English version

Что влияет на рост потребления в Казахстане?

Общество — 19 августа 2025 10:00
0

Конечное потребление домохозяйств является важной составляющей любой экономики, в том числе казахстанской. У нас в стране домохозяйства потребляют примерно 50% созданного в стране Валового внутреннего продукта (ВВП). Поэтому, естественно, чем быстрее растет потребление домохозяйств, тем быстрее растет экономика. Возможность увеличить количество потребляемых товаров и услуг и улучшить их качество является важным стимулом для роста производительности труда.

На диаграмме 1 видно, что после 2008 г. (Мирового финансового кризиса) рост конечного потребления домашних хозяйств в пересчете на душу населения замедлялся и достиг минимума в 2020 г. (карантинные ограничения, вызванные Covid – 19). Затем произошло некоторое ускорение, уступающее темпам нулевых годов.

Диаграмма 1

Изображение 1 для Что влияет на рост потребления в Казахстане?

На рост конечного потребления домохозяйств влияет множество факторов. Например, рост реальных доходов населения и доступность товаров и услуг. Но мы остановимся на качестве институтов. Под институтами понимаются правила и нормы, как формальные, так и неформальные, которые структурируют социальные, политические и экономические взаимодействия. Они могут включать в себя законы, обычаи, моральные принципы, традиции, а также организации, такие как государство, фирмы, семьи.

Клиентоориентированная политика

Институт по изучению демократии V-Dem определяет политический режим в нашей стране как электоральную автократию, в которой есть многопартийные выборы главы исполнительной и законодательной власти, но не удается добиться того, чтобы выборы были свободными и справедливыми, или многопартийности де-факто.

Как правило, авторитарные режимы по своей структуре напоминают феодальные государства эпохи расцвета абсолютизма. Так же как в эпоху абсолютизма был король и его крупные вассалы, обладающие определенной самостоятельностью, так сегодня в авторитарных режимах есть верховный лидер (президент, премьер-министр, аятолла) и есть подчиненные ему лидеры финансово-промышленных и политических групп. Эти группы состоят из групп помельче, а те еще из более мелких групп. Воспроизводится «феодальная лестница».

Все эти группы и группки, с одной стороны достаточно жестко подчинены своим лидерам, а с другой стороны, конкурируют между собой за доступ к ресурсам.

Для таких режимов характерна политика, основанная на клиентоориентированных отношениях. Клиентоориентированные отношения представляют собой целенаправленное распределение ресурсов (товаров, услуг, рабочих мест, денег и т.д.) в обмен на политическую поддержку. Верховный правитель распределяет ресурсы (доступ к ним) среди своего ближнего круга, члены этого круга перераспределяют дальше. Идет движение сверху вниз.

Есть выраженная связь между уровнем клиентоориентированности политики и уровнем консолидации власти у лидера (смотрите диаграмму 2).

Диаграмма 2

Изображение 2 для Что влияет на рост потребления в Казахстане?

[По горизонтальной оси расположены средние значения индекса консолидации власти за период с 1991 г. по 2024 г. включительно. Чем выше значение индекса, тем сильнее консолидация власти.

По вертикальной оси расположены средние значения индекса клиентоориентированности политики за тот же период. Чем выше значения индекса, тем более клиентоориентирована политика].

На диаграмме 2 мы видим, что в ряде стран, к ним относятся Китай, Вьетнам, Лаос, Руанда, Беларусь, Эфиопия и Иран, при высоких значениях индекса консолидации власти, значения индекса клиентоориентированности политики относительно низкие. Это, конечно, интересный феномен, требующий специального изучения, что выходит за рамки данной заметки.

В Казахстане в последние годы значения обоих индексов, консолидации власти и клиентоориентированности политики, снижались (диаграмма 3). Является ли это отражением тренда на демократизацию или случайностью?

Диаграмма 3

Изображение 3 для Что влияет на рост потребления в Казахстане?

Равный доступ к ресурсам

Мы так много места уделили клиентоориентированности политики, потому что этот фактор сильно влияет на равный доступ к ресурсам для разных социальных групп (диаграмма 4).

Диаграмма 4

Изображение 4 для Что влияет на рост потребления в Казахстане?

[По горизонтальной оси диаграммы расположены средние значения логарифма индекса клиентоориентированности политики за период с 1991 по 2024 годы включительно. Чем выше значение индекса, тем больше клиентоориентированность политики.

По вертикальной оси диаграммы расположены средние значения индекса равного доступа к ресурсам для различных социальных групп за тот же период. Институт V-Dem измеряет в какой мере распределены ресурсы, как материальные, так и не материальные, среди различных социальных групп. Чем выше значение индекса, тем более равный доступ к ресурсам].

Обращает на себя внимание то, что у части стран, относящихся к закрытым или электоральным автократиям, значения индекса равного доступа к ресурсам выше среднего. Это такие страны, в которых правящие элиты подкупают лояльность уязвимых социальных групп за счет пособий, пенсий, бесплатных услуг здравоохранения и образования. К таким странам относится и Казахстан.

Если говорить о равном доступе к ресурсам для разных социальных групп, то в Казахстане он растет, начиная с 2014 г. (диаграмма 5). Снижение значения индекса в 2024 г. пока ни о чем не говорит.

Диаграмма 5

Изображение 5 для Что влияет на рост потребления в Казахстане?

Таким образом, клиентоориентированность политики в Казахстане является институциональным барьером, препятствующим более высоким темпам роста конечного потребления домохозяйств. Соответственно, является барьером и для экономического развития страны. Несмотря на улучшения оценок клиентоориентированности политики для нашей страны, они все еще остаются низкими. Продолжение снижения уровня клиентоориентированности политики является плохо используемым резервом для экономического и общественного развития страны.

Так же вы можете прочитать: Население Казахстана: бедные беднеют, богатые богатеют


Жарас Ахметов

Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.