, к примеру, сообщать о гибели тех же каспийских тюленей и видеть то, как реагируют на это госорганы, каковы их действия при массовой гибели тюленей, птиц и рыб – от выявления до привлечения виновных к ответственности.
Кроме того, предлагается оказать поддержку местным сообществам, пострадавших от ухудшения состояния Каспийского моря. Нужны долгосрочные меры поддержки искусственного разведения осетровых и других промысловых видов, сохранение мест нереста и обеспечение экологических попусков воды.
В-седьмых, граждане должны участвовать в принятии решений касательно деятельности, которые планируются на Каспии. Да, сегодня проводятся общественные слушания по оценкам воздействия на окружающую среду, но очень часто неэффективно, и не в тех местах, где граждане могут активно выражать свою позицию по экологическим вопросам.
В-восьмых, предлагается ввести более строгую и обязательную корпоративную ответственность компаний за воздействие на экологию.
В-девятых, предлагается создать международный координационный орган, чтобы вовлечь в эту деятельность экспертов, представителей местных сообществ, ученых, чтобы они могли представлять свои предложения для госорганов, и чтобы на основе их предложений в том числе была подготовлена долгосрочная стратегия спасения Каспия.
Десятый шаг предусматривает развитие честной информированности, чтобы люди осознавали сегодняшнее состояние Каспия, риски, которые связаны с загрязнениями, и другими видами воздействия на экосистему моря.
Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.